Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Математика

Построение математической модели оптимального управления, обеспечивающего мягкую посадку при минимальном расходе топлива

Тип: курсовая работа
Категория: Математика
Скачать
Купить
Составление гамильтониан Н с учетом необходимых условий оптимальности для задачи Майера. Определение оптимального управления из условия максимизации. Получение конической системы уравнений и ее разрешение. Анализ необходимых условий оптимальности.
Краткое сожержание материала:

1

2

Исходные данные к курсовому проекту

Рассматривается последний этап посадки космического аппарата (КА) на планету. При построении математической модели предположим:

посадка осуществляется по нормали к поверхности планеты, планета неподвижна и в районе посадки плоская;

на КА действуют сила тяжести G=mg, причем g=const и сила тяги , где с=const, а в - секундный расход массы m, ;

аэродинамические силы отсутствуют.

Уравнения движения КА могут быть представлены в виде:

; ; , где h - текущая высота;

или в нормальной форме:

; ; ; .

Здесь введены обозначения:

; ; ; ; .

Граничные условия имеют вид:

; ; ; ; ,

причем Т заранее неизвестно. Требуется найти программу управления u*(t), обеспечивающую мягкую посадку при минимальном расходе топлива, то есть .

Исходные данные для расчетов

Начальная масса КА

, кг.

Начальная высота

, км.

Начальная

скорость

, км/с

Отношение силы тяги

к начальной массе , м/с2

500

190

2,65

42,5

=190000 м.

=2650 м/с

Ускорение силы тяжести для планеты g=1,62 м/с2, величина с=3000 м/с.

Задание к курсовому проекту

Составить гамильтониан Н, воспользовавшись необходимыми условиями оптимальности для задачи Майера.

Из условия максимизации Н по u найти оптимальное управление.

Получить каноническую систему уравнений и в результате прийти к краевой задаче, для которой в момент t=0 заданы компоненты x0, x1, x2, а в момент t=T_компоненты x1, x2, ш0.

Из условия Н(Т)=0 получить соотношение для определения неизвестного времени Т.

Произвести анализ необходимых условий оптимальности, начав с исследования возможности существования особого вырожденного управления, то есть случая, когда функция переключения

.

Доказать, что Кu не может обратиться в нуль на конечном интервале времени и, следовательно, особого управления в данной задаче не существует.

Показать, что Кu есть монотонная функция t.

Рассмотреть четыре возможных случая:

а) Ku>0 для всех ;

б) Ku<0 для всех ;

в) Ku>0 для , Ku<0 для ;

г) Ku<0 для , Ku>0 для .

Показать, в каких случаях (из физических соображений) мягкая посадка невозможна, в каком из реализуемых случаев расход топлива меньше.

Получить программу оптимального управления, когда до некоторого момента t1 управление отсутствует u*=0, а начиная с t=t1, управление равно своему максимальному значению u*=umax, что соответствует минимальному расходу топлива.

Решить каноническую систему уравнений, рассматривая ее для случаев, когда и управление u*=0, и когда , u*=umax.

Приравнивая х1(Т) и х2(Т) нулю, получить два уравнения относительно t1 и Т. Таким образом, краевую задачу свести к системе, состоящей из двух нелинейных уравнений относительно двух неизвестных t1, Т. Составить программу расчета. Получив решение этой системы, решить полностью исходную задачу программирования оптимального управления мягкой посадкой КА на планету. В заключение следует построить фазовую траекторию спуска КА и определить конечную массу m(Т).

Выполнение задания курсового проекта

Нам известно, что

, где с - сила тяги двигателя,

m - масса космического аппарата;

- ускорение аппарата.

То есть, масса ? ускорение = сумме сил, действующих на аппарат.

в - секундный расход массы m: .

Расход массы обеспечивает силу тяги двигателя (P=c?в), ее можно менять в пределах .

можно найти из исходных данных - выразив из отношения силы тяги к начальной массе Pmax/m(0):

;

;

кг/с.

Наш критерий оптимизации . Введем принятые в исходных данных обозначения:

; .

Начальный момент времени t=0, конечный момент времени - момент посадки КА (момент столкновения с планетой) t=T.

;

Тогда критерий оптимизации:

;

. (Здесь .)

Теперь необходимо написать уравнение состояния системы. Для этого нужно ввести переменные состояния и входную переменную.

Порядок дифференциального уравнения n=3, отсюда 3 уравнения состояния:

;

;

.

Выберем управление:

;

Подставляем уравнения состояния, получим:

так как и , отсюда

;

;

.

Критерий оптимизации:

.

Введем переменные х0 и хn+1 (то есть х4).

, где t - текущее время.

.

Тогда основные уравнения состояния:

Составим гамильтониан Н:

;

.

Оптимальному управлению соответствует максимум функции Гамильтона в заданной области возможных управлений. Причем этот максимум равен нулю.

То есть нужно добиться максимума этой функции, меняя u1. Это и будет оптимальное управление.

Для функций шi тоже получим сопряженные уравнения, которые имеют вид :

- так как функция не зависит от х0,

следовательно производная равна нулю;

- аналогично, так как функция не зависит от х1.

Итак, нужно найти максимум гамильтониана:

Функция переключения:

Используя для вычислений Mathcad, получим оптимальное управление:

Таким образом оказалось, что оптимальное управление должно осуществляться на предельных ресурсах. То есть либо двигатель должен быть совсем выключен (при Ku<0), либо включен на максимальную мощность (при Ku>0).

Посмотрим, как меняется функция переключения Кu во времени:

;

Для определения ш1 и ш2 решаем сопряженные уравнения:

, следовательно, ш1 = const, обозначим ш11.

, следовательно, , где c2 = const.

Итак,

Масса КА всегда положительна, а с=3000 = const - величина постоянная, поэтому производная имеет всегда постоянный (один и тот же) знак. То есть величина Ku либо всё время монотонно возрастает, либо всё время монотонно убывает. А это означает, что она может пройти через ноль только один раз.

Рассмотрим четыре возможных случая:

а) Ku>0 для всех ;

б) Ku<0 для всех ;

в) Ku>0 для , Ku<0 для ;

г) Ku<0 для , Ku>0 для .

В случаях б) (когда двигатель КА выключен на всем протяжении посадки) и в) (когда двигатель включен на максимальную мощность до какого-то момента времени t=t*, а затем полет происходит с выключенным двигателем до самой посадки) - говорить о мягкой посадке не приходится. Эти варианты означают падение КА на планету. Поэтому оптимальными (и вообще допустимыми) их считать нельзя.

Следовательно, остаются два реализуемых варианта - а) и г). И оптимальное управление предполагает либо всё время включенный на максимальную мощность двигатель, либо полет с выключенным двигателем до какого-то момента t=t*, а затем полет с двигателем, включенным на максимальную мощность до момента посадки. Естественно, что во втором случае (г) расход топлива меньше, так как часть пути проделывается с выключенным двигателем.

Поэтому оптимальным управлением в данной ситуации можно считать полет с выключенным двигателем, затем происходит включение двигателя и полет продолжается с двигателем, включенным на максимальную мощность.

Итак, оптимальному управлению соответствует

На первом участке полета, на котором u1=0:

; ; ;

...
Другие файлы:

Построение и анализ математической модели объекта управления
Построение математической модели объекта управления в пространстве состояния. Нахождение по формуле Мейсона передаточной функции, временных и частотны...

Построение экономических моделей. Оптимизация и прогнозирование производства
Определение оптимального выпуска товаров, обеспечивающего максимум прибыли. Построение модели, описывающей зависимость между факторами и объемом прода...

Решение задачи оптимального планирования работы технологических линий
Определение наиболее выгодного суточного объема выпуска изделий, обеспечивающего максимум прибыли. Построение математической модели задачи, ее решение...

Расчет оптимального размера заказа
Сферы применения имитационного моделирования для выбора оптимальных стратегий. Оптимизация уровня запасов и построение модели управления. Построение и...

Составление оптимального плана производства тракторных и автомобильных глушителей математическими методами
Алгоритм симплекс-метода. Задача на определение числа и состава базисных и свободных переменных, построение математической модели. Каноническая задача...