Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Стилистические особенности монологов главного персонажа пьесы Эдварда Олби "Что случилось в зоопарке"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Исследование стилистических особенностей монологической речи в пьесе американского драматурга Эдварда Олби "Что случилось в зоопарке". Монологи - главный инструмент драматургии писателя. Стилистические средства, присущие монологам главного персонажа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет"

Факультет иностранных языков

Кафедра прикладной лингвистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по стилистике английского языка

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГОВ ГЛАВНОГО ПЕРСОНАЖА ПЬЕСЫ ЭДВАРДА ОЛБИ "ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ЗООПАРКЕ"

Выполнена студенткой группы 4264/1

Белокуровой Дарьей

Руководитель: доцент кафедры романо-германских языков

факультета иностранных языков Попова Н.В.

Санкт-Петербург 2010

Оглавление

  • Введение
  • Эдвард Олби. Его первая пьеса
  • Теоретическое обоснование работы
  • Стилистический анализ монологической речи в пьесе Эдварда Олби "Что случилось в зоопарке"
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложение

Введение

Наша работа посвящена исследованию стилистических особенностей монологической речи в одной из ранних работ знаменитого американского драматурга Эдварда Олби. Пьеса "Что случилось в зоопарке" была впервые поставлена более полувека назад, в 1959 году [3], однако, как и многие другие произведения Олби ("Смерть Бесси Смит", "Американский идеал", "Не боюсь Вирджинии Вульф", "Шаткое равновесие" и др. [2]), до сих пор остается интересной зрителю и ставится на подмостках американских, европейских и русских театров. Трудно однозначно определить причину успеха этого автора у зрительской аудитории и у критиков. Можно лишь предположить, что, раздражая зрительское восприятие подчас неприятными, доведенными до абсурда сценами, он сумел мастерски показать социальную и философскую проблему, характерную для Америки 60-х годов и еще более усугубившуюся сейчас. А именно проблему отчуждения [3]. Если воспользоваться метафорическим образом, созданным самим Олби, то можно представить мир чужих друг другу людей в виде зоопарка, где каждый сидит в своей клетке, не имея ни возможности, ни желания завязать какие-либо отношения с другими. Человек одинок в вечном хаосе жизни и страдает от этого.

Главный инструмент драматургии Олби - монологи. Г. Злобин в своей статье, посвященной творчеству драматурга, называет их "характерно олбианскими раздумчиво-раздерганными монологами" [5]. Они огромны, запутанны, но, тем не менее, именно они дают нам возможность пробиться к сущности персонажа путем избавления его от множества оболочек, в первую очередь социально обусловленных. В качестве примера можно привести взятую в данной работе для анализа исповедь Джерри, которая в пьесе фигурирует под названием "История о Джерри и собаке".

Наш выбор темы обусловлен несомненной актуальностью работ Эдварда Олби, неоднозначностью трактовок его произведений как зрителями, так и критиками. Некоторые, анализируя творчество этого драматурга, относят его пьесы к абсурдистскому театру [5], другие доказывают обратное, причисляя многие из его работ к реалистическому течению [13, с.38], а третьи считают характерной чертой его стиля слияние этих двух тенденций, по-разному отраженное в произведениях разных лет [5]. Такая интригующая разносторонность взглядов на работы драматурга, так же, как и противоречивость субъективных мнений насчет его творчества побуждают выяснить, какими выразительными средствами пользуется автор, имеющий столь сильное влияние на публику, через какие стилистические приемы и фигуры его дерзкие, пронзительные, в чем-то нескладные пьесы воздействуют на зрителя.

Проведенный нами стилистический анализ позволяет не только выделить основные средства, используемые автором для стилистической организации пьесы, но и показать их связь с монологическим видом речи, а также обосновать выбор определенных приемов для выражения мыслей и чувств героя.

Таким образом, целью нашей работы является выявление стилистических особенностей монологов главного персонажа пьесы Эдварда Олби "Что случилось в зоопарке". Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать основные стилистические средства, присущие монологам Джерри, на примере отрывка из центрального, ядерного монолога пьесы, а именно "Истории о Джерри и собаке", выявить ведущие тенденции в выборе стилистических приемов и их значимость для восприятия текста, а затем на этом основании сделать вывод о характерном для данного драматурга стилистическом оформлении монологической речи.

Эдвард Олби. Его первая пьеса

Г. Злобин в своей статье "Пограничье Эдварда Олби" [5] делит всех драматических писателей XX века на три сектора: буржуазный, коммерческий театр Бродвея и Больших бульваров, где главной целью постановок является получение прибыли; авангардистский театр, потерявший содержание в своем стремлении найти новую форму, и, наконец, театр "больших коллизий и шумных страстей", обращающийся к различным жанрам и формам, но при этом не теряющий своей социальной важности, настоящий театр. К этому, последнему, сектору Г. Злобин относит творчество Эдварда Олби, живого классика нашего времени, на счету которого две премии Тони (1964, 1967) и три Пулитцеровские премии (1966, 1975, 1994), а также награда Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь и Национальная медаль за достижения в области искусства [2].

Олби часто характеризуют как яркого представителя театра абсурда [5; 10], однако следует отметить некоторое тяготение к реализму в его пьесах [3; 13]. Театр абсурда, как понимает его сам Олби, это искусство, основанное на экзистенциалистских и постэкзистенциалистских философских концепциях, которые рассматривают попытки человека сделать осмысленным его бессмысленное существование в бессмысленном мире [12]. А потому в драматургии абсурда человек предстает перед нами оторванным от обстоятельств социально-исторического контекста, одиноким, запутавшимся в бессмысленности своей жизни и потому - "в постоянном ожидании смерти - или спасения" [5]. Именно таким мы видим Джерри, главного героя анализируемой пьесы "Что случилось в зоопарке", таковы Марта и Джордж из пьесы "Кто боится Вирджинии Вульф", таково общее состояние большинства персонажей Олби.

Абсурдистское направление в американской литературе возникло на почве общего пессимистического умонастроения в 50-60х гг. [5]. Общество потребления ощутило, что старые ценности уже не работают, американская мечта - всего лишь красивая иллюзия, не приносящая счастья, а заменить эти ценности и иллюзии нечем. Это социальное отчаяние отразилось в драматургии пятидесятых годов XX века по-разному: некоторые пытались восстановить иллюзию, возродить веру в чудо и спасительную силу любви (Р. Нэш, У. Индж, А. Маклиш, и т.д. [5]), а Эдвард Олби своими шокирующими, острыми в социальном плане пьесами бросает вызов этим иллюзиям, буквально заставляя зрителя столкнуться лицом к лицу с проблемой, заставить думать над ее решением. Какие же проблемы ставит автор? Стоит отметить, что для Олби нет запретных тем, доказательством чему могут служить его последние постановки, например, пьеса "The Goat, or Who Is Sylvia?", рассказывающая об искренней любви главного героя к козе по имени Сильвия [10]. Гомосексуализм, зоофилия, сумасшествие, запутанные семейные отношения - список тем, освещаемых автором, довольно обширен, все их, однако, можно подвести под общий знаменатель, а именно - тему отчужденности человека в этом мире [3], которая раскрывается и в анализируемой пьесе. Эта тема характерна не только для работ Олби, но и для искусства второй половины XX века в целом (стоит вспомнить хотя бы "Трилогию отчуждения" Микеланджело Антониони). Проблема отчужденности, разросшаяся до масштабов трагедии века и потому нашедшая столь яркое отражение в том числе и в работах Олби, заключается в неспособности людей, даже если они говорят на одном и том же языке, понять и принять друг друга. Это проблема каждого человека, погруженного в вакуум своего одиночества и страдающего от этого.

Кроме того, что театральное искусство по определению является имплицитно насыщенным, подразумевающим напряженную работу зрителя по раскодированию авторского послания, в пьесах Олби эта имплицитность еще более усиливается в связи с тем, что нет логической, понятной речи персонажей, содержащей хоть какой-то намек на пути решения поставленной проблемы, только вырисованные с мастерской точностью и холодной объективностью образы. Причем эти образы - типичные характеры в типичных обстоятельствах, что является одной из отличительных черт реализма. Абсурдным же становится именно общение между ними, точнее попытка наладить контакт, часто оканчивающаяся неудачей [3].

Критики отмечают характерный для Олби взгляд на своих героев как будто со стороны, его порой жестокая объективность в вырисовывании персонажей [10]. Сам драматург связывает это с тем, как устроилась его жизнь: будучи усыновленным в раннем младенчестве, несмотря на богатство принявшей его семьи, он не чувствовал себя связанным с ними. Как сам Олби скажет впоследствии: "I was pleased and relieved when, at around the age of five, I discovered that I was adopted." (Я почувст...

Другие файлы:

Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
Идейно-художественное достоинство пьесы Оскара Уайльда "Саломея". Ее стилистические особенности. Трактовка основных образов пьесы и их столкновение в...

Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
Идейно-художественное достоинство и стилистические особенности пьесы "Саломея". Трактовка образов и их столкновения в основном конфликте. Изучение соб...

Стилистические особенности современной рекламы
Информация о потребительских свойствах товаров с целью их реализации или создания спроса. Современная реклама как неотъемлемая часть жизни общества. Я...

Стилистические особенности американской детективной литературы
Признаки детектива как литературного жанра, история его распространения для массового чтения. Сюжетные линии и образы главных героев в произведениях з...

Стилистические особенности в речи современных политиков
Стилистика и стилистические особенности речи. На чем держится контакт политического лидера с народом. Лингвистическая семантика и прагматика. Теория р...