Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Стилистические особенности американской детективной литературы

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Признаки детектива как литературного жанра, история его распространения для массового чтения. Сюжетные линии и образы главных героев в произведениях зарубежных писателей. Стилистические особенности и эстетические принципы детективных новелл Эдгара По.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 ДЕТЕКТИВ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

1.2 ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕКТИВНЫХ НОВЕЛЛ Э. ПО

2.1 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕКТИВНЫХ НОВЕЛЛ Э. ПО

2.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕКТИВНЫХ НОВЕЛЛ Э. ПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение

Детектив сегодня является одним из самых популярных жанров массовой литературы. Популярность детектива проявляется не только в увеличении количества публикаций самих произведений, но и в плане роста сопутствующих изданий: рекламы в газетах и журналах, критических статей, библиографических сборников и т.д.. Растет читательский интерес к детективу и в результате манипулирования читательским интересом в рамках трансмедийной культуры: на основе детективной литературы создаются другие продукты массовой культуры - телесериалы и кинофильмы, авторы, же детективов периодически становятся героями газетных и журнальных публикаций, участниками телевизионных ток-шоу и прочих телепередач. Несмотря на существование многочисленных исследований детектива, его изучение до сих пор остается актуальным, так как происходят трансформации жанра, появляются новые разновидности криминальных романов в российской коммерческой литературе. Это и так называемый «женский» детектив, который развивается как противоположность «мужскому» детективу в плане репрезентации социальных и культурных стереотипов в образе нового героя.

Детективная литература переживает период расцвета как в плане увеличения количества публикаций самих произведений, так и в плане роста числа сопутствующих изданий: рекламы в газетах, журналах, на книжных обложках, критических статей, библиографических сборников и т.д. Жанр детектива становится популярным не только в странах, традиционно славящихся интересом к этому жанру (Англии, Америке, Франции), но и в странах, которые по ряду причин (как культурно-исторических, так и идеологических) до недавнего времени не имели достойных представителей в этой области: Греции, Кубе, Японии, Румынии, Испании и многих других. Литературные и культурно-исторические традиции накладывают свой отпечаток на поэтику и стилистику каждого национального детектива, однако существуют некоторые инварианты, которые незыблемы во всех литературах. Те правила и каноны, которые были приняты еще в 19 веке Рональдом Ноксом, а позднее дополнялись и другими творцами и/или исследователями в этой области, остаются основополагающими для всех времен и народов, ибо они жанрообразующие, без них нет детектива.

Сегодня изданы переводы романов знаменитых творцов в данной области, появились сборники статей о детективе как жанре и его особенностях, есть и библиографическое издание. Тем не менее, исследование детектива остается актуальным, ибо, описывая структурные, композиционные и сюжетные особенности детектива, авторы исследований очень редко привлекают лингвистический и стилистический аппарат, мотивируя это усредненностью стиля детектива, шаблонностью его языка, запрограммированностью его персонажей и сюжетных ходов и т.д. Однако исследование художественного текста с применением методов стилистики декодирования позволяет преодолеть однобокость подхода. Система организации художественных средств различных уровней в их иерархической последовательности, известная в стилистике декодирования как система выдвижения, как нельзя более подходит для исследования стилистического контекста детектива именно в силу того, что он построен более жестко и шаблонно, чем другие жанры. За рубежом появилось несколько изданий, которые сочетают в себе особенности, как антологии, так и литературно-критического очерка или обзора. Это, например, книга под редакцией Томаса Годфри «Английские детективы из серии «убийство в загородном доме». Собранные в сборнике произведения предваряются интересным предисловием редактора, которое обобщает жанровые особенности произведения такого рода. Кроме того, каждому тексту в антологии предпосылается краткий очерк о том вкладе, который внес каждый из авторов сборника в развитие данного жанра. Интересной попыткой использовать исследовательскую часть этого издания для стилистического анализа детективов такого рода явилась дипломная работа Татьяны Сигаловой, успешно защищенная на кафедре английской филологии СГУ в 2000 году. В работе Т.Сигаловой литературоведческий анализ был дополнен семиотическим - для исследования хронотопа классического детектива, и анализом по лексической тематической сетке, разработанным И.В.Арнольд с применением идеографического словаря-тезауруса Роже, что помогло глубже проникнуть в смысловую структуру самого понятия «убийство в загородном доме». Для разработки гипотезы о том, что данная методика может иметь эвристический потенциал, большое значение имело и толкование термина «сильная позиция» в работах И.В.Арнольд и других исследователей в этой области. Как показало исследование Т.Сигаловой, это связано с тем, что многие из заглавий этих детективов содержат слова, связанные с темой «дом», «усадьба» и т.д.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Стилистические особенности американской детективной литературы».

Объект нашего исследования - стилистические особенности американской детективной литературы.

Предмет исследования - детективные новеллы Э.По

Цель исследования - выявить и охарактеризовать стилистические особенности американской детективной литературы на примере детективных новелл Э.По.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы

3. Выявить и охарактеризовать стилистические особенности американской детективной литературы на примере детективных новелл Э.По

Новизна работы заключается в том, что мы попытались рассмотреть стилистические особенности американской детективной литературы в целом на конкретном произведении.

Методы исследования - теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; организационный метод - сравнительный, стилистический анализ текста.

Данная работа состоит из введения, главы I «Теоретические основы изучения стилистических особенностей американской детективной литературы», главы II «Изучение стилистических особенностей американской детективной литературы на примере детективных новелл Э.По», заключения, библиографического списка, включающего 23 наименования.

Общий объем работы - 32 страницы.

Глава I. Теоретические основы изучения стилистических особенностей американской детективной литературы

1.1 Детектив как литературный жанр

ДЕТЕКТИВ (лат. detectio - раскрытие англ. detective - сыщик) - художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления.

В детективе обязательно присутствует тайна, загадка. Обычно это преступление, но в отличие от мистики, в этом жанре таинственное носит объективный, «реальный» характер, несмотря на свою загадочность и необъяснимость. Цель детективной истории - решение загадки; повествование привязано к логическому процессу, посредством которого расследователь по цепочке фактов приходит к раскрытию преступления, которое и является обязательной единой развязкой детектива. Главное в детективе - расследование, поэтому анализ характеров и чувств персонажей для него не так важен. Очень часто тайна разгадывается путем умозаключения на основании того, что известно и расследователю, и читателю. Детективное произведение не следует отождествлять с триллером, где всегда есть элемент ужаса или голого насилия, и с криминальным романом, вскрывающим причины и природу преступности, изображающим преступный мир или мир полицейских [6].

Детектив, как и любой другой жанр массовой литературы, характеризуется следующими признаками: 1) высокая степень стандартизации; 2) развлекательная функция (детектив отвечает потребностям читателей отдохнуть и уйти от действительности). Все это, согласно исследованиям американского культуролога Дж. Г.Кавелти, два основных аспекта формульных структур, к которым относятся жанры массовой литературы. По определению Кавелти, «формула - это комбинация или синтез ряда специфических культурных штампов и более универсальных повествовательных форм или архетипов». «Повествовательные условности», переходящие из романа в роман, бывают двух видов. Во-первых, традиционные способы описания неких конкретных предметов или людей, традиционные эпитеты, образы, стереотипные изображения персонажей. Во-вторых, общий для большой группы произведений тип сюжета, общая сюжетная схема, сюжетный архетип. Таким образом, словесные формулы являются необходимыми конструктивными элементами произведений массовой литературы на языковом уровне, так как вместе с сюжетом и средой действия словесные формулы позволяют наиболее полно реализовать жанр.

Разрабатывая в конце 60-х годов свою теорию декодирования, профессор И.В. Арнольд говорила как о возможном и желанном, о создании некоего алгоритма для читателя - списка операций, которые нужно проделать в определенном порядке, чтобы проникнуть в смысловую и стилистическую систему текста, тем самым максимально приблизившись к замыслу автора при его создании. Понятия теории информации вводились И.В.Арнольд в...

Другие файлы:

Миссис убийца
Дэй Кийн был одним из самых плодовитых, самых популярных авторов американской детективной прозы. Первые его книги появились еще в сороковых годах. Как...

Истеблишмент в американской публицистике и литературе XX века
Анализ статей американской публицистики и литературы, определение понятия истеблишмента. Становление класса буржуазии в контексте американской литерат...

Стилистические особенности современной рекламы
Информация о потребительских свойствах товаров с целью их реализации или создания спроса. Современная реклама как неотъемлемая часть жизни общества. Я...

Стилистические особенности в речи современных политиков
Стилистика и стилистические особенности речи. На чем держится контакт политического лидера с народом. Лингвистическая семантика и прагматика. Теория р...

Стилистические особенности английского художественного заголовка
Когнитивно-функциональная специфика заголовка в структуре текста, его типология в лингвистике. Специфика грамматических структур заголовков английских...