Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Роман как литературный жанр

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Роман - одна из свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. Исследование художественно-эстетических особенностей романа Апулея "Метаморфозы".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Возникновение и развитие романа как литературного жанра

1.1 Определение романа

1.2 Литературно-исторический контекст в развитии романа

1.3 Античный роман

Глава 2. Художественно-эстетическое своеобразие романа Апулея «Метаморфозы»

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В теории романа существенен ряд до сих пор решаемых проблем: резко стоит вопрос определения этого термина, не менее неоднородным выступает и вопрос жанровой модели романа. По мнению М.М.Бахтина, «Никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Более того, исследователям не удается указать ни одного определенного и твердого признака романа без такой оговорки, которая признак этот, как жанровый, не аннулировала бы полностью»[3; с.200].

В современном литературоведении существуют разные определения романа.

БСЭ (Большая советская энциклопедия): « Роман (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра -- национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе» [5; с.764].

«Новейший литературоведческий словарь-справочник» Н.В.Сусловой: «Роман - эпический жанр, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб, порою целых поколений, развернутую в широком художественном пространстве и времени, обладающем достаточной длительностью».

«Роман - одна из свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином понимается обычно какая-либо воображаемая история, возбуждающая интерес в читателе изображением страстей, живописью нравов или же увлекательностью приключений, развернутых всегда в широкую и цельную картину. Этим вполне определяется отличие романа от повести, сказки или песни» [10; с.197].

На наш же взгляд, наиболее полное определение данного термина дает С.П.Белокурова: «Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия»[4; с.67]. Автор одного из словаря литературоведческих терминов правильно отмечает первоначальное значение, которое вкладывалось в это понятие, при этом указывая и современное его звучание. В то же время само название «роман» в различные эпохи имело «свое», отличающееся от современного, истолкование.

В ряде работ современных ученых ставится под сомнение правомерность употребления термина «роман» по отношению к произведениям античной художественно-повествовательной прозы. Но дело, разумеется, не только в термине, хотя за ним стоит определение жанра этих произведений, но в целом ряде проблем, встающих при их рассмотрении: вопрос об идейных и художественных предпосылках и времени появления этого нового для античности вида литературы, вопрос об его соотношении с действительностью, жанровых и стилевых особенностях.

Несмотря на множество теорий происхождения эллинистического романа, его начала "остаются темными, как и многие другие вопросы, связанные с историей эллинистической прозы. Попытки «вывести» роман из какого-либо более раннего жанра или из «сплава» нескольких жанров не привели к результатам; порожденный новой идеологией, роман не возникает механически, а составляет новое художественное единство, впитавшее в себя многообразные элементы из литературы прошлого" [22; с.79].

Несмотря на существующую проблему, связанную с развитием жанра романа, а именно происхождения античного романа и на то, что она до сих пор не получила своего окончательного разрешения, относительно места античного романа в общем мировом литературном процессе нам кажется бесспорным утверждение большинства исследователей, что непрерывного развития жанра романа от античности до наших дней не было. Античный роман возник и завершил свое существование в античности. Современный роман, появление которого относят ко времени Возрождения, возник самостоятельно, по-видимому, вне влияния сложившихся форм античного романа. Впоследствии, возникнув самостоятельно, современный роман испытал какие-то античные влияния. Однако отрицание непрерывности развития жанра романа вовсе не отрицает, на наш взгляд, существование романа в античности.

Актуальность данной темы обусловлена необычайным интересом к загадочной личности Апулея и к языку его произведения.

Предмет исследования - художественное своеобразие романа «Метаморфозы, или Золотой осел».

Объект исследования - названный роман.

Основная цель исследования - освещение всех теорий возникновения и развития античного романа, а также выявление художественно-эстетической ценности романа Апулея.

Цель курсовой работы предполагает решение ряда задач:

1. Ознакомиться с имеющейся теорией по теме курсовой, с различными взглядами на возникновение и становление рассматриваемого жанра.

2. Дать определение жанру античного романа.

3. Исследовать художественно-эстетические особенности апулеевского «Золотого осла».

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОМАНА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОМАНА

роман литературный повествовательный жанр

Термин «роман», возникший в XII в., успел претерпеть за девять столетий своего существования целый ряд смысловых изменений и покрывает чрезвычайно разнообразные литературные явления. К тому же формы, именуемые сегодня романами, появились гораздо раньше самого понятия. Первые формы жанра романа восходят еще к античности (любовные и любовно-приключенческие романы Гелиодора, Ямвлиха и Лонга), но ни греки, ни римляне не оставили специального наименования для этого жанра. Пользуясь позднейшей терминологией, его принято называть романом. Епископ Юэ в конце XVII века в поисках предшественников романа впервые применил этот термин к ряду явлений античной повествовательной прозы. Наименование это основано на том, что интересующий нас античный жанр, имея своим содержанием борьбу обособленных индивидов за их личные, частные цели, представляет очень значительное тематическое и композиционное сходство с некоторыми видами позднейшего европейского романа, в формировании которых античный роман сыграл немалую роль. Название «роман» возникло позже, в эпоху Средневековья, и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение.

Наиболее распространенным языком средневековой западноевропейской письменности был, как известно, литературный язык древних римлян - латинский. В XII-XIII вв. нашей эры наряду с пьесами, повестями, рассказами, написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди привилегированных сословий общества, дворянства и духовенства, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках и распространенные в среде демократических слоев общества, не знающих латинского языка, среди торговой буржуазии, ремесленников, вилланов (так называемое третье сословие). Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman - романский рассказ, повесть. Затем прилагательное приобрело самостоятельное значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений, которое в дальнейшем устоялось в языке и с течением времени потеряло свой первоначальный смысл. Романом стали называть произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п.

Можно сделать вывод, что если наиболее приближенный к современному значению данный термин появился в эпоху буржуазии - 17 -18 века, то и зарождение теории романа логично относить к тому же времени. И хотя уже в 16 - 17 вв. появляются некие «теории» романа (Антонио Минтурно «Поэтическое искусство»,1563; Пьер Николь «Письмо о ереси сочинительства», 1665), лишь вместе с классической немецкой философией появляются первые попытки создать общеэстетическую теорию романа, включить его в систему художественных форм. «Одновременно и высказывания великих романистов о своей собственной писательской практике приобретают большую широту и глубину обобщения (Вальтер Скотт, Гёте, Бальзак). Принципы буржуазной теории романа в ее классической форме были сформулированы именно в этот период. Но более обширная литература по теории романа возникает лишь во второй половине XIX в. Теперь роман окончательно утвердил свое господство как типичная форма выражения буржуазного сознания в литературе» [13; с.797].

С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как...

Другие файлы:

Традиции жанра антиутопии в западной литературе
Антиутопия как обособленный литературный жанр, её история и основные черты. Классический роман-антиутопия и проблематика романа. Антигуманный тоталита...

Волкодав (серия из 5ти книг) Мария Семенова
Роман "Волкодав", впервые напечатанный в 1995 году, не только завоеваллюбовь миллионов читателей, но и открыл российской публике новый литературный жа...

В мире приключений. Поэтика жанра
Авантюрный роман, детектив, роман путешествий, научная фантастика - все это вбирает в себя приключенческий «большой жанр». Каковы его характерные особ...

В поисках Клингзора
Критики писали: "Что это? Шпионский роман - или детектив? Роман нравов - или научный триллер? Роман, который вобрал в себя все эти жанры и создал из н...

Культура Франции и Германии
Поэзия и ее место во французской литературе. Роман как самый популярный литературный жанр Франции. Современная французская и немецкая музыка. Французс...