Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Проблема преступления и наказания в трагедиях Шекспира "Ричард III" и "Макбет"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Значение творчества одного из величайших драматургов мира Вильяма Шекспира. Литература Англии во второй половине XVI века. Художественные средства и образы, с помощью которых раскрывается тема преступления и наказания в драмах "Макбет" и "Ричард III".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Шекспир и современность

2. Поэтика трагедии «Ричард III» и «Макбет»

3. Преступление и наказание в трагедиях «Ричард III» и «Макбет»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования данной работы является творчество одного из величайших драматургов мира Вильяма Шекспира. Влияние его на мировую историческую мысль, литературу и искусство необычайно.

Его творчество неразрывно связано с эпохой, в которой он жил. Шекспир чутко отзывался на исторические перемены. Его радовало, что Англия в конце XVI века стала одной из могущественных держав мира. Чувство национальной гордости пронизывает те его исторические драмы, где показано укрепление Английского государства, где изображены военные успехи Великобритании.

Поэмы, сонеты и пьесы Шекспира показывают, что он отлично знал современную ему английскую литературу и был знаком с произведениями многих античных авторов.

Литература Англии во второй половине XVI века была светской и переживала пору цветения.

Шекспир с увлечением читал произведения известных в то время поэтов Сиднея и Спенсера. Он испытал на себе влияние этих мастеров лирики.

Филипп Сидней (1554 - 1586) и Эдмунд Спенсер (1552 - 1599) были смелыми экспериментаторами. К древу английской поэзии они успешно прививали ростки античной французской и итальянской лирики. Кроме того, Сидней культивировал пасторально- рыцарский роман, Спенсер же был связан со средневековой литературой своими морализаторскими тенденциями.

Но в центре внимания Шекспира была, конечно, драматургия - современная ему трагедия, комедия и историческая драма, или хроника, - три жанра драмы, постепенно вытеснявшие средневековые мистерии и моралите.

Жанр хроник стал особенно популярен с 80-х годов XVI века, когда решалась судьба страны, зрели реакционные заговоры и грозила нашествием могущественная Испания. Но все завершилось для Англии счастливо: нация, как ни в какое другое время, чувствовала себя единой и цельной, и патриотическое чувство было всеобщим.

Пьесы, демонстрировавшие битвы благородного рыцарства с хищными феодалами и королями - узурпаторами трона, явно импонировали современному сознанию. Победа правых сил над врагами нации, показанная на исторических примерах, воспринималась как стимул для новых подвигов, как урок, преподанный прошлым настоящему.

Хроники Шекспира представляют исключительный интерес для изучения развития жанра исторической драматургии. Шекспир в своих хрониках старался правдиво изобразить прошлое. Источниками Шекспира были хроники Холиншеда и Стоу, где правда была перемешана с легендой. Он использовал также исторические пьесы своих предшественников и устное предание. То, что Шекспир узнавал из этих источников, он старался правдиво передать.

Отступая от исторической правды, Шекспир не смешивал правду с вымыслом, а как бы ставил их рядом друг с другом.

Хроники Шекспира могут быть названы историческими лишь с весьма существенной оговоркой. Писатели того времени еще не знали, что в ходе исторического развития изменяются мировоззрения людей, их психология, отношение друг к другу.

Люди, действующие в исторических хрониках Шекспира, - люди елизаветинской Англии. Не только их мысли, чувства, отношение к жизни и друг к другу, но и сама их одежда принадлежит Англии эпохи Шекспира.

Самое для нас ценное в том, что это - живые люди, каждый со своим характером. Они являются перед нами, как части огромной картины. Эти полотна поражают величиной и многообразием - вот, что прежде всего выносим мы из чтения шекспировских хроник.

Естественно, что трагедия - творческий стержень шекспировского наследия - вызывают особенное внимание. Обнаружить историческую почву творчества Шекспира длительное время было важнейшей задачей его изучения. Усилиями шекспроведов эта задача в общей своей постановке решена. Для шекспироведения бесспорна зависимость трагедий Шекспира и трагического в его творчестве от кризиса гуманизма Возрождения.

Время Шекспира знаменовалось не только крушением гуманистических идеалов, но и торжеством всеобъемлющего разума в искусстве и науке. Мрачное средневековье становилось прошлым.

Несмотря на мрачный финал, в трагедии Шекспира нет безысходного пессимизма. Идеалы трагического героя неистребимы, величественны, и его борьба с порочным, несправедливым миром должна послужить примером для других людей. Это придает лучшим трагедиям Шекспира значение произведений, актуальных во все времена.

Можно обнаружить многочисленные связи, соединяющие трагедии Шекспира, различить в них общие черты идейного развития драматурга. Тем не менее любая пьеса Шекспира по-своему независима, особенна, неповторима, имеет «свой ключ». Лучше всего об этом сказал В.Г.Белинский: «Каждая драма Шекспира представляет собою целый, отдельный мир, имеющий свой центр, свое солнце, около которого обращаются планеты с их спутниками» [5 : 288]. И в этой вселенной, если иметь в виду трагедию, солнцем является главный герой, которому предстоит вести сражение со всем несправедливым миром и отдать жизнь. Но смерть не единственная развязка трагедии. В трагедии Шекспира две развязки. Одна непосредственно завершает исход борьбы и выражается в гибели героя. Адругая вынесена в будущее, которое окажется единственно способным воспринять и обогатить несбывшиеся идеалы Возрождения и утвердить их на земле.

Целью данной работы является изучение проблемы преступления и наказания в пьесах Шекспира «Ричард III» и «Макбет».

В ходе работы решались следующие задачи:

Причины, побудившие Шекспира обратиться к теме преступления и наказания в произведениях «Макбет» и «Ричард III»;

Художественные средства и образы, с помощью которых раскрывается тема преступления и наказания в драмах «Макбет» и «Ричард III»;

Корни преступности и причины поражения Макбета и Ричарда III.

Данная работа состоит из введения, главы I, главы II, главы III, заключения и библиографии.

Работы таких известных авторов, как Аникст А.А., Смирнов А.А., Урнов М.В., Морозов М.М. и других были использованы для выполнения и решения поставленной цели и задач. В своих работах авторы представляют свои точки зрения на творчество великого драматурга. Во многом их мнения совпадают.

шекспир драма макбет ричард преступление наказание

1. Шекспир и современность

В первых сценических опытах Шекспир обратился к прошлому Англии, сравнительно для тех времен недавнему. Сначала Шекспир шел следом за историей, затем, однако, он двинулся вспять, обратился ко временам более ранним, представляющим смуты столетней войны.

Если нарушить порядок появления Шекспировских хроник и расположить их в соответствии с исторической последовательностью: «Король Иоанн» (1596), «Ричард II» (1595), «Генрих IV» (1597-1598), «Генрих V» (1598), «Генрих VI» (1590-1592), « Ричард III» (1592), «Генрих VIII» (1613), то со времен короля Иоанна Безземельного до правления Генриха VIII - отца королевы Елизаветы, иначе говоря, вплотную к шекспировской эпохе, развернется картина подъема Англии, роста ее государственной монолитности и величия.

Шекспир имел свой метод постижения истории: события прошлого он сопоставляет с современными, устанавливая закономерности в сходных явлениях и создавая художественное обобщение. Многие современные Шекспиру драматурги, как английские, так и особенно французские, использовали исторические сюжеты для выражения собственных политических воззрений, вольно обращаясь с фактами, найденными в источниках, искажая характеры известных исторических деятелей ради собственных целей - как это делают авторы вплоть до наших дней.

Шекспир, напротив, стремится воссоздать историческое событие во всей его сложности, а характеры - в их жизненной противоречивости, выбирая из источников наиболее достоверные объяснения. При этом противоположные политические суждения выражены в его драмах одинаково убедительно и высказаны персонажами, вызывающими сочувствие или осуждение, в зависимости от позиции читателя.

Объективность метода Шекспира приводит некоторых критиков к утверждению, что Шекспир только ставит те или иные политические проблемы, не высказывая собственной позиции. Это не совсем верно. Шекспир представляет зрителям некоторую свободу выбора, в его драмах сохраняется историческая объективность по отношению к известным государственным деятелям прошлых времен. Решение тех или иных проблем заключено в развитии действия, а оценка исторического события - в художественном изображении его причин и последствий для участников этого события и для государства.

Создавая драмы на сюжеты английской истории, Шекспир изучил целиком исторический труд «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии», составленный Рафаэлом Холиншедом.

Шекспир не искажает истину, какой она предстала ему при внимательном изучении источников, однако он почти незаметно включает в свои исторические драмы моменты, связывающие прошлое с конфликтами его времени.

Шекспир точен, когда речь идет о тенденциях времени, о том, куда и как двигалась в ту пору английская история...

Другие файлы:

Языковые средства выражения трагического в пьесах Шекспира и их переводах (на материале трагедий "Ричард III" и "Ромео и Джульетта")
Исторические интерпретации понятия "трагическое", анализ его определений в словарях и энциклопедиях, ядерные семы концепта. Особенности отображения яд...

Сборник романов Паркер 1-16
Ричард Старк - псевдоним Дональда Эдвина Уэстлейка.Под псевдонимом Ричард Старк выпустил серию романов с профессиональным вором (Паркер) в качестве гл...

Вильям Шекспир. Полное собрание сочинений в 14 томах. Том 8. Гамлет, принц датский, Отелло и Макбет.
В восьмой том собрания сочинений В. Шекспира включены трагедии "Гамлет, принц датский", "Отелло" и "Макбет"....

Идейно-художественное своеобразие и специфика конфликта в трагедии У.Шекспира “Макбет”

Назначение наказания в уголовном праве
Классификация обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Правовые нормы, регулирующие правила назначения наказания за совершение преступления....