Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Образ читателя в романе У.М. Теккерея "Ярмарка тщеславия"

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Анализ авторского образа читателя в романе, художественных средств его изображения и осмысление его роли в контексте всего произведения. Специфика адресованности текста и ее проявление на эксплицитном (выраженном) и имплицитном (скрытом) уровнях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Образ читателя в романе У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Оглавление

Введение

Глава 1. Проблема читателя в художественном произведении

1.1 Категория адресованности художественного текста

1.2 Классификация типов читателя в литературном произведении

1.3 Сигналы адресованности художественного текста

1.4 Анализ образа читателя в художественном произведении

1.5 Функция читателя в художественном произведении

Выводы по 1 главе

Глава 2. Образ читателя в романе У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

2.1 Теккерей и его реальный читатель

2.2 Специфика адресованности романа «Ярмарка тщеславия»

2.3 Эксплицитный читатель в романе «Ярмарка тщеславия»

2.3.1 Собирательный образ читателя

2.3.2 Образ читательницы в романе

2.3.3 Другие адресаты в романе

2.4 Образ имплицитного читателя в романе

2.4.1 Ирония как средство диалога между автором и читателем

2.4.2 Авторские иллюстрации к роману как средства диалога между автором и читателем

2.5 Роль читателя в романе «Ярмарка тщеславия»

Выводы по 2 главе

Заключение

Введение

Данная дипломная работа посвящена изучению образа читателя в романе Уильяма Мейкписа Теккерея «Ярмарка тщеславия». В основу работы положены современные представления о художественном тексте как «высказывании о мире» Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества / С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - С. 282., при этом писатель, само произведение и читатель являются составляющими единого коммуникативного творческого события, или дискурса (от франц. discours - речь, разговор). В широком смысле дискурс представляет собой «связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами, дающими представление об участниках коммуникации». Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 136-137. Для наиболее полного и точного понимания литературного произведения необходимо анализировать все три его составляющие. Следует учитывать, что художественный текст всегда адресован, т.е. направлен к читателю. Можно рассматривать его как своего рода диалог между автором и читателем, в ходе которого последний должен воспринять замысел писателя и творчески его осмыслить. М. Бахтин в работе «К методологии гуманитарных наук» указывал на то, что адресат (читатель) всегда включен в структуру произведения. Это невидимый собеседник, к которому обращается писатель. При этом внешние признаки адресованности текста (обращения к читателю, посвящения) могут отсутствовать, однако и в этом случае образ читателя можно воссоздать с помощью глубокого литературного анализа. В тексте может быть представлено несколько типов адресатов, которые объединяются в единый образ адресата литературного произведения. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества / С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - С. 367 -368.

«Читателецентричность» является характерной чертой литературы викторианской эпохи (1837--1901). Произведения Ч. Диккенса, Л. Кэрролла, Э. Троллопа построены по принципу увлекательной беседы с формальным читателем, которому предлагается поучаствовать в обсуждении и выразить свое мнение по поводу услышанного. В романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» читатель одновременно является и зрителем изображенного писателем «ярмарочного представления». Присутствие читателя ощутимо на протяжении всего романа, он с полным правом может считаться еще одним персонажем, и наша цель - выяснить характер этого персонажа, его роль в романе и отношение к нему автора.

Таким образом, предметом изучения в данной дипломной работе является художественный текст романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», а объектом - формы и способы воплощения образа читателя.

Целью нашего исследования является анализ авторского образа читателя в романе, средств его изображения и осмысление его роли в контексте всего произведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

· Изучить эпоху создания романа, которая во многом обуславливает как содержание произведения, так и его отдельные компоненты, в том числе и образ читателя;

· Разграничить понятия «реальный читатель» и «формальный читатель» художественного произведения;

· Проанализировать образ читателя как формального адресата текста, то есть того, к кому непосредственно обращается повествователь;

· Выделить и описать языковые средства, моделирующие образ адресата;

· Сопоставить образ формального читателя с образом имплицитного (подразумеваемого, неявного) читателя в романе;

· Определить функцию читателя в романе.

Для достижения поставленной цели используются следующие методы:

§ Изучение литературы по теме;

§ Культурно-исторический и социологический метод анализа художественного произведения;

§ Лингвистический анализ текста;

§ Метод сопоставления.

Новизна поднятой темы определяется недостаточной изученностью проблемы. На сегодняшний день отечественными учеными сделано многое для изучения адресата речевого общения: созданы разнообразные типологии адресатов речи, описаны некоторые коммуникативные категории, связанные с адресованностью текста (категория персональное в работе Е.П.Захаровой Захарова Е.П. Типы коммуникативных категорий // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2000. - С. 163-179., «Ты-категория» И.Д. Чаплыгиной Чаплыгина И.Д. Средства адресованности: ты-категория в современном русском языке: автореф. дисс. … канд. филол. наук. - М.: Моск. пед. ун-т, 2002. - 34с. и т.п.). Однако в отношении адресата литературного произведения в работах лингвистов наблюдается существенный пробел. Статья «читатель» отсутствует в большинстве литературных энциклопедий либо сводится к понятию «реального читателя», то есть конкретного человека, воспринимающего художественный текст. Функция читателя-собеседника как обязательного компонента художественного коммуникативного акта не раскрыта в достаточной мере. В западноевропейском и американском литературоведении проблема читателя получила большую разработку. В энциклопедическом справочнике ?Современное зарубежное литературоведение» представлены различные подходы и направления в изучении читателя: рецептивная эстетика (Х. Гадамер, Х. Яусс, В. Изер и др.); рецептивная критика, или школа реакции читателя (Стэнли Фиш); школа критиков Буффало (Норман Холланд, Хайнц Лихтенстайн, Дэвид Блейх, Мюррей Шварц). Ильин, И.П. Цурганова, Е.А. Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник / Махов А.Е. - М.: Интрада, 1999. - 319с. Однако попыток проанализировать образ читателя в романе «Ярмарка тщеславия» ранее не производилось.

Актуальность дипломной работы связана с новизной подхода к изучению текста как художественного дискурса в единстве его компонентов. Современные направления литературной интерпретации уделяют особое внимание образу читателя в произведении, который долгое время считался менее значимым, чем образ автора и сам художественный текст. Однако этот вопрос не поднимался отдельно в связи с романом У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия», несмотря не то что творчеству Теккерея посвящены многие работы как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) - одна из значительных фигур литературы XIX столетия. Его творчество, объединяющее большое разнообразие жанров - от газетных заметок и стихов-пародий до сказок и романа, - уже на протяжении полутора столетий привлекает внимание российских и зарубежных критиков.

Произведения Теккерея стали объектом исследования еще при жизни писателя, в 1840-е годы в зарубежном литературоведении и в начале 1850-х годов в России. С тех пор идет непрерывное изучение самых разных аспектов его творчества, особенно плодотворно развернувшееся в XX веке.

Современным литературоведением творчество Теккерея принято делить на два этапа: до и после «Ярмарки Тщеславия» (1848). Началом первого этапа будущего писателя считается корреспондентская деятельность в журнале «Знамя нации», а позднее - в газете «Конституционалист». В это же время Теккерей печатается в «Журнале Фрезера». В конце 30-х - начале 40-х годов Теккерей создает ряд работ обличительно-сатирического характера. Это повесть «Кэтрин» (1840) и роман «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим» (1844).

Мировое признание и известность пришли к Теккерею после появления «Ярмарки Тщеславия». Это произведение вобрало в себя всё то, что было сделано Теккереем-писателем за 10 предыдущих лет, продолжило то, что было намечено в предельно сжатой форме в «Книге снобов». Как бы значительны ни были, каждая в отдельности, сатирические повести Теккерея о современной Англии, написанные до «Ярмарки Тщеславия», все они являются только эскизами к тому огромному реалистическому полотну, которое представляет эта эпопея современной писателю жизни. Недаром имя Теккерея навсегда соединилось в представлении читателей с названием его романа, писатель навсегда остался, прежде всего, автором «Ярмарки Тщеславия» Ломакин С.В. Уильям Теккерей и Русская Литература 40-60 гг. XIX в.: Оценки в критике и типологические...

Другие файлы:

Анализ произведения У. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
"Ярмарка тщеславия" как социальный панорамный роман воспитания. Произведение У. Теккерея "Ярмарка тщеславия" в свете диалога культур, русско-английски...

Проблематика и поэтика романа В.М. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
История создания, поэтика и проблематика романа Теккерея "Ярмарка тщеславия". Повороты судеб Э. Седли и Р. Шарп или отсутствие положительного героя. П...

Идейно-художественное своеобразие романа У. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
Исторические события Англии середины девятнадцатого века, которые существенно повлияли на создание романа "Ярмарка тщеславия" Уильяма Теккерея. Особен...

Принцип театрализации в романе Теккерея Ярмарка тщеславия

Творчество У. Теккерея как отражение английского буржуазного общества XIX века на примере романа "Ярмарка тщеславия"
Критическая направленность творчества писателя. Биография Вильяма Мейкписа Теккерея. Журналистская деятельность Теккерея. Сатирическое разоблачение сн...