Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Творчество У. Теккерея как отражение английского буржуазного общества XIX века на примере романа "Ярмарка тщеславия"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Критическая направленность творчества писателя. Биография Вильяма Мейкписа Теккерея. Журналистская деятельность Теккерея. Сатирическое разоблачение снобизма. Социальная панорама "Ярмарки тщеславия". Нравы английского буржуазно-дворянского общества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Кафедра культурологии

Курсовая работа

на тему:

«Творчество У. Теккерея как отражение английского буржуазного общества 19 века на примере романа «Ярмарка тщеславия»

ст. гр. Клб-109

Тихомирова А.А.

Руководитель:

Нугаева Г.А.

Владимир 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Биография

Глава 2. Литературная деятельность

Глава 3. Сатирическое разоблачение снобизма

Глава 4. Роман «Ярмарка тщеславия

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Теккерей вошел в мировую литературу как блестящий мастер социальной сатиры, страстный обличитель буржуазно-аристократической правящей верхушки английского общества. Социально-критическая направленность творчества писателя-демократа неизменно привлекала к нему горячую симпатию передовых кругов читателей и прогрессивной критики, вызывая в тоже время холодную сдержанность или попытки замалчивания и фальсификации со стороны реакционных критиков и историков литературы.

Сочувственно встреченное передовой литературной общественностью России 1850-х годов, творчество Теккерея было высоко оценено Н.Г. Чернышевским. «В настоящее время никто из европейских писателей, кроме Диккенса, не имеет такого сильного таланта, как Теккерей» Н.Г.Чернышевский Собр.соч. в 15 томах, т.4, стр.521, - писал великий революционный демократ.

Объект: творчество У. Теккерея.

Предмет: роман У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», как один из самых ярких примеров творчества писателя, отображающий его взгляды на буржуазную Англию 19 века.

Цель: рассмотреть и понять позицию автора как обличителя буржуазно-аристократической верхушки английского общества.

Задачи:

1. выяснить, как влияет биография писателя на его творчество.

2. разобрать на примере «Ярмарки тщеславия» позицию и взгляды автора.

Глава 1. Биография

Вильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте в Индии. Отец его, Ричмонд Теккерей, служил в колониальной администрации; происходил он из состоятельной семьи, из которой в течении нескольких поколений выходили почтенные юристы, врачи, пасторы, колониальные чиновники и офицеры. Он умер, когда сыну его было четыре года. Жена, Анна Теккерей, принадлежала к той же среде. Из переписки Теккерея видно, что мать была всю жизнь его самым близким и чутким другом, поверенной его самых сокровенных дум, способной разделять его широкие интересы.

Воспитание Вильям Теккерей получил в Англии, в Чартерхаузе - казенном пансионе. Школьные годы были для него унылой порой жизни, отравленной бессмысленной зубрежкой и телесными наказаниями.

Уже в детские годы у Теккерея проявились первые задатки будущего сатирика и несомненный дар художника-карикатуриста. Впоследствии он нередко сам иллюстрировал свои произведения и сочинения своих современников, сатириков и юмористов, например выдающегося публициста тридцатых и сороковых годов Дугласа Джерролда. Тяготение к сатире и юмору сказывалось в литературных вкусах мальчика,- его любимыми писателями были Фильдинг и Смоллет.

Окончив Чартерхауз, Теккерей поступает в Кембриджский университет. В университете Теккерей увлекается писанием литературных пародий и сатирических стихов; листки его тетрадей и книг испещрены остроумными и талантливо выполненными карикатурами. Весной 1829 года он издает совместно со своим университетским товарищем рукописный юмористический журнал «Сноб», высмеивающий университетские нравы.

Решение оставить Кембридж созревает у него во время путешествия по Европе летом 1830 года. Из писем к матери видно, что оно принято в результате серьезных раздумий и твердого убеждения в бесплодности приобретаемых в университете формальных знаний. «Я пришел к выводу, - пишет он, - что не имеет смысла тратить время на изучение того, что начисто забудется через самое короткое время и так или иначе будет для меня совершенно бесполезно»The Leters and Private Papers of W.M.Thackeray. Collected and Edited by Gordon N. Ray. In 4 vols. Cambridge, Mass., 1946, v.1, p. 139.

Много размышляет юноша Теккерей в это время о своем призвании и месте в жизни. Его влечет к творческой деятельности в искусстве, но ему самому еще не ясно, на что он способен и к чему стремится. По возвращении на родину он берется за изучение права, хотя оно его мало привлекает, но уже летом 1832 года, став совершеннолетним и самостоятельным, Вильям Теккерей едет в Париж, чтобы по-настоящему заняться рисованием и живописью. Там он легко осваивается с жизнью студенческой вольницы Латинского квартала и молодых художников; дни его наполнены занятиями живописью и рисунком, посещением музеев, выставок, театров, студенческими пирушками, горячими спорами об искусстве. Внимательно следит он и за политической жизнью Франции, серьезно и критически задумывается над борьбой в современном обществе. Во время короткого пребывания на родине он затевает совместно с отчимом издание журнала «Национальное знамя» и берет на себя обязанности иностранного корреспондента. Постепенно круг его журнальной деятельности расширяется, его корреспонденции и очерки печатаются не только в его собственном журнале, но и в других английских периодических изданиях. Журналистика оказывается для него тем живым делом к которому его влекло с ранних лет, вскоре она становится его настоящей профессией. Правда, некоторое время он колебался в выборе между пером литератора и карандашом графика-карикатуриста. С попыткой стать профессиональным художником-иллюстратором связано и первое его знакомство с Чарлзом Диккенсом, искавшим в 1837 году иллюстратора для своего первого романа « Записки Пиквикского клуба». В числе многих графиков, предложивших ему свои услуги, был и Теккерей, однако его пробные рисунки не подошли Диккенсу.

Эта встреча писателей произошла в трудное для Теккерея время напряженной борьбы за существование. Отцовское наследство быстро растаяло из-за юношеской нерасчетливости и неудачи изданий, предпринятых Теккереем совместно с отчимом. Их журнал «Национальное знамя» закрылся вследствие финансовых затруднений в 1834 году, не просуществовав и года; в 1837 году та же судьба постигла и радикальную газету «Конституционалист». Для Теккерея начались годы напряженной, поспешной работы, нелегких литературных заработков - на молодом журналисте уже висела забота о целой семье.

Личная жизнь Теккерея сложилась трагически неудачно. Его жена после четырех лет брака тяжело заболела и оказалась обреченной на долгие годы прозябания в лечебницах для душевнобольных. Умерла она в 1893 году. Это горе набросило печальную тень на всю жизнь Теккерея.

5 Своих дочерей, Энн и Хэриетт, писатель воспитывал сам , не доверяя их попечениям каких-либо школ или пансионов. Энн Теккерей стала впоследствии довольно известной писательницей.

Глава 2. Литературная деятельность

Теккерей начал свою литературную деятельность в эпоху жестокой классовой борьбы, как в Англии, так и в континентальной Европе. Жизнь английского общества в тридцатых и сороковых годах представляла поле острых социальных столкновений.

Парламентская реформа 1832 года обеспечила английским буржуа решающую роль в правительстве. Принятый в 1834 году «закон о бедных» был уже практическим осуществлением буржуазной политики и прямым наступлением на права трудящихся. Он освобождал имущие классы от ответственности за нищету народных масс, устанавливая в качестве единственной меры социального обеспечения нетрудоспособных, безработных и сирот пресловутые «работные дома», метко названные английской беднотой «Бастилиями для бедных». Демагогически прикрываясь заботой об интересах народа, буржуазия развернула борьбу против сохраняемых в интересах помещиков высоких пошлин на ввозимый в Англию хлеб и добилась в 1846 году их отмены, которая позволяла промышленникам увеличивать свои прибыли за счет снижения платы рабочим. Превратившись в классическую страну капитализма с интенсивно развивающимся промышленным производством, Англия стремилась к расширению внешних рынков, всемерно усиливая проводимую ею с давних пор политику колониальной экспансии.

Самым значительным явлением Англии этого времени был чартизм, борьба английского пролетариата, «первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение», как охарактеризовал его В.И. Ленин. В.И.Ленин. Соч., т. 29, стр. 282. Начавшись с середины 1830-х годов, чартизм вскоре вышел за пределы борьбы ха «хартию», т.е. законодательный документ, утверждающий политические права трудящихся, и приобрел в своем более демократическом направлении подлинно революционный характер. Эта борьба пролетариата составляла, по существу, основное содержание исторического процесса в Англии конца 30-х, 40-х и начала 50-х годов.

В накаленной общественной атмосфере середины 19 века литературная жизнь Англии была наполнена жаркой идейной борьбой. Чартистское движение создало свою литературу, непосредственно воплощавшую его идеи, служившую его целям,- в основном политическую поэзию и публицистику. Наряду с чартистской литературой, составлявшей обособленную лини...

Другие файлы:

Идейно-художественное своеобразие романа У. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
Исторические события Англии середины девятнадцатого века, которые существенно повлияли на создание романа "Ярмарка тщеславия" Уильяма Теккерея. Особен...

Анализ произведения У. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
"Ярмарка тщеславия" как социальный панорамный роман воспитания. Произведение У. Теккерея "Ярмарка тщеславия" в свете диалога культур, русско-английски...

Проблематика и поэтика романа В.М. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
История создания, поэтика и проблематика романа Теккерея "Ярмарка тщеславия". Повороты судеб Э. Седли и Р. Шарп или отсутствие положительного героя. П...

Ярмарка тщеславия
«Ярмарка Тщеславия» – одно из замечательных произведений классика английской литературы Уильяма Теккерея (1811 – 1863). Автор бросает в нем вызов бурж...

Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея Ярмарка Тщеславия