Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Стиль и художественный метод как основные теоретико-литературные понятия. Метод писателя как проявление авторской индивидуальности, генезис художественного образа. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова - яркого представителя литературы Дагестана.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1 Стиль и художественный метод как основные теоретико-литературные понятия

1.1 Метод писателя как проявление авторской индивидуальности

1.2 Генезис художественного образа

1.3 Художественный мир произведений Расула Гамзатова

2. Литература Дагестана - единая многоязычная литература народов Дагестана

2.1 Расул Гамзатов - яркий представитель литературы Дагестана

2.2 Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В истории литературы есть яркие личности, которые играют большую роль как для государства, так и для народа. Так, вряд ли может быть всесторонне понято развитие литературы XX века с центральными для него фигурами А.И. Солженицына, А.Т. Твардовского, М.А. Шолохова, М. Джалиля, С. Айни, Ю.С. Рытхеу, О. Сулейменова без учета жизни и деятельности Расула Гамзатова. Творчество писателей впитало в себя многолетний опыт десятков различных народов, оно говорит нам о сегодняшнем дне, о том, что завоевано в прошлом и обогатилось ныне новым содержанием.

Тема курсовой работы - «Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова».

Творчество Р. Гамзатова - поэта, прозаика, эссеиста - постоянно рождает споры, научные дискуссии, полемику в средствах массовой информации. Широкий интерес читателей к творчеству прозаика не ослабевает и в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей, собраний сочинений. В своих произведениях Расул Гамзатов воспевает любовь, дружбу, мужество джигитов, скромность и красоту горянок, но большей части в своих работах пишет о своей Родине как Дагестана, так и о России. Все это определяет актуальность темы. Время вносит свои коррективы, требуя уточнений бытующих мнений, их дополнения или пересмотра. И дело не только в критическом поиске, в динамике воззрений и смене концепций. Дискуссии эти вводят нас в круг важных теоретических проблем, для решения которых требуется основательность исследования всего содержания творчества Р. Гамзатова.

Целью исследования является выявления образа Родины в творчестве Р. Гамзатова на примере его лирических произведений, а так же лирической повести «Мой Дагестан»

Исходя, из этого можно сформулировать задачи исследования:

- изучить научно-методические и литературоведческие источники;

- провести анализ научной и критической литературы по теме исследования;

- исследовать авторскую позицию, идейно содержательные категории поэзии Р. Гамзатова;

- выявить различные точки зрения на основе историко-литературных концепций и литературных позиций Р. Гамзатова;

- систематизировать имеющие в истории литературы данные по перечисленным вопросам, сделать вывод на их основе, о роли творчества Р. Гамзатова в современном литературном процессе.

Материалами исследования послужили собрание сочинений, поэмы и повести Р. Гамзатова, а также исследовательские работы писателей - критиков, газетные и журнальные статьи М. Ахмедова, А. Магомедова, Р. Магомедова.

Теоретико-методологической основой явились научные достижения современного литературоведения, концепции и взгляды, разработанные в литературоведении и теории литературы такими исследователями как: Г.Л. Абрамович, Н.А. Богуславская, Н.Л. Вершинина, Г.П. Бердников, С. Наровчатов, Р. Магомедов, М. Ахмедов.

Структура работы:курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава, посвящена описанию категории характера как формы выражения авторской позиции.

Во второй главе речь идет о художественном мире произведений Расула Гамзатова, где прослеживается воплощение национального характера, патриотизма в лирике и повестях Р. Гамзатова.В заключении сделаны выводы, где подведены итоги исследования.

В списке использованной литературы приводится название работ послуживших источниковой базой и материалами исследования.

1 Стиль и художественный метод как основные теоретико-литературные понятия

литература дагестан гамзатов родина

1.1 Метод писателя как проявление авторской индивидуальности

Рассмотрение вопроса об особенном и общем в творчестве писателей приводит нас к двум важнейшим теоретико-литературным понятием понятиям - стиля и художественного метода. Наиболее отвечающим существу понятия представляется такое определение: стиль - художественное своеобразие литературных произведений, проявляющееся во всей целостной художественной структуре этих произведений (языковой, сюжетной, композиционной), во всей их содержательной форме.

Так же, как понятие стиля обращает нас к индивидуальным особенностям отдельных писателей и произведений и к общим особенностям различных эпохальных и национальных стилевых форм, так и понятие художественного метода соотносится и с индивидуальным творческим опытом групп писателей, близких друг другу по времени, по важнейшим для них идейным, нравственным и эстетическим устремлениям. В обоих случаях под художественным, или творческим, методом понимаются основные принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности, наиболее непосредственно связанные с мировоззрением писателей, с их концепцией жизни, с их общественной позицией.

Исследование художественного метода - исследование основ идейно-художественной концепции, которая раскрывается в закономерных связях и взаимодействиях художественного образа.

Метод писателя представляет собой индивидуальное проявление того или иного художественного метода, характеризующего творчество целой группы писателей, которые придерживаются в основном именно таких (реалистических, романтических, натуралистических и так далее) принципов отбора, изображения и оценки явлений действительности[1, с. 265-277].

1.2 Генезис художественного образа

Поэтическое искусство - это мышление в образах. Образ - наиболее важный и непосредственно воспринимаемый элемент литературного произведения.

Термин «художественный образ» сравнительно недавнего происхождения. Его впервые употребил И.В. Гете. Однако сама проблема образа является одной из древних.

В современном литературоведении под художественным образом понимают воспроизведение явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Цель и назначение образа - передать общее через единичное, не подражая действительности, а воспроизводя ее.

Слово - основное средство создания поэтического образа в литературе. Художественный образ выявляет наглядность предмета или явления.

Образ обладает следующими параметрами: предметность, смысловая обобщенность, структура. Предметные образы отличаются статичность и описательностью. К ним относятся образы деятелей, обстоятельств. Смысловые образы делятся на две группы: индивидуальные - созданные талантом и воображением автора, отображают закономерности жизни в определенную эпоху и в определенной среде; и образы, перерастающие границы своей эпохи и получающие общечеловеческое значение.

К образам, входящих рамки произведения и часто за пределы творчества одного писателя, относят образы, повторяющиеся в ряде произведений одного или несколько авторов. Образы, характерные для целой эпохи или нации, и образы-архетипы, содержат в себе наиболее устойчивые «формулы» человеческого воображения и самопознания.

Художественный образ не является чем-то статичным, его отличает процессуальный характер. В разные эпохи подчиняется определенным видом и жанровым требованиям, развивающим художественные традиции. Вместе с тем образ является знаком неповторимой творческой индивидуальности.

Художественный образ - это обобщение элементов реальности, объективированное в чувственно-воспринимаемых формах, которые созданы по законам вида и жанра данного искусства, в определенной индивидуально-творческой манере.

Художественный образ, отражая жизненные тенденции, вместе с тем является оригинальным открытием и созданием новых смыслов, которых прежде не существовало. Литературный образ соотносится с жизненными явлениями, и обобщение, в нем заключенное, становится своеобразной моделью читательского понимания собственных проблем и коллизий реальности.

Целостный художественный образ определяет и оригинальность произведения. Характеры, события, действия, метафоры соподчиняются сообразно первоначальному замыслу автора и в сюжете, композиции, основных конфликтах, теме, идея произведения выражают характер эстетического отношения художника к действительности.

Процесс создания художественного образа прежде всего - строгий отбор материала: художник берет самые характерные черты изображаемого,

отбрасывает все случайное, давая развитие, укрупняя и заостряя те или иные черты до полной отчетливости.

В характеристике элементов образа существенны их выразительные возможности. Под «выразительностью» следует подразумевать идейно-эмоциональную направленность образа, а под «изобразительностью» - его чувственное бытие, которое превращает в художественную реальность субъективное состояние и оценку художника. Выразительность художественного о...

Другие файлы:

Мой дедушка
Стихи знаменитого аварского поэта Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 - 2003), для детей дошкольного возраста....

Образ Музы в творчестве А. Блока
Русский символизм в творчестве А. Блока: образ Музы в начале творческого пути А. Блока (Цикл "Стихи о Прекрасной Даме") и его эволюция во времени. Худ...

Национальное своеобразие поэзии Расула Гамзаттова
Расул Гамзатов как эссеист, прозаик и народный поэт Дагестана. Культура Дагестана в стихах Гамзатова: искусство народных умельцев, стройность, гордост...

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова
Военная служба Михаила Юрьевича Лермонтова. Место темы Родины в творчестве поэта, ее осмысление в философско-романтическом контексте, как земля, давша...

Тема Родины в лирике Сергея Есенина
Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного на...