Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1 Стиль и художественный метод как основные теоретико-литературные понятия
1.1 Метод писателя как проявление авторской индивидуальности
1.2 Генезис художественного образа
1.3 Художественный мир произведений Расула Гамзатова
2. Литература Дагестана - единая многоязычная литература народов Дагестана
2.1 Расул Гамзатов - яркий представитель литературы Дагестана
2.2 Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В истории литературы есть яркие личности, которые играют большую роль как для государства, так и для народа. Так, вряд ли может быть всесторонне понято развитие литературы XX века с центральными для него фигурами А.И. Солженицына, А.Т. Твардовского, М.А. Шолохова, М. Джалиля, С. Айни, Ю.С. Рытхеу, О. Сулейменова без учета жизни и деятельности Расула Гамзатова. Творчество писателей впитало в себя многолетний опыт десятков различных народов, оно говорит нам о сегодняшнем дне, о том, что завоевано в прошлом и обогатилось ныне новым содержанием.
Тема курсовой работы - «Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова».
Творчество Р. Гамзатова - поэта, прозаика, эссеиста - постоянно рождает споры, научные дискуссии, полемику в средствах массовой информации. Широкий интерес читателей к творчеству прозаика не ослабевает и в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей, собраний сочинений. В своих произведениях Расул Гамзатов воспевает любовь, дружбу, мужество джигитов, скромность и красоту горянок, но большей части в своих работах пишет о своей Родине как Дагестана, так и о России. Все это определяет актуальность темы. Время вносит свои коррективы, требуя уточнений бытующих мнений, их дополнения или пересмотра. И дело не только в критическом поиске, в динамике воззрений и смене концепций. Дискуссии эти вводят нас в круг важных теоретических проблем, для решения которых требуется основательность исследования всего содержания творчества Р. Гамзатова.
Целью исследования является выявления образа Родины в творчестве Р. Гамзатова на примере его лирических произведений, а так же лирической повести «Мой Дагестан»
Исходя, из этого можно сформулировать задачи исследования:
- изучить научно-методические и литературоведческие источники;
- провести анализ научной и критической литературы по теме исследования;
- исследовать авторскую позицию, идейно содержательные категории поэзии Р. Гамзатова;
- выявить различные точки зрения на основе историко-литературных концепций и литературных позиций Р. Гамзатова;
- систематизировать имеющие в истории литературы данные по перечисленным вопросам, сделать вывод на их основе, о роли творчества Р. Гамзатова в современном литературном процессе.
Материалами исследования послужили собрание сочинений, поэмы и повести Р. Гамзатова, а также исследовательские работы писателей - критиков, газетные и журнальные статьи М. Ахмедова, А. Магомедова, Р. Магомедова.
Теоретико-методологической основой явились научные достижения современного литературоведения, концепции и взгляды, разработанные в литературоведении и теории литературы такими исследователями как: Г.Л. Абрамович, Н.А. Богуславская, Н.Л. Вершинина, Г.П. Бердников, С. Наровчатов, Р. Магомедов, М. Ахмедов.
Структура работы:курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава, посвящена описанию категории характера как формы выражения авторской позиции.
Во второй главе речь идет о художественном мире произведений Расула Гамзатова, где прослеживается воплощение национального характера, патриотизма в лирике и повестях Р. Гамзатова.В заключении сделаны выводы, где подведены итоги исследования.
В списке использованной литературы приводится название работ послуживших источниковой базой и материалами исследования.
1 Стиль и художественный метод как основные теоретико-литературные понятия
литература дагестан гамзатов родина
1.1 Метод писателя как проявление авторской индивидуальности
Рассмотрение вопроса об особенном и общем в творчестве писателей приводит нас к двум важнейшим теоретико-литературным понятием понятиям - стиля и художественного метода. Наиболее отвечающим существу понятия представляется такое определение: стиль - художественное своеобразие литературных произведений, проявляющееся во всей целостной художественной структуре этих произведений (языковой, сюжетной, композиционной), во всей их содержательной форме.
Так же, как понятие стиля обращает нас к индивидуальным особенностям отдельных писателей и произведений и к общим особенностям различных эпохальных и национальных стилевых форм, так и понятие художественного метода соотносится и с индивидуальным творческим опытом групп писателей, близких друг другу по времени, по важнейшим для них идейным, нравственным и эстетическим устремлениям. В обоих случаях под художественным, или творческим, методом понимаются основные принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности, наиболее непосредственно связанные с мировоззрением писателей, с их концепцией жизни, с их общественной позицией.
Исследование художественного метода - исследование основ идейно-художественной концепции, которая раскрывается в закономерных связях и взаимодействиях художественного образа.
Метод писателя представляет собой индивидуальное проявление того или иного художественного метода, характеризующего творчество целой группы писателей, которые придерживаются в основном именно таких (реалистических, романтических, натуралистических и так далее) принципов отбора, изображения и оценки явлений действительности[1, с. 265-277].
1.2 Генезис художественного образа
Поэтическое искусство - это мышление в образах. Образ - наиболее важный и непосредственно воспринимаемый элемент литературного произведения.
Термин «художественный образ» сравнительно недавнего происхождения. Его впервые употребил И.В. Гете. Однако сама проблема образа является одной из древних.
В современном литературоведении под художественным образом понимают воспроизведение явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Цель и назначение образа - передать общее через единичное, не подражая действительности, а воспроизводя ее.
Слово - основное средство создания поэтического образа в литературе. Художественный образ выявляет наглядность предмета или явления.
Образ обладает следующими параметрами: предметность, смысловая обобщенность, структура. Предметные образы отличаются статичность и описательностью. К ним относятся образы деятелей, обстоятельств. Смысловые образы делятся на две группы: индивидуальные - созданные талантом и воображением автора, отображают закономерности жизни в определенную эпоху и в определенной среде; и образы, перерастающие границы своей эпохи и получающие общечеловеческое значение.
К образам, входящих рамки произведения и часто за пределы творчества одного писателя, относят образы, повторяющиеся в ряде произведений одного или несколько авторов. Образы, характерные для целой эпохи или нации, и образы-архетипы, содержат в себе наиболее устойчивые «формулы» человеческого воображения и самопознания.
Художественный образ не является чем-то статичным, его отличает процессуальный характер. В разные эпохи подчиняется определенным видом и жанровым требованиям, развивающим художественные традиции. Вместе с тем образ является знаком неповторимой творческой индивидуальности.
Художественный образ - это обобщение элементов реальности, объективированное в чувственно-воспринимаемых формах, которые созданы по законам вида и жанра данного искусства, в определенной индивидуально-творческой манере.
Художественный образ, отражая жизненные тенденции, вместе с тем является оригинальным открытием и созданием новых смыслов, которых прежде не существовало. Литературный образ соотносится с жизненными явлениями, и обобщение, в нем заключенное, становится своеобразной моделью читательского понимания собственных проблем и коллизий реальности.
Целостный художественный образ определяет и оригинальность произведения. Характеры, события, действия, метафоры соподчиняются сообразно первоначальному замыслу автора и в сюжете, композиции, основных конфликтах, теме, идея произведения выражают характер эстетического отношения художника к действительности.
Процесс создания художественного образа прежде всего - строгий отбор материала: художник берет самые характерные черты изображаемого,
отбрасывает все случайное, давая развитие, укрупняя и заостряя те или иные черты до полной отчетливости.
В характеристике элементов образа существенны их выразительные возможности. Под «выразительностью» следует подразумевать идейно-эмоциональную направленность образа, а под «изобразительностью» - его чувственное бытие, которое превращает в художественную реальность субъективное состояние и оценку художника. Выразительность художественного о...
Мой дедушка
Стихи знаменитого аварского поэта Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 - 2003), для детей дошкольного возраста....
Образ Музы в творчестве А. Блока
Русский символизм в творчестве А. Блока: образ Музы в начале творческого пути А. Блока (Цикл "Стихи о Прекрасной Даме") и его эволюция во времени. Худ...
Национальное своеобразие поэзии Расула Гамзаттова
Расул Гамзатов как эссеист, прозаик и народный поэт Дагестана. Культура Дагестана в стихах Гамзатова: искусство народных умельцев, стройность, гордост...
Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова
Военная служба Михаила Юрьевича Лермонтова. Место темы Родины в творчестве поэта, ее осмысление в философско-романтическом контексте, как земля, давша...
Тема Родины в лирике Сергея Есенина
Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного на...