Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

О некоторых духовно-нравственных аспектах русской поэзии XIX века

Тип: доклад
Категория: Литература
Скачать
Купить
Рассмотрение духовно-нравственных вопросов как части социально-философских воззрений русских писателей XIX века. Гражданственность поэзии, ее высокое назначение и гражданственность. Поэзия о любви к Родине и патриотизме, о будущем и предназначении России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

О некоторых духовно-нравственных аспектах русской поэзии XIX века

Номоконов Вадим Николаевич

Кандидат технических наук, доцент

«Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них».

(Лермонтов)

Предисловие

Рассмотрение духовно-нравственных вопросов как части социально-философских воззрений русских писателей XIX века имеет целью проведение характерных параллелей с современностью, извлечение соответствующих уроков, а также осуществление своего рода переклички между поэтами разных эпох. Предварительно упомянем три фактора, которые существенны в данном контексте.

Самостоятельный поиск истины. Сейчас, когда при исследовании нашего прошлого предлагается исходить из конъюнктурных установок, необходимо сосредоточить усилия на поиске объективных и глубоких ответов на актуальные вопросы, поскольку только истина имеет будущее. Подлинное свободомыслие XXI века отвергает надуманные запреты и априорные рамки, накладываемые на мысль теми, кто так или иначе заинтересован в замене истины полуправдой или прямой ложью.

Материя и дух. Мы не только живем на дне воздушного океана, но, как и все материальное, пронизаны духом, поддерживающим жизнь и несущим энергию и информацию. «Тело без духа мертво» (Иак. 2:26). Материальная и духовная реальности существуют объективно, взаимно дополняя друг друга, о чем подробно говорится в [1], так что наличие (духовно незрячих) людей, которые не замечают этого, не меняет сути дела.

Наличие серьезной опасности. В декабре 2000 года Патриарх Алексий выступил со следующим предупреждением: «Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить. В западных странах работает мирная индустрия растления… Мы не видим, чтобы кто-нибудь, кроме Церкви, всерьез противостоял этой смертельной угрозе». [2] За истекшие годы стало ясно, что одна РПЦ не может справиться с этим делом, хотя и предпринимает определенные меры (например, твердо выступает против легализации однополых браков, против ювенальной юстиции, против абсолютизации прав человека). Здесь необходимо положительное действие всех компонентов культуры, а также личные усилия каждого из нас.

Введение

Литература, с одной стороны, влияет на общество, внося существенный вклад в формирование мировоззрения людей, а с другой, - сама зависит от состояния общества, в лоне которого она создается.

О состоянии российского общества к началу XIX века. Общество находилось под большим влиянием идей Просвещения, Французской революции, а затем и наполеоновских войн. Распространялось вольтерьянство, которое в борьбе с ортодоксальным христианством принимало формы деизма, пантеизма и, главным образом, атеизма, а в качестве социально-политического идеала выдвигало «царство разума», подразумевавшее установление справедливого (по меркам идеологов) общественного устройства.

Однако за всем этим стояли скрытые силы тех, что к тому времени приобрели огромные богатства и, естественно, озаботились их сохранением и приумножением. Это были олигархи того времени, стремившиеся стать властителями мира и действовавшие посредством разного рода тайных обществ, а также с помощью влиятельных фигур, проводивших их политику в своих собственных интересах. Они, в частности, опасались роста народонаселения, для ограничения которого считали необходимым организацию и поддержку таких явлений, как войны, голод, эпидемии, подрыв института семьи, отказ женщин от рождения потомства, суициды, насаждение нищеты, поощрение порока и т.п. (Отметим, что английский священник и экономист Т.Мальтус опубликовал в 1798 году свою провокационную в этом плане работу «Очерк о законе народонаселения».) Ясно, что в наше время такого рода политика продолжается, причем более изощренными способами, когда к древнему методу «разделяй и властвуй» добавляются глаголы «развращай, соблазняй, дезинформируй, оболванивай, манипулируй» и т.п. На это, в частности, и направлены всевозможные стрелялки-взрывалки-убивалки-грабилки-изнасилки в кино и на ТВ. [3]

Ясно также, что эти темные силы не способны на устойчивый заговор (поскольку их представители по своей природе склонны к взаимной вражде), но они способны на разного рода сговоры ради сохранения своих несметных неправедных богатств. Если кто-то сомневается в существовании этих сил и полагает, что разложение общества происходит «стихийно, само собой», пусть воспользуется критерием, который предложил Вольтер: «Чтобы узнать, кто властвует над вами, просто выясните, кого не позволено критиковать».

Усиленное распространение атеизма. Чтобы насаждать пороки в народных массах, нужно было подорвать в людях их внутреннюю религиозную веру. (Вспомним, например, про упомянутый Пушкиным крепкий барьер против неправды: «Богородица не велит!».) Дело облегчалось тем, что само священство того времени далеко отошло от проповедуемых ими заповедей, так что Вольтер, имея в виду католическую церковь, призывал «Раздавите гадину!». Сам же он признавал бытие Бога: «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать; но Он существует! Вся природа говорит об этом». И в наши дни те же богоненавистнические (а по сути - человеконенавистнические силы) поднимают шумную волну «неоатеизма», невзирая на то, что сверхсложный геном подразумевает наличие Сверхразума, что сформулированный наукой антропный принцип указывает на действие Высшего Дизайнера, что сложность, гармония и красота природы не может быть делом случая и т.д.

О высоком предназначении поэзии

Русская поэзия XIX века была подготовлена выдающимися предшественниками, значение которых признавал Пушкин - «солнце нашей поэзии»:

«...меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас…»

(«К другу стихотворцу»)

В.А.Жуковский (1783-1852), друг и наставник Пушкина, первым обративший внимание на талант поэта-лицеиста и назвавший его «надеждой нашей словестности», писал, что поэзия всегда была «религии небесной сестра земная».

Г.Р.Державин (1743-1816), «благословивший» Пушкина, так определял

истинное предназначение поэзии, этого «дара богов»:

Сей дар богов лишь к чести

И к поученью их путей

Быть должен обращен, не к лести

И темной похвале людей.

Четко миссию поэзии (беря шире, - миссию искусства) определил Пушкин в стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», рукопись которого была обнаружена среди бумаг поэта после его трагической гибели:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу,

И милость к падшим призывал.

На новом этапе развития российского общества этот мотив милости к униженным и оскорбленным развил и усилил Некрасов:

…Но с детства прочного и кровного союза

Со мною разорвать не торопилась Муза:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела -

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила... («Муза»)

Гражданственность поэзии

«Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!» - эти строки из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражают важные компоненты гражданственности, столь характерные для русской поэзии. В этом отношении еще Пушкин возвысил решительный голос, причем в мировом масштабе:

Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

(Ода «Вольность»)

Ему вторил Лермонтов, веривший в правоту дела дворянских революционеров, боровшихся с самодержавием:

Сыны снегов, сыны славян,

Зачем вы мужеством упали?

Зачем? .. Погибнет ваш тиран,

Как всё тираны погибали! ...

Скорбный мировой опыт (начиная с Французской революции) приводит к известному выводу о нецелесообразности революций, поскольку «революцию готовят романтики, осуществляют фанатики, а ее плодами пользуются властолюбцы и негодяи». Как сказал Президент В.В.Путин (в январе 2008): «Лимит революций и гражданских распрей Россия исчерпала еще в XX-м веке». Так что для нас более приемлем призыв Пушкина, прозвучавший в его стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Эти порывы нужно каждому обратить прежде всего на совершенствование своей собственной души, так как в наше время требуется не очередная политическая, но именно «человеческая революция», чтобы человек по своей внутренней сути стал, наконец, соответствовать прогрессу технической цивилизации. В дальнейшем духовное развитие и образованность людей должны опережать развитие цивилизации, чтобы ее плоды шли на благо всей Планете.

Социально значимая направленность поэзии, роль поэта-гражданина и общественного деятеля утверждается в программном произведении Некр...

Другие файлы:

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Духовно-нравственные принципы современного общества. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников. Опыт р...

Серебряный век в русской поэзии
Основные черты русской поэзии периода Серебряного века. Символизм в русской художественной культуре и литературе. Подъем гуманитарных наук, литературы...

Письма о русской поэзии
Описание: Данная книга, является непосредственным продолжением совместной работы: Г.Г. Амелин, В.Я. Мордерер "Миры и столкновенья Осипа Мандельштама"...

Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема. Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей. Содержание опытно-педагог...

Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей школьников
Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема. Возрастные особенности нравственного развития детей. Телевидение как один из факторов фор...