Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Краткое сожержание материала:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
ФАКУЛЬТЕТ: НАЧАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КУРС 5
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
Студента: Фаткуллина Камиля Фаритовича
Тема: Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Научный руководитель: профессор, доктор педагогических наук Янгирова В. М.
УФА - 2004
Оглавление
Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема.
1.1. Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей.
1.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей.
1.3. Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.
2.1. СМК на современном этапе
развития общества. Понятие, функции.
2.2. Роль телевидения как средства формирования
духовно-нравственных ценностей младших школьников.
2.3. Взаимодействие современной школы и
современного телевидения
Выводы по 2 главе.
Глава 3. Содержание опытно-педагогической работы экспериментального характера по выявлению воздействия телевидения на духовно-нравственное развитие учеников младшей школы.
3.1. Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших школьников.
3.2. Формирующий эксперимент - формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению.
3.3. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей.
Выводы по 3 главе.
Заключение.
Библиография.
Глоссарий.
Приложение.
Реферат к диплому
Тема: «Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников».
Автор работы - Фаткуллин Камиль Фаритович.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, Янгирова Венера Магасумовна.
Актуальность темы вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Бесспорное влияние телевидения на развитие человека доказано, но всесторонне не изучено.
Цель исследования - изучить влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей детей начальной школы.
Задачи
1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
2. Описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе.
3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.
Результаты исследования - для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимо в работе педагога учитывать все дидактически возможности телевидения и использовать распространенность этого вида СМК в своей педагогической стратегии.
Теоретическая новизна и практическая значимость: систематизирована теория вопроса, составлена программа опытно-экспериментальной работы, предложены методические рекомендации на основе результатов исследования.
Рекомендации: использовать все возможности современного телевидения для формирования духовно-нравственных ценностей - включить внешкольную информацию в систему формируемых в школе знаний, использовать эти знания при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ. Сформировать умение интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу; находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них и др.
Введение.
Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общетва придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении. Учитель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности СМК в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Цель работы - изучить влияние современного телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Объектом изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.
Предметом - влияние телевидения на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Задачи.
1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
2. Выявить влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей и описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе
3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.
Гипотеза - эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности современного телевидения.
Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей школьников
Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема. Возрастные особенности нравственного развития детей. Телевидение как один из факторов фор...
Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Глава 3. Содержание опытно-педагогической работы экспериментального характера по выявлению воздействия телевидения на духовно-нравственное развитие уч...
Нравственное воспитание школьников
Анализ и обобщение основных исследований, раскрывающих психологию влияния СМИ на сознание подрастающего человека. Влияние телевидения на формирование...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Сущность и природа нравственности. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Изучение уровня развития духовно – нравственны...
Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой
Нравственные ценности - как основа нравственной воспитанности младших школьников. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младши...