Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Тип: сочинение
Категория: Литература
Скачать
Купить
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Автор: Достоевский Ф.М.Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков. Один из самых страшных эпизодов в романе - рассказ о том, как Соня, спасая от голодной смерти мачеху и ее детей, впервые пошла на улицу: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» В глазах общества Соня становится презираемым, падшим существом - она принуждена получить желтый билет (выдаваемый проституткам вместо паспорта) и жить отдельно от своей семьи по требованию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под одной крышей с «таковской», Лужин называет се в своем письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения». Но и для Мармеладова, горячо любящего свою дочь, и для Раскольникова, сочувствующего Соне, очевидно, что девушка, какие бы обстоятельства ее пи оправдывали, виновна в тяжком грехе. Отец в пьяном бреду предается каким-то болезненным и восторженным мечтаниям о том, как Бог простит Соню в день Суда, а Раскольников повторяет вслед за Соней, что она «великая грешница», говорит с жестокой прямотой, что лучше бы ей было «головой в воду и разом покончить». Но Достоевский, защищая свою героиню, противопоставляет «букве» библейских заповедей «дух» евангельского учения. В ее «падении» автор видит высокий подвиг сострадательной и жертвенной любви, он прибегает к сопоставлению «Сонечкина жребия» с крестными муками Христа. Однако Соня не пассивная жертва злой судьбы - подобно Христу, она губит себя сознательно, делает вполне определенный нравственный выбор. Достоевский рассматривает самые страшные, самые «крайние» ситуации, обнажающие подлинное лицо человека, суть его «натуры».
Другие файлы:

Религиозное осмысление романа Достоевского "Преступление и наказание"
Литературоведение и религиозно-философская мысль о мировоззренческой позиции Ф.М. Достоевского и романе "Преступление и наказание". Раскольников как р...

Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского Преступление и наказание

Образ Сони Мармеладовой в романе Федора Достоевского Преступление и наказание

Система персонажей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского "Преступле...

Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Особенности построения женских образов в романах Ф.М. Достоевского. Образ Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой. Особенности построения второстепенн...