Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Мотив странствия в романе "Герой нашего времени"

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Мотив странствия в романе "Герой нашего времени"Мотив странствия является одним из ведущих в романе "Герой нашего времени".Печорин называет себя "странствующим офицером". Действительно, почти в каждой главе романа он появляется на какое-то время, а потом вновь уезжает, чтобы назад уже не возвратиться. Исключение составляет только глава "Фаталист". Так происходит в "Бэле": Печорин приезжает в крепость Н. а все заканчивается со смертью Бэлы: "Три месяца спустя его назначили в е…й полк, и он уехал в Грузию". В главе "Максим Максимыч" центральный герой появляется проездом, по дороге в Персию с одной мыслью: "Авось где-нибудь умру по дороге". Так и происходит: возвращаясь из Персии, Печорин умирает. В "Тамани" он тоже проездом, а после истории с контрабандистами при первой же возможности покидает "этот скверный городишко". Глава "Княжна Мери" вновь начинается приездом героя на новое место: Печорин в Пятигорске, он полон радостных ожиданий: "Весело жить в такой земле..." Заканчивается же все опять "как обычно": Печорин играет роль "топора в руках судьбы", покидает место своего пребывания - теперь уже Кисловодск - и оказывается в крепости Н. Однако в самом словосочетании "странствующий офицер" есть парадоксальное содержание, осложняющее романтическую традицию. Оно дает о себе знать неоднократно: ведь через Тамань Печорин едет "по казенной надобности", в крепость Н. отправляется по распоряжению начальства и т. д. Эти "странствия" по приказу и "по казенной надобности" вносят в романтическую тему ноту жестокой обусловленности. В самом конце "Княжны Мери" появляется своеобразное стихотворение в прозе о "желанном парусе", и это придает характеристике центрального героя иной тон. В "Тамани" впервые в жизни возникает мотив волнующегося моря и паруса. Печорин замечает, что смотрит на маленькую лодку Янко, отчаянно сражающуюся с яростными волнами, "с невольным биением сердца". Позднее, после откровенного рассказа о бурях душевных, после мучительных и беспощадных наблюдений над самим собой, Печорин сравнивает себя с "матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига", душа которого "сжилась с бурями и битвами" и который "скучает и томится", будучи выброшенным на берег. Так в роман врывается струя взволнованного лиризма - мотив "Паруса", одного из самых задушевных стихотворений поэта, символа мятежной лермонтовской поэзии. Таким образом приоткрывается и внутренняя - лирическая - связь автора со своим героем. Особенно важен интимный характер этой переклички: ведь "Парус" не был опубликован в ту пору. За внешней парадоксальностью сопоставления (Печорин, не умеющий плавать, в чем он сам признается в "Тамани", сравнивает себя с матросом, сжившимся с морской стихией) скрывается определенный символический смысл: мысль о глубокой противоречивости натуры и судьбы героя. В каждой из частей "Героя нашего времени" Печорин показан в совершенно разной среде, в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы ("Бэла"), то мир "честных контрабандистов" ("Тамань"), то праздное светское общество, на Кавказских минеральных водах ("Княжна Мери"). Происходит своеобразное "странствование" Печорина по различным пластам современной автору общественной жизни России. Сюжет романа строится так, что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время является постоянно отторгнутым, отделенным от них, оказывается в положении скитальца, странника.В "Герое нашего времени" постоянно - то прямо, то в какой-то опосредованной форме - проводится соотнесение: Печорин - "все поколение", современное Лермонтову поколение. Поэтому нет предыстории Печорина в полном смысле этого слова, он везде - проездом. Даже возраст героя постороннему наблюдателю определить трудно: то 23 года, а то и 30.Известно, что в 1841 году Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию своего романа. В нем автор счел необходимым прямо заявить, что его герой-это "портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии". Известно также, что в процессе работы Лермонтов изменяет первоначальное название своего романа "Один из героев начала века". Окончательное - "Герой нашего времени" - содержит больший обобщающий смысл.Мотив скитальчества, странствия в романе все более углубляется, выводит за пределы конкретной судьбы центрального героя. И в "Фаталисте", заключительной главе "Героя нашего времени", в горьком раздумье Печорина странничество прямо соотносится с темой поколения. Печорин, размышляя о себе и о характере своего поколения, непосредственно говорит от лица этого поколения, записывая в своем дневнике следующее: "А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце; мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению".Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее - иль пусто, иль темно,Меж тем под бременем познанья и сомненьяВ бездействии состарится оно.Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом.И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,Как пир на празднике чужом.Переклички с "Думой" тут явные, в том числе и в интерпретации "странничества" в связи с темой поколения. Всем, с кем бы судьба ни сталкивала Печорина, приносит он одни несчастья, хотя сам оказывается при этом "не менее несчастлив", всюду становится чужим и вынужден покидать, оставлять прошлое, искать чего-то нового, потому что имеет "воображение беспокойное, сердце ненасытное", - и так без конца. И можно было бы говорить об этом как о выражении "губительности индивидуализма", если бы не было в "Княжне Мери" тех строк, где герой говорит о трагичности своего положения: о своих собственных высоких стремлениях ("верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные") - и невозможности их осуществить. А это уже прямой выход к проблематике социальной в связи с темой поколения.Мотив странствия проходит и через судьбы других персонажей романа - и в первую очередь через судьбы офицера-рассказчика и Максима Максимыча. Офицер характеризует себя как "путешествующего и записывающего" человека. Он путешествует по Кавказу, пишет путевые записки о Грузии, совершенно "случайно" записывает рассказ Максима Максимыча о Печорине и Бэле, а затем едет дальше, "не воображая, что он будет первым звеном длинной цепи повестей". Спецификой путевых записок мотивировано, например, в главе "Максим Максимыч" большое количество собственных замечаний, лирических отступлений офицера, многочисленных описаний величественной природы Кавказа.Но следует подчеркнуть и другое: почти все эти отступления и описания пронизаны ассоциативными связями с другими явлениями, и это заставляет взглянуть на судьбу "путешествующего офицера" по-иному. Так, метель, заставшая их с Максимом Максимычем в пути, живо напоминает повествователю "нашу родимую, северную". И это воспоминание наводит его на размышления о своей собственной судьбе: "И ты, изгнанница, - думал я, - плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки". Сопоставление с "изгнанницей"- метелью дает образу "путешествующего офицера" неожиданный поворот, вносит в его характеристику трагический оттенок. И связан этот оттенок с мотивом странствия.Максим Максимыч - тоже "странник", одинокий, бездомный. Семьи у него нет, об отце и матери он уже "лет двенадцать" не имеет известия. Обе встречи...
Другие файлы:

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
Особенности поэтики романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Концепция личности и система образов в романе. Язык и стиль романа. "Герой нашего в...

Анализ дуэли в романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", его друзья и недруги. Эпизод поединка как один из ключевых в романе. Ночь перед дуэлью. "...

Сложность и многогранность образов главных героев в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
"Герой нашего времени" как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова. Образы Печорина и Максим...

Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Образ Максима Максимыча в романе "Герой нашего времени". Лермонтов изобразил характер штабс-капитана с позиций реализма. Он показал, что обыкновенный...

Система образов в романе "Герой нашего времени"
История создания романа "Герой нашего времени". Характеристика персонажей романа. Печорин и Максим Максимыч - два главных героя – две сферы русской жи...