Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Сложность и многогранность образов главных героев в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
"Герой нашего времени" как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова. Образы Печорина и Максим Максимовича как противопоставление добра и зла в работах исследователей "Героя нашего времени".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Реферат на тему

«Сложность и многогранность образов главных героев в романе

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Содержание

Введение

1. «Герой нашего времени», как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова

1.1 Противоречивость личности Лермонтова - «разноголосый хор мнений»

1.2 «Герой нашего времени» как самое загадочное произведение 19 века

1.3 Сложность и многогранность романа «Герой нашего времени»

2. Исследование образа Максима Максимыча - героя романа «Герой нашего времени»

2.1 Образы Печорина и Максим Максимовича как противопоставление добра и зла в работах критиков и исследователей «Героя нашего времени»

2.2 Попытка нового прочтения личности Максима Максимовича, анализ внутреннего смысла его поступков

Заключение

Список источников

Введение

Художественное наследие М.Ю. Лермонтова (1814-1841) уникально. В неполные тринадцать лет творческой деятельности (1828-1841) им было сделано так много, что не укладывается в один век. В то же время его творчество - явление типологическое, ставшее образцом национального самосознания российской духовной культуры.

При жизни самого писателя вышли две его книги: роман «Герой нашего времени» и небольшой сборник стихов. В конце ХIХ - начале ХХ столетия интерес к изучению наследия М.Ю. Лермонтова не только не затухал, напротив, постепенно возрастал всё с большей и большей силой: появлялись новые издания его сочинений, литературоведческие работы. Изучение наследия продолжается и в ХХI столетии.

«Герой нашего времени» - одно из наиболее детально изученных произведений Лермонтова. Ему посвящены книги и статьи не одного поколения исследователей. На основании исследования всех дошедших до нас источников установлен критический текст романа. Дана новая интерпретация образу главного героя. Все более пристальное внимание привлекают нравственно-философские проблемы, связанные с этим образом, сущность печоринской личности как идейно-художественного центра романа, структура произведения в целом. Роман осмыслялся как этап художественной эволюции Лермонтова и всей истории русской прозы 19 века.

Вместе с тем, остаются недостаточно изученными и спорными проблемы, связанные с существенными сторонами романа, в частности с его методом и стилем, жанровым своеобразием, авторской позицией.

Роман «Герой нашего времени» остается самым загадочным произведением русской классики, споры о нем не утихают и сегодня. Как это ни кажется невероятным и удивительным, но две повести романа оказалась зашифрованными. Повести «Бэла» и «Максим Максимыч» до последнего времени оставались «непрочитанными» на уровне идей автора. Загадочность и недосказанность тонко почувствовал еще Белинский: «Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще более раздражено, и повесть о Бэле все еще остается для вас загадочною». Сам способ особым образом кодировать свои произведения был характерен для Лермонтова.

В данной работе делается попытка раскрыть неоднозначность трактовки образов главных героев в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

В реферате роман «Герой нашего времени» характеризуется как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова; проводится исследование образа Максима Максимыча с попыткой нового прочтения личности этого героя романа, анализ внутреннего смысла его поступков.

При написании реферата использовались труды отечественных критиков 19-21 вв. и исследователей-«лермонтоведов», в том числе И.Л. Андронникова, В.Г. Белинского, С.О. Бурачка, Г. Волового, С.П. Шевырева, Б.Эйхенбаума и др.

1. «Герой нашего времени», как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова

1.1 Отождествление личности Лермонтова и Печорина - «разноголосый хор мнений»

М.Ю. Лермонтов принадлежит к гениальным писателям девятнадцатого века, произведения которых являются поистине шедеврами русской классической литературы, обладающими неисчерпаемым философским и эстетическим потенциалом. Несмотря на обилие научных исследований и критической литературы, ученые продолжают обращаться к лермонтовскому творчеству, находя новые аспекты и пути его изучения.

Еще при жизни Лермонтова его творчество вызывало самые противоречивые оценки и суждения. Причина этого отчасти кроется в глубокой философичности лермонтовского стиля, в том, что многое в произведениях писателя уходит в подтекст, остается «недоговоренным». Кроме того, в распоряжении историка литературы имеется мало документальных материалов, писем Лермонтова, черновиков его художественных произведений, недостаточно прямых сведений о круге чтения писателя. Но основная причина все же заключается в крайней сложности поэтической личности Лермонтова, о загадочности которой говорили несколько поколений исследователей и критиков. Действительно, глубина и своеобразный универсализм философско-эстетического мышления, колоссальная эрудиция писателя, проделанная Лермонтовым к двадцатипятилетнему возрасту огромная духовная работа заставляют задуматься о его гениальной художественной интуиции.

Почти все исследователи Лермонтова говорят о загадочности его творчества и цитируют слова A.A. Блока об отсутствии «почвы для исследования», о «биографии нищенской». Судьба наследия Лермонтова также трагична, как и его собственная. В собраниях сочинений поэта намного больше ранних его произведений (которые он, кстати, не публиковал), чем тех, которые были написаны им в последние годы, лучший период творчества. Часть их была утрачена на Кавказе. Не все написанное поэтом при его жизни можно было издать по цензурным соображениям. Произведения, не предназначенные для печати, нередко терялись безвозвратно. После смерти поэта его черновики и бумаги были разобраны друзьями на память и при описи вещей пятигорским властям достались только записная книжка, подаренная князем В.Ф. Одоевским, да несколько лоскутков бумаг «с собственными сочинениями покойного». Бабушка поэта дарила тетради, рисунки на память о внуке. Родственник Лермонтова А.П. Шан-Гирей, хранивший рукописи поэта, после его смерти уничтожил часть переписки и некоторые произведения - то, что ему представлялось недостойным публикации. Муж Варвары Лопухиной Н.Ф. Бахметев был ревнив и уничтожил то, что поэт адресовал ей.

Помимо художественных текстов, пропало множество документальных источников. Существует, но неизвестно, где находится, дневник Лермонтова. Об этом в свое время сообщил И.Л. Андроников. Переписка поэта, безусловно, обширная, также в значительной степени утрачена. Недостаток документальных материалов побудил исследователей искать в лермонтовских произведениях то, что связано с его личностью.

Творчество Лермонтова, безусловно, может многое сказать о нем. Но, к сожалению, Лермонтов был понят далеко не всеми. В работах о Лермонтове ему «доставалось» и как человеку, и как автору.

По отношению к его личности высказано множество противоположных мнений. В первую очередь, это связано с противоречивостью отзывов современников. Воспоминания о поэте писали разные люди: и те, кто его знал достаточно близко и встречался с ним в узком кругу, и те, кто встречался с ним эпизодически, и те, кто видел его мимолетно. Слишком буквальное истолкование тех или иных высказываний современников, порой основанных на мимолетных впечатлениях, высказываний самого поэта, вне сопоставления различных источников, их анализа, исторического контекста, в «изоляции» Лермонтова от него самого, его жизненных и творческих связей, привело к ряду неточностей. Исследователи не раз спорили о добре и зле, религиозности-нерелигиозности Лермонтова, отождествляли его с Печориным.

Действительно, в работах Ап.Григорьева поставлены многие волнующие критиков его поры вопросы о «бунтующих началах» личности и в творчестве Лермонтова, и об отказе от бунта, о «демонском холоде самообладания» в Печорине, о заимствованном характере лермонтовского отрицания и об «органическом», национальном типе, представленном в главном герое.

Рубеж XIX и XX вв. ознаменовался резким взлетом интереса к вопросам религиозности Лермонтова и к духовной проблематике его творчества. Так, В.О.Ключевский делает вывод о «национально-религиозном настроении» позднего творчества Лермонтова; С.А.Андреевский пишет о запредельности, стремлении в «надзвездные миры» лермонтовской поэзии.

К началу XX в. возникает потребность понять, что составляет основу и источник творчества Лермонтова, которая проявилась в широком спектре взглядов: от демонизма до мистического смирения. В этом отношении работы В.С.Соловьева и Д.С.Мережковского, с одной стороны, обобщили мысли предшественников, с другой - открывали новый этап споров о Лермонтове.

В.С.Соловьев осудил поэта, который, обладая Божественным дарованием, затеял «тяжбу с Богом», не выполнил своего предназначения. Д.С.Мережковский, признавая демонизм и несмирение Лермонтова, называет его бунтарство «святым богоборчеством», не отрицающим Бога, а открывающим путь к «богосынству». Необходимо отметить, что в целом литературоведение этого периода, не обладая еще системой специальных понятий и терминов, часто смешивало лирическое содержание произведений (особенно это касалось поэзии) с личными переживаниями их автора.

Полемика, про...

Другие файлы:

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
Особенности поэтики романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Концепция личности и система образов в романе. Язык и стиль романа. "Герой нашего в...

Система образов в романе "Герой нашего времени"
История создания романа "Герой нашего времени". Характеристика персонажей романа. Печорин и Максим Максимыч - два главных героя – две сферы русской жи...

Анализ романа Лермонтова "Герой нашего времени"
Анализ внутреннего мира и переживаний главных героев повести Лермонтова "Герой нашего времени" - Печорина и Грушницкого, сравнительная характеристика....

Анализ дуэли в романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", его друзья и недруги. Эпизод поединка как один из ключевых в романе. Ночь перед дуэлью. "...

Лексико-фразеологические средства в романе Лермонтова "Герой нашего времени"
Особенности лексических и фразеологических средств, применяемых Лермонтовым в его романе. Влияние Пушкинской прозы на творчество Лермонтова. Языковые...