Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Пишем рецензию...Подготовка к выпускным экзаменам

Тип: доклад
Категория: Литература
Скачать
Купить
Пишем рецензию...Подготовка к выпускным экзаменамВ последние годы стало определенной традицией включать в темы выпускных школьных сочинений тему, связанную с современной литературой и предполагающую умение писать рецензию на то или иное литературное произведение. В прошлом году газета уже публиковала консультацию к такому сочинению, однако поток вопросов, связанных как с особенностью жанра рецензии, так и с проблемами подготовки к ее написанию, не иссякает. Именно поэтому мы решили еще раз вернуться к разговору на эту тему. Что должен четко знать учитель, готовящий учеников к выпускному экзамену? Первое: рецензия — чрезвычайно сложный жанр, и на её создание стоит нацеливать только сильных учеников. Одновременно рецензия — это высший показатель мастерства учителя, ибо именно в этом жанре ученик должен на новом, не обработанном еще материале продемонстрировать все те умения и навыки анализа литературного произведения, которые он получил при изучении классических, “устоявшихся” вещей. Главная задача рецензии — это обращение к самым последним, современным явлениям литературы, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенного мнения. При разговоре о таком произведении пишущему нужно рассмотреть его в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность (в лучшем понимании этого слова) является непременным признаком любой рецензии. Само собой разумеется, что для этого ученику, готовящемуся к написанию рецензии, нужно хотя бы иногда просматривать литературно-художественные журналы, чтобы быть в курсе новинок и ориентироваться в основных направлениях литературной жизни. Далее, учителю следует обговорить с учениками основные структурные моменты любой рецензии. Поскольку рецензия является как бы посланием человека, читавшего какое-либо произведение (или смотревшего спектакль, кинофильм и т.д.), возможному их читателю ( зрителю), то в рецензии , во-первых, должны быть четко указаны выходные данные рассматриваемой вещи, а во-вторых, значительное место должно быть уделено изложению содержания. Не просто пересказу, а концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии произведения. Обязательно следует отметить также интересные, необычные моменты, например, нетрадиционную манеру изложения, какие-то аспекты стиля и т.д. — иными словами следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии. К примеру, рецензент не разделяет идей писателя или вовсе не в восторге от способа их подачи, однако если эти идеи или этот способ являются яркими моментами произведения, его “изюминкой”, он не вправе о них умалчивать. Только после объективного анализа можно приступать к субъективной оценке произведения, составляющей основную часть любой рецензии. Рецензия как раз и пишется для выражения такой оценки, своего собственного мнения. Оно может быть сколь угодно спорным, но в случае если субъективный взгляд базируется на понимании сущностных моментов произведения, он не будет произволить впечатления оригинальничанья и надуманности. Естественно, что вышеупомянутые структурные элементы рецензии не обязательно должны линейно следовать друг за другом. Часто рецензия пишется в художественном ключе — как правило, такую манеру изложения выбирают творческие, одаренные ученики. Мы хотели бы познакомить читателей с двумя работами такого плана. Они написаны одиннадцатиклассниками московской школы 57 Ниной Смирновой и Вадимом Жарко.С.В.Волков
Другие файлы:

Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков
В книгу включены практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам, в том числе и в формате ЕГЭ. Даны сведения о...

Готовимся к выпускным экзаменам. Примерные темы ов (9 класс)

Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена.
3-е изд. - М.: Айрис_Пресс, 2007. - 272с. (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ.) Книга адресована всем, кто готовится к выпускным экзаме...

Решение задач по физике. Часть 1. В помощь поступающим в Вузы
Авторы книги — преподаватели, имеющие большой опыт работы с абитуриентами. Книга учит грамотному подходу к решению задач по физике и поможет самостоят...

Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.
4-е изд. - М.: 2008. - 336 с. В книге в конспективной форме изложен теоретический материал по геометрии. В параграфах к каждому пункту теоретиче...