Право как философская категория
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
право философский свобода
Актуальность работы заключается в том, что в ней показано, что проблема свободы занимает ключевое положение в философском осмыслении как сущностной природы человека - стремления к максимальному, свободному самовыражению, так и правовой действительности, предназначение которой - обеспечение условий практической реализации свободы в обществе.
В свою очередь философы, размышляя о стремлении к свободе как природной сущности человека, видели в праве один из возможных способов реализовать многовековую мечту человечества о гармоничном и справедливом общественном устройстве. Величайшим достижением явилось осознание того, что право как явление не ограничивается нормативно-правовыми актами. Это привело к принципиально значимым рассуждениям о справедливых законах и несправедливых.
Объектом работы являются общественные отношения, отражающие совокупность естественных правомочий, выработанных в ходе развития человеческой деятельности общества и государства.
Предмет - развитие института прав человека в философско-правовом аспекте.
Цель работы заключается в исследовании философских аспектов проблемы прав и свобод человека.
Поставленная цель и выделенные вопросы разрешаются посредством решения следующих задач:
- выявить философские первоистоки идей прав и свобод человека от зарождения идеи равной меры свободы до развития концепции естественных прав человека;
- рассмотреть развитие теории естественного права и договорного устройства государства в XVII-XIX веках;
- определить значение концепции естественного права для философского осмысления правовой действительности мыслителями XX века;
- проанализировать институт прав человека в правовом государстве.
В работе были использованы такие общенаучные методы, как: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, изучавших юридические конфликты: В.Ф. Абдуловой, О.В. Арабаджиевой, Н.Д. Гомонова, П.А. Астахова, В.Е. Василенка, Г.А. Жигачева, С.И. Кузиной, В.Ю. Куликова, Е.В. Попаденко, М.А. Романенко и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Установленно, что дискуссия о правах человека, начавшись в античности как философская, впоследствии приобретает все более политизированный характер и через осмысление проблемы в категориях социальной философии становится сугубо правовой.
2. Выявлено, что на определенной стадии общественно-государственного развития - в индустриальную эпоху - возникла необходимость юридического оформления прав человека.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список литературы.
1. Идеи прав и свобод человека в истории философской мысли
1.1 Философские первоистоки идей прав и свобод человека
Философия права связана с поиском оптимальных социальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой формации. На ранних этапах развития государственности в зависимости от социально-классовой принадлежности человек либо получал определенные права, дающие возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей. Неравенство правовых и обязательственных позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге правовой неразвитости государственности, низкого уровня правовой культуры общества. Установление формального правового равенства и единства адресата нормы права явилось важнейшим историческим прорывом к свободе, новому этапу развития государственности - правовому государству.
История становления философских идей правового государства насчитывает тысячелетия. Она включает те прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с единоличным произволом и насилием, которые начали формироваться еще в античном мире, в древних государствах-полисах, достигших в тот период высоких ступеней политического и культурного развития.
В философском исследовании феномена правового государства российский философ-правовед В.С. Нерсесянц отмечает: «В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя». Характерно, что развитие философских идей и доктрин правового государства неотделимо от становления представлений о правах и свободах человека, которые в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого развивались и выстраивались философско-юридические принципы и нормы правового государства.
По мнению древнегреческого философа Аристотеля, человек только в государстве, под управлением правды и закона, становится в истинном смысле человеком. Поэтому человек по природе своей есть «животное политическое». Однако уже в этот период «личность начала предъявлять свои права, и это повело к разложению органического взгляда на государство, а вместе и к падению основанного на нем политического быта».
Кроме того, институт гражданства в древнем мире имел градации - граждане по рождению и лица, получившие гражданство. В древнем мире институт гражданства носил замкнутый, классово ограниченный характер. Однако уже в своем первичном юридическом содержании гражданина как носителя определенных прав и свобод было большим достижением духовной культуры человечества на его пути познания свободы.
Философские идеи о правах человека и гражданина органично включались в политические и философские концепции представителей античности. Уже прогрессивная философско-правовая мысль древних демократий выдвигала идею равноправия. В этой связи интересно высказывание древнегреческого мыслителя-философа Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраняет все противоречащее ему, чтобы относительно каждого среди существующих имелся один закон, чтобы закон не приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они не оказывались в невыгодном положении сравнительно с тем, кто знает все законы. Закон должен быть таким, чтобы давать одно и то же ясное и полное знание о том, что является правом».
При всех прогрессивных чертах древнегреческого полиса, следует отметить, что в древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в правосудии и т.д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом. Физический труд считался постыдной обязанностью, выполнение которой исключало человека из сферы гражданства и равенства. При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения.
Следовательно, в феодальном правовом документе - Великой хартии вольностей 1215 г., в ст. 39, которую многие исследователи называют «перлом» истории Англии, записано: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». Нельзя не оценить юридическую прогрессивность самой идеи, заключенной в этой статье, которая ставила известные преграды феодальному произволу и развивала идею равенства, хотя и в ограниченной классово-сословной интерпретации.
Политические реалии новой жизни заставляли искать все новые правовые формы взаимоотношений индивида и власти, на необходимость противопоставить произволу властей принципы свободы и справедливости. Основные притязания индивида к новой государственной власти состояли в следующем: государственная власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества; в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода. Из последнего постулата вытекает учение о естественных, неотчуждаемых правах человека, которые стоят выше государственной власти и призваны стать ее ограничителем, удерживать ее от произвола и насилия. Для них также характерна неотделимость прав человека от принципов построения правового государства - господство закона, свобода и справедливость.
Смысл теории общественного договора, выдвинутой в эпоху буржуазных революций, предполагает естественные права человека на заключение такого договора. «Всякое мирное образование государства, - писал Д. Локк, - имело в своей основе согласие народа».
Идея свободы индивида, выдвинутая раннебуржуазными философами просветителями, была развита в философских работах Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Знаменитое утверждение И. Канта - «Право - это совокупность условий, при...
Философская проблема единства Мира
Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные...
Собственность, как экономическая категория
Собственность - экономическая и правовая категория. Право частной собственности - граждан и юридических лиц. Понятие и виды права общей собственности:...
Функционально-семантические особенности глагольных форм настоящего времени в английском и французском языках
Время как философская и лингвистическая категория. Грамматический статус формы настоящего времени. Le Present de l’Indicatif с точки зрения присущих е...
Курсовая работа по философии за 1-й курс.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА. Мировоззрение, его структура и основные типы. Предмет, структура и функции философии. Философия, наука,...