Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Ведение споров: уловки и способы их нейтрализации

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Изучение спора как искусства. Виды споров: научная и деловая дискуссии, полемика (спор ради победы). Стратегия и аргументационная тактика споров. Анализ тактических приемов и реакций на них. Умышленные и неумышленные ошибки в ходе спора (софизмы).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Ведение споров: уловки и способы их нейтрализации

Содержание

  • Введение
  • Виды спора
  • Тактические приемы
  • Уловки в споре
  • Заключение

Введение

Умение убеждать является одним из основных критериев успеха в жизни человека. Убеждение изучают многие науки, среди которых можно выделить риторику. Традиционно под понятием "риторика" подразумевается искусство оратора, т.е. умение убеждать словами, или красноречие.

Убеждение при помощи слов может проявляться не только в местах, где имеется оратор и публика, например в школах, судах, университетах, церквях, парламентах и т.д. С подобной речью люди также сталкиваются и в транспорте, на рынке, дома, при чтении газет или журналов, а также художественных книг. В последнем убеждающая речь присутствует не только в авторских обращениях, но и в диалогах героев. Один из ключевых элементов искусства убеждения - искусство спора.

В данной работе мной поставлена цель: изучить спор, как искусство.

Виды спора

В соответствии с преследуемыми целями различают следующие виды споров:

1) научная дискуссия (решение научной проблемы)

2) деловая дискуссия (целью является нахождение правильного решения)

3) полемика (спор ради победы).

Споры нередко проходят в присутствии публики. Участники подобного спора обязаны учитывать реакцию публики на их действия. Более того, споры могут также проходить и с арбитром (в роли арбитра также может выступать публика).

Перед началом научной или деловой дискуссии противоборствующими сторонами вырабатывается некое общее поле аргументации, т.е. сторонами оговаривается понимание основных терминов, спорных утверждений и то, какой позиции будут придерживаться обе стороны.

Однако не всегда при деловой дискуссии или полемике сторонами оговаривается общее поле аргументации. Причина такового заключается тем, что далеко не во всех спорах преследуется цель поиска истины. В случаях, когда спор ведётся ради победы почти невозможно определить общее поле аргументации.

Первый спор (цель которого - поиск истины) называется диалектическим. Диалектика - поиск истины в процессе словесной беседы. Примером диалектического спора может служить дискуссия.

Второй спор (ради победы) называется эристическим.

В диалектическом споре противоположные стороны называют оппонентами (аргументаторами). Когда выдвинутый одной стороной тезис опровергается другой, то первую называют пропонентом, а вторую оппонентом.

В споре ради победы, противоборствующие стороны называются противниками.

Тот или иной вид спора определяет применяемую стратегию и аргументационную тактику.

Классически стратегия заключается в выполнении следующих действий:

1. Безупречная формулировка тезиса, т.е. тезис должен быть доступным и непротиворечивым

2. Приведение реальных аргументов в защиту тезиса, критика конкурирующих концепций

3. Осуществление логической оценки тезиса в свете найденных аргументов.

Такая стратегия наиболее поста, но всё же следование ей требует от пропонента определённых навыков. Зачастую случается так, что формулируется тезис, приводятся требуемые аргументы, а вывод, свидетельствующий о подтверждении тезиса приведёнными аргументами, отсутствует.

Особым видом спора является также деловое совещание. Оно может представлять собой:

1. Спор типа "круглый стол", что актуально, если до совещания не было выработано решение проблемы;

2. Спор двух или нескольких сторон. Это актуально, если есть варианты решения обсуждаемой проблемы.

Во время проведения делового совещание весьма важно ведение протокола и соблюдение регламента, а также привлечение к дискуссии лиц обладающих соответствующими обсуждаемой проблеме знаниями.

Тактические приемы

Зачастую тактические приёмы заключаются в применении особых приемов. тактические приёмы делят на приёмы общего характера, психологические, логические, риторические, физические и физиологические. Основа определения тех или иных тактических приёмов - аспекты рассмотрения аргументации. Одним из таковых аспектов является нравственный. Однако абсолютного критерия допустимости каких-то тактических приёмов не существует.

Ниже будут рассмотрены основные тактические приёмы:

1. "Оттягивание выражения". Данный приём заключается в том, что осуществляя аргументацию, человек может столкнуться с затруднением ответить на тот или иной вопрос, он может осознавать, что аргументы существуют, и могут быть найдены, если удастся выиграть время и подумать. В таких случаях рекомендуется попросить оппонента задающего вопрос подождать, а самому, дабы выиграть время и "вспомнить" нужную информацию, повторить приведённые ранее аргументы. Можно также объявить перерыв, если это в силах отвечающего на вопрос. Порой, выиграв всего несколько минут можно обратить всю дискуссию в свою пользу.

2. "Сокрытие тезиса". Данный способ построения лекции, обращения и др. помогает сконцентрировать внимание слушателей и позволяет им легче усвоить ход всей аргументации. В некоторых случаях целесообразно сперва изложить аргументы, согласовать их с оппонентом (к примеру, спросить согласен ли он с приведённой аргументацией), а после, исходя из перечисленных аргументов, вывести тезис. В некоторых случаях выведение тезиса можно предоставить оппоненту, более того особые мастера искусства спора порой намеренно выводят ложный тезис, а оппонент при последующем размышлении сам исправляет их и выводит требуемый противнику тезис.

3. "Затягивание спора". Данный приём применяется в тех случаях, когда оппонент заранее понимает, что не прав и не может ответить на вопрос спора. Тогда оппонент обычно просит повторить ваши аргументы, повторно сформулировать ваш тезис и т.д. (порой по несколько раз). Столкнувшись с данным приёмом лучше всего обратиться к публике со словами: "Кто еще, кроме оппонента, не понял, что я доказываю?".

4. "Разделяй и властвуй". Суть приёма заключена в разделении коллективного оппонента, находя внутренние разногласия среди противников. В случае если удаётся вызвать споры или разногласия внутри выступающей группы, цель достигнута.

Реакция на такой - предложить членом выступающей против Вас группы отвлечься от несущественных разногласий и оставить всего одну идею, относительно которой имеется единогласное согласие.

5. "Переложить бремя доказывания на оппонента". Бывают случаи, когда критиковать точку зрения противоборствующей стороны гораздо легче, чем обосновывать свою, поэтому применяя данный приём, стараются практически не затрагивать свой тезис, а лишь опровергать тезис оппонента. Этот приём также носит название "истина в молчании".

6. "Кунктация" (от лат. сunctator - медлительный). Кунктатор - это прозвище Квинта Фабия Максима (древнеримского полководца), которое он получил за медлительность во время войны с Ганнибалом, таковое действие применялось для истощения армии противника.

Данный приём подразумевает занятие выжидательной позиции, дабы сбросить слабые аргументы, а наиболее сильными задавить оппонента в конце спора. Смысл заключён в том, чтобы выступить с наиболее сильными аргументами последним, лишив противника возможность возразить.

7. "Хаотичная речь". В некоторых случаях, когда оппонент н имеет возможности обосновать выдвинутый тезис, он может имитировать речь психически нездорового человека. Польский логик Т. Котарбиньский приводит пример такой речи: "Решительно отменяя эту цингу халтурящего достоинства авторитетных привилегий, благодаря инквизиторскому праву уничтожающих формальное соглашение автономного исполнения… Что еще сотворил паразитный бездельник, боксирующий с ни в чем не повинной ясновидящей особой, если осмелился опозорить славу, достоинство, честь большинства облигационных иероглифов, как он посмел развратить абстрактную женщину всебытия?" Столкнувшись с данным приемом, следует во всеуслышание назвать его и попросить выделить тезис и привести некие аргументы, т.к. идёт спор, а не беседа с психологом.

8. "Уловка Фомы" (ни с чем не соглашаться). Как было сказано русским классиком: "отрицайте все, и вы легко можете прослыть за умницу". Рассматриваемый приём может применяться как по убеждению, так и с целью выйти из спора победителем.

9. "Игнорирование интеллектуалов". Суть приёма следующая: пропонент строит речь так, будто среди присутствующей публики нет интеллектуалов, которые способны объективно и осознанно оценивать его высказывания. Например, ссылаясь на какие-то даты и исторические факты, но весьма не точно. Присутствие в публике людей осведомлённых по данному вопросу его не смущает.

10. "Простая речь". Данный способ отличается от предыдущего избеганием логических и фактических ошибок. При выступлении перед не особо высокообразованной публикой стараются избегать сложных рассуждений и упрощают терминологию. Речь говориться медленно, упоминаются житейские проблемы, а также темы близкие к классу населения, к которому обращена речь.

Уловки в споре

Другие файлы:

Противодействие полиграфу и пути их нейтрализации
В книге ведущих полиграфологов России впервые затрагиваются проблемы противодействия полиграфу («детектору лжи») и методов их нейтрализации. Авторы ра...

Софизмы, парадоксы, уловки
Сущность понятий: софизм, уловки, парадокс; их использование в дискуссиях. Софизм — ложное умозаключение, на первый взгляд кажущееся правильным. Парад...

Метод нейтрализации в титриметрическом методе анализа
Аналитическая химия - наука об определении химического состава веществ и их химической структуры. Понятие и сущность титриметрического метода анализа....

Разрешение семейных споров
Виды споров о детях. Содержание понятия "совместное ведение". Определение места жительства ребенка и взыскание алиментов. Разделение имущества, являющ...

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
Классификация трудовых споров. Понятие индивидуальных трудовых споров, основные причины и условия их возникновения. Нормативные акты и органы по рассм...