Разрешение семейных споров
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Вариант № 2
Задание 1. Укажите, вправе ли субъекты Федерации принимать собственные законы по следующим вопросам (обоснуйте)
А) об организации и деятельности органов опеки и попечительства на территории субъекта;
Б) о введении дополнительных требований к кандидатам в усыновители;
В) о порядке присвоения фамилии и отчества несовершеннолетним детям;
Г) о порядке и условиях, при наличии которых может быть разрешено вступление в брак несовершеннолетним:
- в возрасте от 16 до 18 лет;
- в возрасте до 16 лет.
Д) об основаниях и порядке установления опеки или попечительства над несовершеннолетними детьми;
Е) об основаниях и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в формах, не предусмотренных СК РФ;
Ж) о размере денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка опекуну или попечителю.
Часть 2 ст. 76 Конституции определяет «двухуровневое» нормативное правовое регулирование по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов: федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Конституция вводит важнейшую правовую формулу такого «двухуровнего» регулирования: субъекты РФ принимают собственные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения в соответствии с федеральными законами. Это обусловлено принципом верховенства федерального права. Вопросы совместного ведения перечислены в ст. 72 Конституции. Так в п. К. ст. 72 Конституции РФ в числе находящихся в совместном ведении находится семейное законодательство.
Сфера совместного ведения не является предметом жесткой регламентации из центра. Однако ст. 76 Конституции устанавливает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения (ч. 5). Тем самым Конституция осуществляет разграничение нормотворческих полномочий федерального законодателя и законодателей субъектов Федерации в данной сфере. Кроме того, полномочия РФ и ее субъектов по предметам совместного ведения могут быть конкретизированы в договорах и соглашениях между федеральными и региональными органами государственной власти
Содержание понятия «совместное ведение» и анализ круга вопросов, охватываемых данным понятием, подразумевает необходимость обеспечения соблюдения при этом как интересов субъектов Федерации, так и федеральных интересов. Кроме того, принцип иерархичного построения системы законодательных актов подразумевает непротиворечивость законодательных актов субъектов РФ федеральным законам. Отсюда следует вывод Суда о том, что даже в случае принятия субъектами РФ законов (иных нормативных правовых актов), по своему содержанию опережающих федерального законодателя, законодательные органы субъектов Федерации обязаны основываться на базовых принципах, определенных Конституцией РФ и иным федеральным законодательством. Исходя из этого Конституционный Суд в Постановлениях от 30.11.1995 N 16-П, от 01.02.1996 N 3-П и от 30.04.1997 N 7-П указал, что после издания федерального закона акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним. Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливает трехмесячный срок для приведения актов субъектов Федерации в соответствие федеральному законодательству.
Перечень ст. 71 Конституции РФ содержит исключительный предмет ведения Российской Федерации.
Перечисленные в задании пункты включены в перечень ст. 72 Конституции РФ, а, следовательно, относятся к совместному ведению, таким образом, субъекты Федерации вправе принимать собственные законы по вышеперечисленным вопросам.
алименты имущество разделение опека
Задание 2. Заполните следующую таблицу:
Виды споров о детях |
Круг заявителей |
Предмет доказывания |
Правовые последствия |
|
о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст. 65 СК РФ); |
при участии органа опеки и попечительства, ч.2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ. может быть привлечен эксперт-психолог (ст. 74-78 ГПК) |
перечень обстоятельств, которые должен установить суд при рассмотрении дела об определении места жительства ребенка. возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. |
Если решение суда не будет исполнено обязанным лицом (лицами) в установленный срок добровольно, то суд должен принять меры по принудительному исполнению решения. На родителей или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, препятствующих исполнению судебного решения по делу, связанному с воспитанием ребенка (например, об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка или о порядке реализации бабушкой, дедушкой права на общение с ребенком и т. п.), может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда, который взыскивается в доход государства. Такая мера может быть принята к виновным лицам на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом (п. 1 и 4 ст. 85 Закона об исполнительном производстве). Однако уплата штрафа не освобождает родителя (другое лицо) от обязанности исполнить действия, предусмотренные решением суда по делу, связанному с воспитанием ребенка. Поэтому одновременно с наложением штрафа судебным приставом-исполнителем назначается обязанному родителю (другому лицу) новый срок для исполнения судебного решения. При повторном и последующих нарушениях без уважительных причин должником вновь назначенных сроков для исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается (п. 1-2, 4 ст. 85 Закона об исполнительном производстве). |
|
об устранении препятствий к общению с ребенком (исполнении установленного соглашением родителей порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя) (п. 1 ст. 66 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст. 66 СК РФ); |
при участии органа опеки и попечительства |
Право на общение с ребенком родителя, который живет от него отдельно. Родительские права. |
у родителя (с которым ребенок проживал), создающего препятствия для реализации другим родителем его прав (несмотря на решение суда, вступившего в законную силу), ребенок может быть отобран и передан другому родителю. При этом: - решение об этом принимает исключительно суд; - такое решение суд выносит в соответствии со ст. 406 ГПК и лишь в той мере, в какой другой родитель предъявил в суд требование об этом и суд (с учетом всех обстоятельств дела) пришел к выводу о необходимости передать такому родителю ребенка; принимая такое решение, суд обязан (а не только вправе) исходить только из интересов ребенка и учитывать мнение последнего (ст. 57 СК); при наличии других признаков состава преступления виновный родитель может быть привлечен и к уголовной ответственности (по ст. 156 УК). к виновному родителю применяются меры, предусмотренные действующим ГПК и Законом об исполнительном производстве. Так, за неисполнение решения суда родитель, может быть, подвергнут судебным исполнителем штрафу в размере 200 МРОТ (ст. 73, 85 Закона об исполнительном производстве); |
|
об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст.67 СК РФ); |
дедушки, бабушки, братья, сесты и другие родственники, участие органа опеки и попечительства по требованию родственника |
Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников |
В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. |
|
о возврате родителям ребен...
Другие файлы:
Разрешение споров Виды договоров. Жилищные споры Виды альтернативного разрешения споров Разрешение земельных споров в Республике Беларусь Коллективные и индивидуальные трудовые споры |