Постпозитивистская философия науки критический рационализм К. Поппера о природе и развитии на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияЧелябинский государственный университетИнститут Экономики отраслей, бизнеса и администрированияКафедра экономики отраслей и рынковРефератпо дисциплине: «История философии и науки»на тему: «Постпозитивистская философия науки: «критический рационализм» К. Поппера о природе и развитии научного знания»Челябинск 2011СодержаниеВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..31. "Критический рационализм" К.Поппера…………...…………...............….....42. Концепция "открытого общества" …………………………………………..16ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………...….............21СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..………23ВВЕДЕНИЕКарл Раймунд Поппер (1902–1994), британский философ австрийского происхождения, cчитается одним из крупнейших философов науки ХХ века. Он был также социальным и политическим философом крупного масштаба, заявившим о себе как о "критическом рационалисте", убеждённом противнике всех форм скептицизма, конвенционализма и релятивизма в науке и вообще в человеческих делах, верный защитник "Открытого общества", и непримиримый критик тоталитаризма во всех его формах. Одна из многих выдающихся черт философии Поппера - масштаб его интеллектуального влияния. Из-за того, что в работах Поппера можно найти эпистемологичные, социальные и собственно научные элементы – фундаментальное единство его философского видения и метода в значительной степени рассеяно.Бесспорно, сегодня Поппера можно считать одним из влиятельнейших философов англо-саксонской культуры. Методология Карла Поппера стала отправным пунктом новейших теорий буржуазных ученых в области логики науки и явилась наиболее серьезной попыткой спасения неопозитивизма под формой его критики. Антимарксистский характер социологических воззрений Поппера и его резко выраженный антикоммунизм, постоянно демонстрируемый им с тех пор, как он перебрался в англоязычный регион, создали ему большую популярность в реакционных кругах не только как социологу и политологу, но и как философу. И британские консерваторы, и правые социал-демократы ФРГ, которым прежде не было никакого дела до его методологии науки, когда они увидели, что Поппер на ее основе сделал антиреволюционные выводы, подняли ее на щит.1. "КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ" К. ПОППЕРАМетодологические идеи Карла Поппера составили основу влиятельного направления западной философии - критического рационализма, согласно которому научное исследование состоит в критике гипотез. Того же направления мысли придерживались его последователи, прежде всего И. Лакатос, Дж. Уоткинс, Дж. Агасси, Х. Альберт, Дж. Фрезер. Дискутируя с представителями логического позитивизма, которые рассматривали эмпирическую науку как систематизацию и обобщение наблюдаемых фактов. Рационализм выступает и как характеристика научного знания, и как способ поведения ученых в исследовательском процессе. Критический рационализм провозглашает принцип бескомпромиссной критики, принципиальной гипотетичности знания, ибо претензия на обладание абсолютной истиной нерациональна.В центре внимания К. Поппера как философа науки находится проблема роста научного знания. Ее решение в качестве первого шага предполагает проведение демаркации, разграничения науки и ненауки. Источники сообщают, что сам термин "демаркация" был введен К. Поппером, чтобы очертить границы науки. "Я хотел провести различие между наукой и псевдонаукой, - пишет он, - прекрасно зная, что наука часто ошибается и что псевдонаука может случайно натолкнуться на истину".Проблема демаркации (разделения) науки и ненауки вызвана желанием освободить науку от иррациональных мифообразований и квазинаучных явлений, экзистенциальных предпосьшок, идеологических наслоений. Однако демаркация, понимаемая достаточно широко, связана с нахождением критерия, позволяющего провести разграничение эмпирических наук от математики, логики и метафизики. Критерий демаркации не отождествим с отношениями истинности или ложности, он лишь определяет сферу принадлежности науки к той или иной области. Индуктивная логика не устанавливает подходящего отличительного признака и подходящего критерия демаркации. Критерии демаркации следует рассматривать как выдвижение соглашения или конвенции, отмечает К. Поппер.Уязвимым пунктом одного из критериев науки - опытной проверки - является его несамодостаточность. Это означает, что могут быть встречены такие факты, которые не подтверждают данную теорию.Поппер подчеркивает бессмысленность чистых наблюдений и, в частности, то, что наблюдение всегда избирательно и целенаправленно. Поэтому он весьма определенно заявляет: "Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость...".Любая хорошая теория является некоторым запрещением, и чем больше теория запрещает, тем она лучше, и тем более она рискует быть опровергнутой. Опытное знание не может обеспечить полную уверенность, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация. Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей.Принимая во внимание эти обстоятельства, Карл П...