Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Философия Нового времени

Тип: контрольная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Министерство просвещения УкраиныЧерниговский государственный институтэкономики и управленияФилософия Нового времени Контрольная работа по философии Чернигов2005 ПЛАНВведение1. Философия Ф. Бэкона, Дж. Локка и Т. Гоббса2. Материалистическое учение Рене Декарта3. Идеалистический сенсуализм Беркли и Юма4. Французские философы-просветителиЗаключениеСписок использованной литературыВВЕДЕНИЕВ XIVXVI веках происходил процесс постепенного отмирания средневековой философской парадигмы. Вместо нее формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию. Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия с природным бытием.Сначала природное бытие выступает в форме природного человека, однако потом на место природного человека становится природа вообще, человек же становится просто одной из частей природы. Отсюда, главным становится естествознание, а его развитие, в свою очередь, требовало замены схоластического, умозрительного метода мышления новым, обращенным к реальному миру.Господствующей философской тенденцией в XVIIXVIII в.в. становится материализм, так как растущие знания о природе подтверждали его истинность и опровергали положения идеализма. Но, изза того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Характерной чертой философии Нового времени являлось то, что великие философы были также и великими учеными – естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к обоснованию уже имеющихся знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добывание новых знаний.И тут, как нельзя кстати, возникает индуктивная логика, создателем которой считается английский философ Ф. Бэкон.Френсис Бэкон (15611626) полагал, что истину можно постигнуть только экспериментальным путем, там же, где философия остаётся схоластичной – она не истинна. Индуктивный метод, выведенный Бэконом, состоял из эксперимента, наблюдения, анализа и сравнения. Однако, истинное знание возможно лишь тогда, когда разум освободится от, так называемых, «призраков». Всего же «призраков» по Бэкону – четыре вида: «рода», «пещеры», «рынка» и «театра». В тоже время Бэкон может быть уличен в некоторой непоследовательности: исповедуя материалистические принципы он допускал существование бога и идеалистически толковал закономерности общественной жизни.Наиболее типичной теорией познания была теория Джона Локка (16321704), в которой он исходил из того, что природа в своем основании имеет материю, основным свойством которой является её непроницаемость и атомарное строение. Но Локк допускал непоследовательность в своих взгядах, считая, что полного перехода от атомов к реальному миру и наоборот мы признать не можем. Также Локк считал, что основным источником знаний человека – его чувства. Такой подход называется сенсуализмом. Согласно учению Локка, абстрактные понятия формируются путем отбрасывания случайных признаков предмета, а то, что остается – это и есть содержание наших понятий. Но нельзя не заметить, что вышесказанное справедливо лишь в отношении незатронутой деятельностью человека природы. Английский философ Томас Гоббс (15881679) следовал принципам материализма, изложенным Бэконом, и развивал их. Гоббс сводил движение вечной, по его мнению, материи к перемещениям тел в пространстве и уподоблял человека, общество и все тела природы механизму. Считая, что знания добываются с помощью ощущений, Гоббс, тем не менее, подчеркивал значение разума.В отличие от него, французский философ и математик Рене Декарт (15961650) поставил на первое место разум, считая эксперимент простой практической проверкой данных интеллекта. Считая разум источником познания и критерием его истинности, Декарт стремился разработать один, универсальный метод для всех наук, исходя из наличия в человеческом уме «врожденный идей», к которым он относил большинство оснований математики и логики. Взгляд Декарта на природу был чисто механистическим: Вселенная, по его мнению, есть огромный механизм, первоначальный импульс к развитию и существованию которого дает Бог, а дальнейшее развитие зависит от творческой силы материи. Если по Локку основное свойство материи – непроницаемость, то Декарт считал основным признаком материи протяженность. Внешний мир, по Декарту – геометрические фигуры и отношения между ними.Здесь мы видим, что Декарт, как и Бэкон, будучи материалистом, признает существование Бога, но ведь, нужно было объяснить, почему человек, будучи как и животное механизмом, машиной, тем не менее отличается от него – обладает разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Именно поэтому, Декарт был вынужден признать, что кроме материальной субстанции существует и мыслящая, духовная субстанция – душа.Метод научного познания Декарта называется рационалистическим или аналитическим, он требует расчленения объекта мышления на элементарные части и движения разума от простого к сложному.Материализм учения Декарта углубил и развил нидерландский философ Б. Спиноза (16321677). Он отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая существует сама по себе и проявляется через себя саму. Спиноза считал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, являющаяся причиной самой себя и не нуждающаяся ни в каких других причинах. Необходимость причин и следствий, согласно законам единой субстанции – вот единственный принцип мирового порядка. Основные свойства этой субстанции, по Спинозе, протяженность и мышление. Любая материя, от дерева до человека, может мыслить! Мышление – это самосознание природы. Отсюда следует, что связь и порядок вещей те же, что и связь и порядок идей. Подлинные правила мышления – это верно познанные законы мира. В своем определении природы как единой субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза противоречил идее Бога, как ее творца «из ничего». Однако, не думаю, что в то время такие взгляды были бы популярными, поэтому Спиноза называет Бога природой, а природу – Богом.Г. В. Лейбниц (16461716) развивал концепцию объективного идеализма в учении про монады – различные неделимые духовные субстанции, из которых состоит первичный, идеальный мир, постигнуть который можна лишь разумом. Монады – элементы бытия, обладающие активностью и самостоятельностью и способные к восприятию и сознанию. Большой заслугой онтологии Лейбница было то, что он приблизился к выводу о неразрывности материи и движения. Каждую из монад он рассматривал как «маленькое зеркало Вселенной». А их единство и согласованность результат Богом предустановленной гармонии. Самые низкие из монад те, из которых состоит неорганическая природа, им присущи лишь представления, на ступеньку выше находятся монады, имеющие чувства, из них состоит животный мир, а к самому высокому из известных нам классов монад Лейбниц относил души люде...
Другие файлы:

Философия Нового времени
Особенности новоевропейской философии, хронологические рамки Нового времени. Научная революция и философские основания. Проблема метода и субстанции в...

Тесты с ответами по Философии
1.1. Что такое философия?1.2. Восточная философия1.3. Античная философия1.4. Средневековая философия1.5. Философия эпохи Возрождения1.6. Философия Нов...

Философия Нового времени
Исторические предпосылки формирования философии Нового времени. Взгляды ведущих философ эпохи на проблематику онтологии. Основные гносеологические поз...

Философия Нового времени
Предмет, задачи, основные проблемы философии Нового времени. Учение о методе познания, эмпиризм и рационализм. Историко-философское становление научно...

Философия, ее предмет и основные функции
1. Философия, ее предмет и основные функции2. Философия Древнего Китая и Древней Индии3. Образ мира и проблема человека в Античной философии4. Западно...