Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Динамика формирования представлений о цвете как объекте интегративного изучения

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки(История семантики)Тема: «Динамика формирования представлений о цвете как объекте интегративного изучения»СодержаниеВведение……31. Цвет как особый феномен и объект междисциплинарного изучения…………………………………………………………………….…....51.1. Теории происхождения и аспекты изучения цвета…51.2. Цвет как объект интегрированного изучения: развитие и обогащение системы цветообозначений…..112. Становление лингвистических подходов к изучению языковой презентации цвета …..152.1. Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин..152.2. Динамика и взаимодействие подходов к определению цветообозначений в лингвистической традиции..20Заключение…..24Библиографический список…..27 ВведениеМногое материальное и нематериальное в окружающем мире воспринимается благодаря цвету. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор. В культуре человечества цвет всегда имел большое значение ввиду его тесной связи с философским и эстетическим осмыслением мира. Поэтому вопрос цвета и цветонаименования входит в проблематику многих наук, таких как, например, философия, психология, этнология, языкознание, а также смежных с ними дисциплин – этнолингвистики и психосемантики.Из всех физических качеств цвет является одной из важнейших, наиболее очевидных и ярких характеристик объектов окружающего мира. Фактически невозможно найти ни одного натурфакта или артефакта, который бы не обладал цветовой характеристикой. Человеку свойственно видеть окружающий мир и природу в цвете и, создавая новые объекты, он придает им не только форму, но и наделяет их цветовыми качествами. В связи с тем, что интерес к цвету и цветообозначениям не иссякает, количество исследований в различных областях науки, так или иначе связанных с данной тематикой, огромно.Данная работа посвящена рассмотрению цвета как объекта исследования неязыковых и языковых наук, а также описанию некоторых из существующих подходов к изучению цвета и цветонаименований в данных дисциплинах. Наша задача состоит в том, чтобы показать тот широкий спектр понимания и трактовки цвета, который существует в различных науках, так как цвет является объектом изучения многих дисциплин, включая физику, психологию, философию, культурологию, медицину и др. В рамках каждой из них цвет понимается и изучается по-своему, соответственно основополагающим установкам и постулатам конкретной области знания.Цветообозначения представляют собой одну из наиболее интересных для исследования тематических групп слов в разных языках. Популярность цветообозначений как предмета исследования объясняется тем, что они оказываются частью более глобальной проблемы соотношения содержания и формы языкового знака в определенном языке, что делает изучение вопроса особенностей семантики цветообозначений актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.Особенностью этой группы слов признается то, что в отличие от других объединений слов, где нередко даже сама тематическая классификация представляет несомненную трудность, они имеют непосредственное соотношение с экстралингвистической реальностью – цветовым спектром.
  • Цвет как особый феномен и объект междисциплинарного изучения
  • Теории происхождения и аспекты изучения цвета
  • С давних времен цвет был тесно связан со многими ремеслами. Безусловна связь цвета с живописью и с разными видами искусства вообще, в том числе и прикладного. Обширными были не только области применения цвета, но и научные его изыскания. Благодаря этому нам известно многое о цвете из физики и оптики, а также физиологии и теории восприятия. Не случайно поэтому, что при изучении цвета в лингвистике ученые обращаются к понятиям и терминам, заимствованным из других наук (ср. такие понятия, как цветовая гамма, цветовой спектр или континуум, фокусные точки, контрастность, насыщенность). При исследовании цветообозначений в языкознании ученые обязательно должны опираться на сведения о феномене цвета, полученные из смежных дисциплин, а также данные об его источниках, его распространении и значении в тех или иных областях культуры, искусства и промышленности, об особенностях использования цветовых характеристик разных объектов в различных сферах человеческого бытия.Если рассматривать цвет с точки зрения физического подхода, то определение цвета в физике (согласно световой теории Ньютона) сводится к тому, что каждый цвет представляет собой световую волну, имеющую определенную длину. Таким образом, цвет это световой поток, который при пересечении с поверхностью какого-либо объекта преломляется или разлагается на множество оттенков, составляющих цветовой спектр, каждый из которых отличается своей длиной волны.В физике принято выделять три основных цвета желтый, синий и красный. Они представляют собой простейшие неделимые цвета и теоретически могут, с одной стороны, составлять все другие цвета в природе, но, с другой стороны, могут при смешении этих цветов в определенной пропорции давать бесцветность, то есть серый цвет. Среди составных цветов выделяются составные цв...
    Другие файлы:

    Разработка теоретических основ, структуры, содержания и методики интегративного курса "Естествознание 5-6 класс"
    Психологические особенности пубертатного периода. Средства, формы и методы внедрения интегративного обучения. Разработка и проектирование программы ин...

    Формирование представлений учащихся профессиональных училищ о цвете как выразительном средстве
    Педагогическая проблема развития представления о цвете как выразительном средстве. Анализ учебных и методических пособий. Авторская программа по курсу...

    Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий
    Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Психолого-педагогические подходы к формированию предс...

    Современное состояние математических представлений у дошкольников
    Особенности формирования математических представлений у детей. Качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в резу...

    Методика формирования представлений о длине в начальных классах
    Общая характеристика методики изучения величин младшими школьниками. Констатирующий, контрольный и обучающий эксперимент по выявлению начальных предст...