Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Разработка теоретических основ, структуры, содержания и методики интегративного курса "Естествознание 5-6 класс"

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психологические особенности пубертатного периода. Средства, формы и методы внедрения интегративного обучения. Разработка и проектирование программы интегративного учебно-методического комплекса "Глобальная школьная лаборатория. Естествознание 5-6 класс".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Содержание
  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы интегративного принципа проведения занятий
  • 1.1 Понятие интеграции
  • 1.2 Психологические особенности пубертатного периода
  • Глава II. Практика реализации интегративного принципа проведения занятий
  • 2.1 Средства, формы и методы внедрения интегративного обучения
  • 2.2 Программа интегративного уровня «Учебно-методический комплект «Глобальная школьная лаборатория. Естествознание 5-6 класс»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в соответствии с международными тенденциями, в Концепции модернизации российского образования в ряду важнейших направлений развития общего образования обозначены гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация и интеграция содержания образования. Практика педагогической интеграции, реализующая идею инклюзивного («включенного») образования, находит все большее признание среди прогрессивных педагогов, ученых и общественных деятелей.

Научно-теоретическая значимость исследования определяется необходимостью поиска подходов к формированию целостной системы школьного образования, отражающей углубляющийся синтез наук, с целью создания условий для развития личности ученика, обладающего ключевыми компетенциями и способного к самореализации в условиях профилизации образования. Учащиеся, нагруженные частнонаучными знаниями, зачастую не способны применять их в условиях быстро меняющейся реальной жизни, не умеют предвидеть отдаленные последствия своей деятельности. В деле успешной интеграции необходима соответствующая модель обучения. Она должна опираться не на принуждение, а на помощь и всемерное побуждение детей к познавательной деятельности, должна добиваться от детей не запоминания, а понимания, должна культивировать не конкуренцию, а сотрудничество, ставить в центр обучения не столько знания, умения, навыки, сколько развитие личности ребенка, и выводить его из состояния объекта в положение полноправного субъекта учебного процесса. Данным требованиям на сегодняшний день отвечает система интегрированного обучения на основе развивающих технологий, которая нацелена на то, чтобы перевести ученика в состояние субъекта учения, сделать его активным участником учебно-познавательного процесса, способного к самостоятельным умственным действиям осмысленного характера.

Интеграция наиболее продуктивно осуществляется в интегративных курсах, которые разрабатываются в России с 1980-х гг. Широко представлены, в частности, программы вводных курсов естествознания для учащихся 5-6 классов - это «Природоведение» (А.А. Плешаков, Н.И. Сонин), «Окружающий мир» (Е.В. Чудинова), «Естествознание 5-7» (А.Г. Хрипкова), «Естествознание 5-6» (И.Т. Суравегина) и другие. Таким образом, актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с необходимостью конструирования структуры и содержания интегративного принципа проведения занятий, обеспечивающего преемственность между начальным и общим образованием и создающего условия для полноценной реализации обучающимися их индивидуальных склонностей и потребностей.

Цель работы - разработать теоретические основы, структуру, содержание и методику интегративного курса «Естествознание 5-6 класс».

Объект исследования: процесс школьного естественнонаучного образования. Предмет исследования: структура, содержание и методика обучения интегративного курса «Естествознание 5-6».

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

- на основе анализа педагогической литературы определить понятие и состояние проблемы интеграции знаний;

- выявить психологические особенности пубертатного периода;

- определить средства, формы и методы внедрения интегративного обучения в 5-6 классах;

- охарактеризовать программу интегративного уровня в средней школе по естествознанию.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения теории педагогической интеграции, отраженные в трудах И.Ю. Алексашиной, М.Н. Гусловой, С.М. Богуславкой и др.; закономерности процесса интеграции естественнонаучного образования, раскрытые в трудах В.А. Игнатовой, В.Р. Ильченко и др.

Глава I. Теоретические основы интегративного принципа проведения занятий

1.1 Понятие интеграции

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец.

Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса [3, с.162].

Представляется, что эффективность образовательных процессов в первую очередь зависит от осознания их участниками и организаторами сущности и роли интегративного характера связей внутри системы, целенаправленного их стимулирования и развития. Следовательно, целостной можно назвать такую систему, в которой установлена иерархическая структура элементов, выделен системообразующий сущностный компонент и реализуются интегративные процессы, обеспечивающие эффективность функционирования системы

В российской и зарубежной дидактике идея интеграции имеет глубокие истоки. Как отмечает исследователь А.Я. Данилюк, «проблема интеграции активно обсуждалась педагогами еще тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики. Эта категория в педагогике представляет собой продукт сложных диалектических превращений научного сознания, подчиняющегося не каким-то конъюнктурным устремлениям, но впитавшего в себя достижения мировой культуры и порой драматический опыт развития отечественного образования» [16, с.34].

Анализ научно-педагогической литературы приводит к выводу об отсутствии четкого определения понятия «интеграция». Широко используется ряд однокоренных терминов, например: «интегрированные и интегративные курсы», «интегрированный факультет», «интегрированная специальность», «интегрированная педагогическая квалификация», «интегрированное обучение», «интегрированный урок» и т.д. Между тем имеется ряд успешных научных работ по педагогике и психологии, обращающихся к некоторым педагогическим и психологическим аспектам интеграции.

Исторически сложилось, что понятием «интеграция» длительное время оперировали в педагогике, почти не определяя его. Оно предполагалось как бы интуитивно понятным и не требующим объяснения, но недостаточность интуитивных представлений рано или поздно становится очевидной: «...содержание, которое интуитивно связывается с определенным понятием, как правило, полисемантично».

Вначале педагоги вкладывали в понятие интеграции то же значение, что и другие ученые. И те и другие наполняют свое представление содержанием, которое они находят в словарях: «Интеграция - от латинского integratio - восстановление, восполнение; integer - целый», т.е. объединение в целое каких-либо частей, элементов. Одно из первых современных определений педагогической интеграции, восходящее к 1980-1990-м гг., принадлежит И.Д. Звереву и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В об...

Другие файлы:

Проектирование структуры и содержания дистанционного курса "Использование аудиоинформации при создании цифровых образовательных ресурсов"
Цифро-аналоговое и аналогово-цифровое преобразование звуковой информации. Разработка дистанционного курса "Использование аудиоинформации при создании...

Сборник программированных задач по теоретическим основам электротехники
Сборник охватывает все разделы курса "Теоретические основы электротехники". В него вошли задачи обучающих, контрольно-тренировочных машин с выборочным...

Естествознание. 11 класс
Учебник предназначен учащимся 11 классов гуманитарного, социально-экономического, информационно-технологического профиля и является продолжением курса...

Интегративное знание в содержании общего среднего образования
Состав интегративного знания, определение принципов отбора содержания и особенностей структуры интегративных курсов. Целостность познавательной, комму...

Естествознание. 11 класс. Базовый уровень.
М.: 2014. - 336 с. Учебник предназначен учащимся 11 классов гуманитарного, социально-экономического, информационно-технологического профиля...