Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Гадамер Х.Г. "Актуальность прекрасного"

Тип: Статья
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить

Мне кажется важным, что вопрос об оправдании искусства принадлежит к числу не только актуальных, но и очень старых тем. Я и сам посвятил этому вопросу один из моих научных опытов, опубликовав исследование «Платон и поэты» (1934)*. Речь идет о новом философском образе мыслей и новом понимании знания, с которым выступили сократики и в рамках которого впервые в истории западной культуры, насколько это известно, перед искусством было выдвинуто требование обосновать законность своего существования.

И здесь обнаружилось, что далеко не столь очевидна истинность передачи традиционных смыслов, на которую оно претендует, — смыслов неоднозначно воспринимающихся и интерпретирующихся как в виде изображения, так и в форме рассказа. Это, действительно, очень серьезная старая тема, возникающая всякий раз, когда традиция, продолжающая существовать в виде поэтических образов или изобразительных форм, приходит в противоречие с новым образом мышления. Достаточно вспомнить позднеантичную культуру с ее враждебностью к изобразительности, что часто вызывало осуждение.

В те времена, когда стены зданий украшались инкрустацией, мозаикой и узорами, художники жаловались, что их эпоха прошла. В позднеантичный мир вместе с Римской империей. Пришло также ограничение, несвобода поэтического и ораторского слова. На это сетовал Тацит в своем знаменитом диалоге об упадке ораторского искусства («Dialogus de oratoribus»). Прежде всего имеется в виду то (и этим мы приближаемся к современности больше, чем может показаться на первый взгляд), как христианство отнеслось к той художественной традиции, которую застало.

Другие файлы:

Актуальность прекрасного
В сборнике представлены работы немецкого философа Ганса Георга Гадамера (1900 - 2002) - один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., и...

Семья и мир прекрасного
Рассматриваются сущность и задачи эстетического воспитания в семье. Особое внимание обращается на привитие детям внутрен­ней и внешней культуры, на р...

Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира
Человеческие чувства в современном мире. Сущность понятий "прекрасное" и "техногенный мир". Самопознание и совершенствование эстетических ценностей. П...

Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре
Идеальная красота. "Ущербленная" красота. Красота - не самоценность. Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности. Красота - не цел...

Категории прекрасного и безобразного в античности: эйдос, катарсис, мимесис, калокагатия
Раскрытие понимания прекрасного и безобразного в период античности. Определение значений понятий эйдос, катарсис (возвышение), мимесис (подражание), к...