Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Человеческие чувства в современном мире. Сущность понятий "прекрасное" и "техногенный мир". Самопознание и совершенствование эстетических ценностей. Популяризация духовных ценностей как основы для развития чувства прекрасного. Духовный рост личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

Кафедра Культурологии

Курсовая работа

по дисциплине: Фундаментальная культурология

на тему: Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира

Минск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

1.1 Сущность понятий "прекрасное" и "техногенный мир"

1.2 Обзор литературы

Глава 2. Пути развития чувства прекрасного.

2.1 Самопознание и совершенствование эстетических ценностей

2.2 Популяризация духовных ценностей как основы для развития чувства прекрасного

Заключение

Список литературы

Введение

Ритм эпохи, в коей нам посчастливилось родиться, можно смело назвать бешеным, ведь условия современного мира заставляют человека жить в ускоренном темпе. Люди безостановочно спешат по каким-то делам, торопятся попасть во множество мест, гонятся за мнимыми благами. Огромный поток информации, неуловимые изменения в мировом устройстве, постоянные перемены и усиливающееся давление событий, безусловно, порождают стрессы, нервные срывы, подавленное состояние и огромное количество нервных заболеваний, что в последнее время уже уверенно называют «болезнью мегаполисов». Это ли мы можем назвать жизнью? Неумолимую погоню за невидимым, страстным желанием обладать всем и сразу? Куда делось желание жить каждую минуту и ценить каждое мгновение? Разве не это есть залог счастливой жизни? Что потерял человек, и почему ему сейчас стало так сложно наслаждаться мгновением?

Кто бы мог подумать, что эпоха индустриализации даст столь весомый толчок для потери духовных качеств в людях нашей современности? Разве можно было представить, что изобретение парового двигателя могло каким-то образом повлиять на идеалы человека 21 века? Никто и предположить не мог, что люди двухтысячного тысячелетия так запросто и с удовольствием примут перенасыщение технологиями, внедряя программный продукт во все сферы человеческого бытия… А это ли нужно для радостной жизни? Неужели в бесконечном потоке движения так людям проще ухватиться за ниточку своего счастья? Этот вопрос я хотела бы поднять в своей курсовой работе и постараться понять: как в наше время, в безжалостно быстром течении нашей жизни, современному человеку можно достичь гармонии и научиться любить то, что окружает его.

Разумеется, я не первая, кого заинтересовала данная тема, ведь в настоящем она актуальна как никогда ранее. К исследованиям этой проблемы уже обращались американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в труде «Футурошок», английский писатель Олдос Хаксли в художественном произведении «О дивный новый мир!», советский философ и организатор науки Вячеслав Стёпин в своей работе «Философия науки и техники», малоизвестный экономист и директор Центра мир-системных исследований Фёдор Смирнов в своих рассуждениях «О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации», а также другие деятели культуры.

Однако, несмотря на то, что настоящая проблема становится всё ощутимее, решение её само не приходит, и оттого она приобретает еще большую актуальность. Я же, поставив перед собой цель, изучить закономерность, столь проблематичного в настоящем, развития чувства прекрасного, постараюсь найти ответы на вопросы, описанные выше. Прийти к ответам я собираюсь путем решения следующих задач: изначально стоит разобраться в сущности понятий «прекрасное» и «техногенный мир», далее стоит рассмотреть некоторые суждения по теме в работах описанных выше авторов, после я постараюсь выявить возможные пути развития этого самого чувства прекрасного посредством самопознания и совершенствования эстетических ценностей, а в заключение мне хотелось бы порассуждать о популяризации духовных ценностей, как единственно возможную основу для формирования в человеке чувства прекрасного.

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

1.1 Сущность понятий «прекрасное» и «техногенный мир»

В диалоге Платона «Гиппий больший», участниками которого являются Сократ и Гиппий, описано размышление на тему прекрасного, причём один из участников спрашивает "не о том, что прекрасно, а о том, что такое прекрасное". После долгих размышлений, Сократ приходит к выводу, что всё прекрасное трудно.

Нас же этот вывод вряд ли устроит, и мне бы хотелось несколько точнее определить, о чем же пойдет речь в данной работе.

Прекрасным мы можем назвать своё душевное состояние, когда хочется улыбаться всем прохожим. Прекрасной мы можем назвать услышанную композицию или увиденную работу художника. Прекрасной мы можем назвать погоду, когда на лицо падают лучи долгожданного солнца и согревают своим теплом. Усложнять этот термин не имеет смысла, ведь «прекрасное» человек создаёт себе сам. Джон Леннон говорил: «Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает - не расстраивайтесь: восход солнца - это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время ещё спит». Отсюда мы можем вынести, что прекрасное можно найти в любой мелочи, что попадется Вам на глаза и окажется приятной для созерцания. Этот же вывод мы можем подтвердить словами Платона: Прекрасное по природе - это «нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает. Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе... только и может жить человек, его увидевший». [1]. Смею предположить, что это определение наиболее точно отображает понятие «прекрасного» в том понимании, в котором мы стремимся его использовать. И, казалось бы, настолько просто его существо, что уловить эту ноту можно во всём, в каждой мелочи… Так что же останавливает человека перед этим? И почему данная тема имеет место быть, раз так несложно найти этот идеал, вдохновляющий творцов уже долгие века на создание всё новых и новых произведений?.. Выходит, сложно.

Антон Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В нашем настоящем мы отчетливо видим, что лицо и одежда, быть может, и прекрасна (а как иначе? дорогостоящие средства и одежда не могут не придавать шарма), но вот с душой и мыслями, к великому сожалению, дело обстоит совсем иначе… Из-за поголовного «погружения» в мир экранов происходит общечеловеческий переход в виртуальную реальность, которая медленно, но верно становится «объективной действительностью» наших дней. «Подобная трансформация, усиленная развитием экраноцентричных, рекламных и «сетевых» технологий, способна привести к рождению нового типа людей - поколения Хаоса». [2]

«Основное воздействие глобализации заключается в утрате современным человеком чувства комплексного системного видения целостной картины мира, при постоянном отвлечении на кутерьму текущих событий. Основную роль здесь, как это ни парадоксально звучит, играют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Недаром Наполеон Бонапарт еще в начале XIX века говорил: «Четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия». XXI век - век Интернета, благодаря которому осуществляются как массовые рекламные кампании и различного рода «цветные» или «сетевые» революции, так и бессознательное и пока незаметное размягчение комплексного человеческого мышления». [3]

Таким образом, понятие «техногенный мир» предстает перед нами с однобокой разрушительной стороны. И я соглашусь с автором вышесказанного, пожалуй, ведь в нашем настоящем уже становится обыденностью то, что ценность техники становится выше ценности человека, а человек, в свою очередь, впадает в зависимость от техники. Техногенный мир - это мир, где технологии стоят выше человека, а это, соответственно, противоречит всем природным укладам, что, соответственно, сопровождается экологическими проблемами… А развить в этом состоянии то чувство, о котором мы говорим, невозможно, так как первоочередной задачей ставится задача выжить, а чувство прекрасного, всё же, возникает при отсутствии проблем как таковых…

Если брать в рассмотрение исторические данные, то техногенная цивилизация начала развиваться в Западной Европе в период промышленной революции (17-18 вв.). Индустриализация, господство капиталистических отношений, быстрое изменен...

Другие файлы:

Классный час на тему "Мы – вместе!"
Развитие творческих способностей, чувства ответственности и взаимопомощи. Воспитание чувства видения прекрасного вокруг, уважения друг к другу, дружел...

Художественно-прикладная деятельность школьников на уроках композиции
Государственный образовательный стандарт. Занятия по аппликации и декоративному рисованию. Развитие творческой активности школьника и приобщение к кул...

Превентивная безопасность личности в условиях опасных ситуациях техногенного характера
Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера, мероприятия по предупреждению возникновения и развития. Силы и средства Единой государственной сист...

Развитие чувств и телесный опыт
К. Кёниг (1902-1966, Австрия/Великобритания/Германия) врач, лечебный педагог, основатель Camphill-движения, лечебно-педагогических и социально-терапев...

Развитие чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Проблемы развития чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Выявление уровня развития чувства ритма. Процесс...