Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Японская живопись и графика VIII-XVIII веков

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Причины очарования Японии, исторический процесс формирования ее культуры. Разнообразие японской живописи и графики по содержанию и формам, проявление в них самобытности национального характера, виды декоративно-прикладного изобразительного искусства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

  • Введение 2
  • Японская живопись и графика VIII-XVIII вв. 3
  • Заключение 15
  • Список использованных источников 17
  • Введение
  • Япония - потрясающая страна. Здесь уникально все - города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.
  • Почему в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всем умели найти гармонию. Для японских художников характерно яркое выражение любви к своей стране и воспевание ее красоты.
  • Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века - начала периода Мэйдзи. А также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Японская живопись и графика очень разнообразна как по содержанию, так и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.

  • Целью данной работы является изучение и краткая характеристика живописи и графику Японии VIII-XVIII веков.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.

  • Японская живопись и графика VIII-XVIII веков
  • Японская живопись - один из старейших и наиболее изысканных видов изобразительного искусства Японии, в которой проявилась вся самобытность национального характера. В сюжетах картин преобладают сцены, насыщенные действием. Предпочтение отдается ярким цветным плоскостям и четким контурам. Это хорошо заметно в ритуальных свитках и на расписных ширмах.
  • Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие жанров, стилей, форм и техник. Живописные произведения могли иметь форму висячих свитков, свитков горизонтального формата, разворачивающихся по мере рассмотрения, могли быть в виде отдельных альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. Основу же всех стилей при всем их многообразии составляют два главных направления: континентальное (привнесенное из Китая и Кореи) и чисто японское.

С развитием литературы живопись приобрела характер иллюстраций. Появились даже живописные повести, иллюстрирующие путешествия, романы и описания жизни императоров и вельмож. Главным для них было - передать настроение героя. Это делалось при помощи сочетания цветов и их оттенков, лаконичных и вместе с тем насыщенных, изысканной композиции. Особенно явственно это проявилось в пейзажной живописи, в которой примерно к XVI веку утверждается живопись тушью. По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией.

  • До X в. в японской живописи доминировало китайское направление буддийского содержания. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Нара (645-794) - это росписи храма Хорюдзи. Исполненные гибкими линиями, с легкой подкраской, они перекликаются с индийскими и китайскими образцами. В период Хэйан (794-1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания. Бесчисленные версии изображения Мандалы были созданы на стенах храмов, а также на свертках.

Затем начинает появляться японская живопись - ямато-э. Первые произведения в этом стиле представляли собой роспись ширм и сдвижных экранов, позднее появились многометровые живописные свитки и произведения на отдельных листах альбомного формата, для которых характерно сочетание общего условно-декоративного характера композиции (плоскостные фоны, нередко золотые, тщательно прорисованные контуры) - с подчеркнуто правдоподобным изображением отдельных мотивов.

Старейшие из сохранившихся свитков, первые образцы светской живописи, представленные в горизонтальных свитках, которые относятся к XII в., служат иллюстрацией классических произведений японской литературы периода Хэйан: «Исэ моногатари», «Хэйкэ моногатари» (повесть о войне между домами Тайра и Минамото), «Свитка придворного Бан дайнагон», «Свитка ежегодных обрядов и церемоний», «Свитка веселящихся животных» и «Свитка адских миров».

Отметим, что первые горизонтальные свитки появились в Японии в VIII веке - их привезли из Китая. Их небольшой формат лучше всего подошел для повествовательного жанра. В Камакура такие свитки использовались для записи истории монастыря и биографий прославленных монахов. В то же время они предоставили возможность для юмористических и даже грубоватых рисунков, например, изображений будд в виде лягушек и монахов - в виде обезьян, в живой раскованной манере, которая расширила возможности художников и каллиграфов за границы простого рассказа. Так, на свитке «Чудесная история о летающем амбаре» (Приложение 1), фактически повествующем о возмездии за отказ сделать надлежащие религиозные пожертвования, история представлена в комическо-карикатурной форме: обезумевший владелец хранилища с зерном устремился вдогонку за амбаром, исчезающим в золотой монашеской чаше для подаяний. В подобных свитках открываются существенные различия между китайским и японским вкусом. В китайском исполнении эти истории тяготели к конфуцианским нравоучительным повествованиям, в то время как японцы насыщали сюжет реалиями повседневной жизни и человеческой натуры.

В это же время в Японии был создан, наверное, первый роман в истории мировой литературы - «Гэндзи Моногатари» («Повесть о Гэндзи»). Это невероятная история из жизни при дворе в Киото, создана в 1000 году Мурасаки Сикибу - придворной дамой, японской писательницей. «Повесть о Гендзи» правдиво и в мельчайших подробностях живописует жизнь императорского двора периода Хэйан, пышное великолепие его ритуалов, художественные вкусы и т.д. Иллюстрации к ним выполнены художником Фудзивара Такаёси (Приложение 2).

Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Произведения живописи того времени передавала не действие, а состояние души, настроение героев. Это проявляется в застывших силуэтах фигур и специфическом коричневато-бирюзовом колорите.

В конце XII века наступил закат культуры Хэйанской эпохи. В художественных ценностях произошел сдвиг от изящности и аристократической рафинированности позднего Хэйан к прагматичности и аскетичности во вкусе новых правителей Камакура. В живописи на свитках утвердилось повествовательное начало: это полные драматических эпизодов легенды о чудесах, жизнеописания проповедников буддийской веры, сцены сражений воинов. В этой форме искусства нашло выражение то, что можно обозначить как витальные элементы японской живописи: спонтанность, грубая энергия и движение. Распространились также портреты военачальников и монахов. Одно из самых популярных изображений - портреты Бодхидхармы, монаха, пришедшего в V веке из Индии и основавшего китайскую секту чань; он стал легендарным основателем плеяды патриархов дзэн. В самом «непочтительном» стиле Бодхидхарма часто изображается с большой долей юмора, что порицалось традиционными буддийскими школами. Спонтанная живопись тушью по белой бумаге пришла из Китая, однако спонтанность, юмор и натуралистические элементы были привнесены японской традицией.

К XIV в. популярной становится монохромная живопись тушью в дзэнской манере, которая выходит за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского искусства. Эта живопись получила название суми-э. В это же время развивается жанр полихромного портрета, к которому обращаются многие дзэнские художники, например великий Мусоо Сосэки и его ученик Мутоо Сюуи.

Однако преобладающим жанром на протяжении XIV-XV вв. под воздействием учения секты Дзэн с его особым вниманием к природе начала развиваться пейзажная живопись в стиле сансуйга. Представителями этого жанра были высокообразованные художники; основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения). Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (первая половина XV в.), Тэнсёо Сюубун (ум. в 1460 г.) и др., не довольствовавшиеся простым следованием китайской традиции, а пытавшиеся утвердить собственный подход к монохромному пейзажу.

В течение полутора веков японские художники осваивали китайскую художественную систему, сделав одноцветную живопись достоянием национального искусства. Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрел собственный взгляд на мир и свой особый живописны...

Другие файлы:

Венгерская национальная галерея (Будапешт)
Описание: Венгерская национальная галерея расположена в историческом центре Будапешта, в зданиях Будайской крепости и Королевского дворца. Эта богатей...

Новоторжская монументальная живопись рубежа XVIII–XIX веков
Часовня Даниила Столпника в Васильевой Горе. Храм иконы Казанской Божьей Матери в Арпачеве. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монаст...

Шедевры мировой живописи. Испанская живопись XV-XVIII веков

Русская живопись второй половины XVIII - первой половины XIX веков
Анализ творчества русских живописцев конца XVIII века: Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Наиболее яркие представители русской живописи XIX в.: Кипр...

Русская живопись второй половины XVIII века
Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Л...