Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русская живопись второй половины XVIII - первой половины XIX веков

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Анализ творчества русских живописцев конца XVIII века: Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Наиболее яркие представители русской живописи XIX в.: Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Федотов, Иванов. Перемены в технике и развитие портретного жанра.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Отечественная культура

Русская живопись второй половины XVIII - первой половины XIX веков

Содержание

Введение

1. Русская живопись второй половины XVIII века

1.1 Ф.С. Рокотов

1.2 Д.Г. Левицкий

1.3 В.Л. Боровиковский

2. Русская живопись первой половины XIX века

2.1 О.А. Кипренский

2.2 В.А. Тропинин

2.3 А.Г. Венецианов

3. Мастера середины XIX столетия

3.1 К.П. Брюллов

3.2 П.А. Федотов

3.3 А.А. Иванов

Заключение

Литература

Введение

русская живопись портретный

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в XVIII веке в русской живописи произошла некоего рода революция, давшая толчок последующим изменениям в живописи России в новом времени.

В культуре XVIII в. главенствует человек. В средневековой религиозной культуре он играл второстепенную, по сравнению с божеством и святыми, роль. В архитектуре преобладал храм -- жилище бога; в живописи -- икона и храмовая фреска, изображавшие святых и события священной истории; в литературе также господствовала религиозная тематика.

Теперь все изменилось. В архитектуре главным сооружением стал дом, дворец - жилище человека, в живописи «царит» портрет, писателя интересует в первую очередь человек.

Прототипом портрета на Руси была парсуна (от искаженного -- "персона"), получившая распространение в XVII в. На парсунах изображали реальных исторических лиц -- царя, полководцев, но в традиционной для иконописания манере. Близка к парсуне созданная на рубеже XVII-XVIII вв. серия портретов участников "всепьянейшего сумасброднейшего собора". Написанная специально для московского Преображенского дворца, она получила название "Преображенской". Особенно хорош в этой серии портрет Якова Тургенева -- дьяка приказа, ведавшего "потешными полками". Тургенев изображен на портрете с жезлом военачальника. Однако в его образе нет ничего начальствующего, скорее что-то комично-шутовское. Царь и относился к Тургеневу как к шуту: женил его, устроив шутовскую свадьбу в духе "всепьянейшего собора". Написан портрет не очень умело: фигура распластана на темном фоне, руки неестественно вывернуты в локтях. Правда, лицо получилось удачно, особенно выразительны жуликоватые глаза. И все же доподлинно европейского уровня русским художникам надо было еще учиться и учиться.

Целью настоящей работы является: проследить развитие русской живописи второй половины XVIII - начала XIX вв. на примерах анализа работ выдающихся живописцев этого времени.

Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

- проследить перемены в технике живописи;

- развитие портретного жанра;

- начало XIX - взлет русской живописи.

1. Русская живопись второй половины XVIII в.

XVIII век в России - это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы - Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников - Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.

К XVIII в. история европейской портретной живописи насчитывала несколько столетий, если не тысячелетий, считая со времен античности. Основными типами портретов были парадный, камерный и интимный. Монархи, полководцы, вельможи отдавали предпочтение парадному. На нем художник представлял человека во всем блеске занимаемого им общественного положения. Как правило, модель (так художники называют портретируемого) писали в полный рост, в горделивой позе, в парадном костюме, иногда на гарцующем коне. Обязательным было изображение всех подобающих данной персоне аксессуаров власти и богатства: у монарха -- короны, порфиры, скипетра и державы; у полководца -- доспехов и жезла; у чиновного вельможи -- наград и знаков отличия.

Окружение модели имеет большое значение в парадном портрете. Монарх предпочитал, чтобы его изображали в роскошных дворцовых интерьерах, рядом с троном и другими атрибутами самодержавной власти. Полководца порой представляли на фоне развертывающегося сражения. Парадный портрет всегда значителен по размеру и красив, ведь он предназначен украшать собою пышный дворцовый интерьер. Такие портреты поручали писать лучшим придворным мастерам, которые умели тонко польстить своей модели -- скрасить, подправить очевидные недостатки лица, фигуры.

Однако правду жизни не всегда удавалось скрыть. Замечательный художник Алексей Антропов написал в 1762 г. целую серию парадных портретов только что взошедшего на русский престол Петра III. Все они похожи между собой: император стоит подбоченившись, в горделивой позе. Его непропорционально длинные ноги, торчащее брюшко и узкие плечи на фоне атрибутов императорской власти выглядят карикатурно. Ничтожность личности монарха очевидна. Намеренно или бессознательно, художник отступил от одного из важнейших принципов парадного портрета -- идеализации модели, и, как в сказке, "король оказался гол". Таким образом парадный портрет мог изображать что угодно -- должность, звание, титул, но только не личность человека; говорить о чем угодно -- о заслугах, богатстве, власти портретируемого, но только не о его уме, характере, воле. Понять, что за человек скрывается за блестящей мишурой парадного портрета, порой бывает невероятно трудно.

Раскрыть внутренний мир личности -- задача художника, взявшегося за написание интимного портрета. В нем нет ни богатых декораций, ни пышных нарядов, ни знаков отличия. Ничто постороннее не должно отвлекать внимание от человека. Нередко художник погружает свою модель в глубокую тень, освещая потоком яркого света только лишь лицо. Таков знаменитый круглый портрет Петра I, приписываемый кисти Ивана Никитина. Характер человека на портрете в большой степени выражают его лицо, руки, особенно глаза. Интимные портреты чаще всего пишут погрудными. Непревзойденным мастером интимного портрета, тонким психологом был великий Рембрандт.

Нечто среднее между парадным и интимным портретом представляет собою портрет камерный. Художник демонстрирует некоторые "социальные аксессуары" своей модели, но в то же время старается показать человека как личность. К типу камерных можно отнести портреты "Канцлера Головкина" и "Напольного гетмана", написанные Никитиным.

Разумеется, все многообразие портретов не исчерпывается названными типами. Известен, например, так называемый аллегорический, иносказательный портрет -- изображение человека в облике античного божества или героя. В одном из залов Царскосельского дворца висит картина, представляющая богиню Флору. Автор ее -- французский художник Каравакк. Прекрасное обнаженное тело богини написано, видимо, с натурщицы, а головка -- с малолетней дочери Петра I царевны Елизаветы. Портрет обнаженной цесаревны был выставлен, между прочим, на всеобщее обозрение и никого не смущал. Придворная знать уже начала привыкать к изображению обнаженного тела в произведениях искусства и научилась понимать аллегорию.

Вместе с тем в петровскую эпоху русские ценители прекрасного еще не были достаточно сильны в знании античной мифологии и понимании языка символов и аллегорий. Предстояло еще усвоить, что существуют аллегорические изображения материков: Европу принято изображать на слоне, Азию и Африку -- на льве, Америку -- на крокодиле. Именно в это время в русское искусство вошли образы четырех стихий -- "Воды", "Земли", "Огня", "Воздуха", четырех времен года. Появились изображения так называемых свободных искусств -- "Архитектуры", "Живописи" и многочисленных античных мифологических персонажей. Любимыми среди них в петровское время были: Минерва, олицетворявшая государственную мудрость России и ее царя; Нептун и его супруга Амфитрита, символизировавшие любовь Петра к морю и превращение России в морскую державу. Самого Петра часто сравнивали с Юпитером, Геркулесом, Марсом. Придворные свадьбы не обходились без изображения бога любви Купидона и хранителя семейных уз Гименея.

Разобраться во всем многообразии аллегорических образов и мифологических персонажей было нелегко. Помогала переводная книга -- "Символы и эмблемата", изданная Петром в 1795 г. В ней содержалось более 800 "эмблемат" -- изображений различных мифологических персонажей, символов, аллегорий, сопровождаемых пояснительным текстом. Например, изображению венка сопутствовало пояснение: "Воздаяние за труды". Под песочными часами стояла подпись: "Так проходит жизнь моя", а голубь с ветвью в клюве предвещал: "Небо посылает мне благоденствовать тебе с миром". Эта книга оказалась крайне полезной, ибо аллегории, символы, персонажи и образы античной мифологии вскоре прочно вошли в живопись, скульптуру и литературу нового времени. Так русский человек постепенно приобщался к европейской культуре, которая вскоре станет для него такой же привычной, какой стала для его предков византийская семь столетий назад.

Но уже в петровское время появился в России выдающийся живописец, вставший вровень с лучшими европейскими мастерами, -- Иван Никитич Никитин. К сожалению, сведения о его жизни достаточно скудны. Известно, что родил...

Другие файлы:

От Средневековья до наших дней
Архитектура XVIII века. Скульптура ХVIII века. Живопись первой половины ХVIII века. Живопись второй половины ХVIII века. Гравюра первой половины ХVIII...

Русская живопись второй половины XIX века
Характеристика основных направлений в русской живописи второй половины XIX в. Особенности написания портретов. Отличительные черты пейзажей того време...

Русская живопись второй половины XVIII века
Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Л...

Русская живопись второй половины 19 века
Ведущее направление критического реализма в живописи второй половины 19 века. Крупнейшие художники направления: В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин,...

Пейзажная живопись XVIII - первой половины XIX века (набор открыток)
Набор цветных открыток с репродукциями картин русских художников-пейзажистов. Большая статья автора-составителя Л. Иткиной рассказывает о возникновени...