Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Русское церковное монументальное и живописное искусство. Особенности технологии строительства X-XIII вв. Новгородская школа древнерусского искусства. Ладога как древний политический и культурный центр. Особенности стиля и фрески церкви Святого Георгия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

Содержание

1. Введение

2. Историография русского церковного монументального и живописного искусства

3. Особенности технологии строительства X-XIII вв.

4. Новгородская школа древнерусского искусства

5. Ладога как древний политический и культурный центр

6. Особенности стиля церкви Святого Георгия

7. Фрески церкви Святого Георгия

8. Заключение

9. Список использованной литературы

1. Введение

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Несмотря на то, что более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках, за три последних десятилетия в области их исследования достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению. Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.

В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

Цель работы: исследовать церковь святого Георгия в Старой Ладоге.

Задачи работы: рассмотреть историографию русского церковного монументального и живописного искусства; выявить особенности технологии строительства X-XIII веков; проанализировать приемы новгородской школы древнерусского искусства; рассмотреть Ладогу как древний политический и культурный центр; выявить особенности архитектурного стиля церкви св. Георгия и ее фресок.

2. Историография русского церковного монументального и живописного искусства

церковный искусство монументальный фреска

Церковное искусство древнерусского периода (X-XVII вв.) является наиболее разработанной областью. Изучение памятников Древней Руси начинается уже в XVIII веке, отмеченном общим подъемом интереса к отечественной истории. Однако памятники древности не рассматривались в это время как явления искусства. В одном ряду стояли такие находки как знаменитый Тмутараканский камень, княжеские грамоты, летописи, "Слово о полку Игореве".

В XIX веке изучение древностей приобретает целенаправленный характер. Организуются специальные археологические экспедиции, задачей которых является сбор сведений, зарисовки и описание древних предметов в старинных городах и монастырях. Одним из первых примеров обобщения собранного материала является справочник П.И. Кеппена «Список русским памятникам, служащим к составлению истории художеств и отечественной палеографии» (М., 1822). Посвященный главным образом рукописям, этот труд содержит также указания на памятники монументальной живописи (Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Спасская церковь в Полоцке, церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде, церковь Георгия в Старой Ладоге и др.) и иконы. Квливидзе Н.В. Историография русского церковного искусства //http://nesusvet.narod.ru/ico/books/kvil.htm

В 40-е гг. XIX в. изучение и сохранение памятников старины становится государственной программой, инициатором которой выступил сам государь Николай I. Это дало мощный импульс исследовательской и издательской деятельности. В 1849 г. было начато издание "Древностей Российского государства" (М., 1849-1853. Т. 1-6), состоящее из атласов цветных литографированных рисунков, выполненных по акварелям академика Ф.Г. Солнцева, и отдельных книг с текстом.

Доскональное изучение памятников церковного искусства лежит в основе работ исследователя середины XIX в. - И.П. Сахарова (1807-1863). Помимо изучения памятников церковной старины, в центре внимания исследователя также находится понятие "школ" и их последовательной смены в истории искусства.

Завершая обзор русской дореволюционной научной литературы, посвященной изобразительному искусству, следует отметить, что в конце XIX - начале XX в. большое место занимает публикация исторических и статистических сведений о памятниках церковной старины.

В первые десятилетия XX в. активно проводилось раскрытие древних икон. Состоявшаяся в 1913 г. выставка древнерусской иконописи и ее капитальный каталог (М., 1913) сделали древнюю икону достоянием широкой общественности. Ведущим ученым становится в эти годы Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Под его редакцией в 1910 г. было начато издание "Истории русского искусства". Вышло шесть томов, посвященных архитектуре (1-4), скульптуре (5) и живописи (6). В 1809-1810 гг. была организована экспедиция во главе с К.М. Бороздиным, в результате работы которой появилось несколько альбомов зарисовок и чертежей Десятинной церкви и Софийского собора в Киеве, черниговского Спасского собора, церкви Георгия в Старой Ладоге. Сарабьянов В. Георгиевский собор в Старой Ладоге. - М., 2002. С. 23

Во второй половине XIX - начале XX в. получают распространение историко-статистические описания монастырей и храмов, а также монографии, посвященные отдельным русским городам: Ратшин А. «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России». М., 1852; Зверинский В.В. «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем» СПб., 1890-1897. 3 т. и многие другие. В этом же ряду следует упомянуть многочисленные церковно-археологические описания архимандрита Леонида (Кавелина).

Уже в начале XX в. в русской науке наметилось разделение в иконе "предмета культа" и художественного явления (например, работы П.П.Муратова). После 1917 г. это направление стало официальной линией советской науки. Создание в 1918 г. по инициативе И.Э. Грабаря Комиссии по раскрытию памятников древней живописи привело к введению в научный оборот огромного количества новых произведений.

Изучение византийской и древнерусской архитектуры в послереволюционный период развивалось в едином русле с исследованием истории живописи.

В довоенный период (1920-1940 гг.) помимо многочисленных статей, посвященных отдельным новооткрытым памятникам, выходит несколько обобщающих работ по древнерусскому искусству, труды М. Алпатова и Н. Брунова в которых исследуются общие закономерности развития художественных школ Киева, Новгорода, Пскова, Москвы, Твери.

Следующий этап в изучении древнерусского искусства начинается с 1944 г., что обусловлено восстановительными и реставрационными работами на памятниках, разрушенных фашистскими захватчиками. Самым значительным результатом исследований этого периода стало академическое издание "Истории русского искусства", первые четыре тома которой были посвящены древнерусскому искусству: Киевской Руси X-XII вв., Владимиро-Суздальского княжества и удельных центров XII-XIII вв. (1953. Т. 1), Новгорода и Пскова XI-XV вв. (1954. Т. 2), искусству Москвы и среднерусских княжеств XIII-XVI вв. (1955. Т. 3), искусству XVII в. (1959. Т. 4). Разделы, посвященные живописи, были написаны в основном В.Н. Лазаревым. Работы В.Н. Лазарева определили основное направление советской медиевистики в 1960-1970 гг. и оказали влияние на мировую науку.

В послевоенные годы особую роль также получило археологическое исследование памятников. Раскопки М.К. Каргера в Киеве и Новгороде дали богатейший материал для истории древнейшего периода русского каменного зодчества.

В 1970-1990-е гг. изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень по объему и глубине научного анализа исследуемого материала. Исторический подход стал главной особенностью археологического изучения архитектуры, которая рассматривалась как органичная часть истории культуры. Итоги многолетних исследований были подведены в капитальном труде П.А. Раппопорта "Русское зодчество X-XIII вв.: Каталог памятников" (Л., 1982). В работах 70-90-х гг. XX столетия А.И. Коме...

Другие файлы:

Староладожский сборник. Выпуск 6
Сборник включает в себя материалы XI конференции "Северная Русь и ее соседи в эпоху средневековья", проведенной в музее-заповеднике "Старая Ладога" в...

Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. Русские адмиралы - кавалеры ордена Святого Георгия I и II степеней
Книга посвящена истории жизни и деятельности девяти русских и находившихся на русской службе адмиралов, удостоенных за свои подвиги ордена Святого Гео...

Значение образа Георгия Победоносца в художественной культуре
каноническое изображения Георгия Победоносца. Образ Святого Георгия в произведениях живописи и скульптуры в странах Европы и на Руси. Змееборческие мо...

Святой великомученик Георгий Победоносец
Данный агиографический сборник посвящён личности великомученика Георгия Победоносца. Он включает в себя жизнеописание святого, рассказ о чудесах, прои...

Староладожский сборник. Выпуск 7
Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию д.и.н., заслуженного деятеля науки РФ профессора А. Н. Кирпичникова и 100-летию археол...