Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Значение образа Георгия Победоносца в художественной культуре

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованию РФГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова»Гуманитарный факультетКафедра культурологии и религиоведенияКУРСОВАЯ РАБОТАЗначение образа Георгия Победоносца в художественной культуреВыполнила: студентка 4 курсаОтделения «Религиоведение»Ладвинская А. А.Научный руководитель:Преподаватель кафедрыкультурологии и религиоведения,Кибирева В.В.Архангельск 2009ВведениеОбраз Георгия Победоносца с древних времен и до наших дней играет многообразную символическую роль, это один из самых востребованных мотивов, как русской, так и европейской культуры. Мотив Георгия Победоносца это целый культурный комплекс, который включает в себя: мифы и сказания, иконографию (фрески, иконы, монеты, скульптуры и другое), житийные и литургические тексты, светскую литературу, официальный церковно-государственный культ.Актуальность содержания предлагаемой работы обусловлена возрождением интереса к традиционным духовным ценностям, как в области культуры и искусства, так и в области истории и нравственности. Исторический образ Святого Георгия Победоносца - защитника Отечества, остаётся вдохновляющей силой для искусства любого времени. Так же стоит упомянуть о том, что образ Святого Георгия активно используется и в настоящее время, эта фигура на гербе Российской Федерации, на монетах, это один из главнейших орденов России.При написании данной работы были использованы альбомы по искусству, а также работы приведенных ниже авторов.В работе «Святой Георгий Победоносец», автор А.П. Торопцев говорит о зарождении и об эволюции образа Святого Георгия, а так же подробно описывает географию Москвы, в гербе которой с XIV века присутствует этот святой. В приложении дано "Житие и чудеса Святого великомученика Георгия Победоносца".В работе Савелия Сендеровича «Георгий Победоносец в русской культуре» предложен критический обзор источников и исследований, относящихся к возникновению культа и его истории в Средние Века во всех видах культуры, а также ряд конкретных исследований мотива в отдельных авторских текстах.В статье В.Проппа «Змееборство Георгия в свете фольклора», автор уделяет особое внимание проблематике изучения древнерусской живописи, приводит различные теории происхождения первичного мотива змееборства в житийной литературе, и анализирует некоторые характерные образцы изображения Георгия. Особенно тщательно изучалось житие Георгия на византийской почве. Здесь можно назвать большую работу А. В. Рыстенко, немецкие работы Крумбахера и АуфгаузераБиблиография по данному вопросу представлена весьма обширно, но в основном это отдельные работы по какому-либо виду искусства, совсем немного работ, которые бы содержали комплексный подход к проблеме.Пропп в году, говорит о том, что методология многих исследователей устарела, что основываясь на ней, ученые делали совершенно необоснованные выводы. Пропп отмечает, что наиболее обстоятельное исследование жития Георгия принадлежит Крумбахеру, который великолепно знал византийскую, латинскую и частично восточную рукописную традицию и подробно эти рукописи изучил. Исследовал он исключительно жития. Конечный итог его разысканий состоит в том, что житие Георгия есть литературное произведение, автора которого установить невозможно.В советское время появилась большая работа В. Н. Лазарева, специально посвященная некоторым вопросам изучения образа Георгия. Здесь рассмотрены все виды икон, на которых изображен Георгий.В советской науке значительная часть работ посвящена изображениям змееборства на русских иконах. По мнению Проппа такое изучение делается с оглядкой на общие проблемы, решение которых возможно в будущем, а целью данных работ является – систематизация иконописного материала. Как показала история, именно эти работы и стали фундаментом, для дальнейшего изучения данной темы.Книга Г.В. Вилинбахова и Т. Б. Вилинбаховой «Святой Георгий Победоносец» необычна тем, что в ней впервые объединены вопросы истории, иконографии и геральдики, связанные с образом Святого Георгия. Авторами собраны интересные и ранее не публиковавшиеся сведения о символике образа Святого Георгия, о его распространении в искусстве, архитектуре, геральдике, о его бытовании в народных поверьях, фольклоре. В книге около ста иллюстраций. Альбомную часть составляют ценнейшие произведения искусства и образцы российской геральдики.Объектом исследования выступает образ Георгия Победоносца в контексте мировой художественной культуры.Предметом исследования является переосмысление образа Георгия Победоносца в религиозно - художественном сознании русского народа (X-XX).Цель курсовой работы исследовать эволюцию образа святого Георгия.Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
  • Изучить каноническое изображения Георгия Победоносца.
  • Рассмотреть образ Святого Георгия в произведениях живописи и скульптуры в странах Европы и на Руси.
  • Обозначить змееборческие мотивы в творчестве русских писателей.
  • Установить общие черты канонических представлений о святом и их трансформацию в более поздний период.
  • В данной работе использовались сравнительно – исторический, аналитический методы.Во вступлении, как нам, кажется, нужно определить зарождение культа Георгия Победоносца и причины его будущего повсеместного распространения.
  • Есть множество иных теорий первичного происхождения мотива змееборства в житийной литературе. Культ христианского Георгия возводится к культу иранского Митры, к культу вавилонского Таммуза. Христианские жития возводились к сирийским и эфиопски...
  • Другие файлы:

    "Святой Георгий" или "Георгий Победоносец"
    Житие великомученика Георгия согласно христианскому описанию. Разнообразие икон, посвященных этому святому, описание их сюжетов. Сказание о победе Гео...

    Святой воин Георгий Победоносец
    В этой книжке ты прочтешь о жизни древнего свя¬того воина-мученика Георгия Победоносца. Его почитают во всех странах, где есть православные люди. Церк...

    Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России
    Книга Н.В. Регинской представляет уникальный материал историко-художественной модели героепочитания. Автор раскрывает бытование образа святого Георгия...

    Орден святого великомученика и победоносца Георгия
    В историческом очерке излагаются основные вехи становления легенды самого прославленного ордена Российской империи....

    Рабочая тетрадь по "Мировой художественной культуре" как средство развития мыслительной активности школьников
    Исторический аспект возникновения и развития рабочих тетрадей. Роль дидактических материалов при изучении "Мировой художественной культуры". Условия п...