Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Украинский орнамент

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Декоративно-прикладное искусство славянских народов - майолика Опошни, ковры с растительным орнаментом, матовое дерево Гуцульщины, вышивка, гутное стекло, петриковская роспись. Украинские орнаментальные мотивы. Основы композиции петриковской росписи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, "он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...". Термин орнамент связан с термином декор, который "никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней". Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Искусство славянских народов берет свое начало еще в глубокой древности. В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово -- узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий -- от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста -- яркой вышивкой.

Когда говорят об украинском декоративно-прикладном искусстве, прежде всего вспоминают работы народных мастеров - сочную майолику Опошни, яркие ковры с растительным орнаментом, матовое дерево Гуцульщины, виртуозную вышивку, искрящееся гутное стекло, живую и цветастую петриковскую роспись.

В своей работе я хотела бы обратиться к истокам украинских орнаментов, а также к технологиям одной из самых известных народных росписей - петриковской.

1. Украинский орнамент

декоративный искусство орнамент петриковский

Украинские орнаментальные мотивы уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные мотивы орнамента отображали элементы символики различных древних культов.

На протяжении многовековой истории искусства непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то, что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.

Источник украинского декоративно-прикладного искусства - художественная культура Киевской Руси, благодаря которой развивалось также искусство русского и белорусского народов. Своеобразно претворяя древнерусские традиции и используя творческий опыт соседних народов, украинский народ создал образцы яркого, жизнерадостного искусства, которому в целом свойственны пластическая мягкость форм, живописность, сочность колорита, общее мажорное звучание. При наличии единых стилистических черт на Украине сложилось несколько художественных региональных школ.

Керамические (гончарные) изделия, главным образом глиняная посуда, в XIV - XVI веках украшались в верхней части гравированными полосками, волнистыми линиями, несложными геометрическими узорами, нанесенными при помощи специальных штампов. В приморских районах в расписных сосудах наблюдается использование ярко выраженных византийских традиций в формах и греческих мотивов в декоре.

Гончарные изделия ремесленного производства, рассчитанные, главным образом, на малоимущего покупателя, украшались геометрическими орнаментами, состоящими из ритмично чередующихся прямых линий, точек, штрихов, полосок, кружков. Такие изделия часто расписывались пышными растительными узорами, составленными из мотивов виноградной грозди, дубового листа, ягод, подсолнуха, цветов и колосьев. Кроме того, их часто украшали близкими к натуре изображениями птиц, мошек, жаб, рыб, реже - человека. Это были в основном фигуры пеших и конных казаков, лирников, пляшущих пар, выполненные в несколько юмористическом духе.

В XIV веке получил известность украинский кафель (фигурный кирпич, украшенный рельефным изображением или цветной росписью), который применялся, главным образом, для украшения печей. Первоначально это были отдельные рельефные плитки с изображением людей, зверей и геометрическим орнаментом. В XV веке кафельные композиции располагались ярусами и украшались мифологическими и историческими сюжетами. С XVI века керамические плитки стали покрывать зеленой глазурью и цветными росписями растительного характера в виде сплошного узора, закрывающего всю поверхность кафеля. Другим мотивом была цветочная гирлянда, расположенная вокруг центрального медальона. Распространение получили также сюжетные изображения, которые в XVII - XVIII веках отражали общее развитие искусства от пышного барокко до скромных четких форм раннего классицизма.

В XVI веке в оформлении деревянных скрынь (род сундука) широко применялись архитектурные приемы и резной декор, принесенные западноевропейскими мастерами-эмигрантами. Заимствованные декоративные мотивы переосмысливались применительно к местным вкусам, сочетаясь с типично украинским растительным орнаментом.

В народной резьбе по дереву орнаментальные композиции чаще всего складывались из комбинаций геометрических фигур и растительных мотивов в виде виноградных, каштановых, кленовых листьев.

В искусстве украинской торевтики XIV - XV веков переплелись традиции Древней Руси и соседних европейских стран. Например, на колоколах львовского производства чаще всего можно встретить ренессансные орнаментальные мотивы. С XVII века в художественном металле Украины начала преобладать простота форм в соединении с богатством орнаментального оформления. Растительный узор в виде стебля с четырехлепестковым цветком и листьями аканта по сторонам либо покрывает все изделие, либо располагается фризами.

Иконография сюжетных изображений, применяемая в ювелирном искусстве XVI века, тесно связана с иконописью и книжной миниатюрой. В этот период в орнаменте преобладают ренессансные мотивы, а с XVII века получают распространение барочные. Причем с середины XVII века предпочтение отдается пышному растительному орнаменту с картушами или вставками финифти, а с середины XVIII века - с раковинами. Такого рода декор сплошь покрывал поверхность предметов культового назначения. Скромнее оформлялись ювелирные изделия светского характера, на которых кроме гравированного орнамента иногда изображались гербы, имена владельцев, мифологические и библейские сцены, и совсем редко - символические сюжеты.

В первой трети XIX века в изделиях из художественного металла использовался орнамент классицизма, с присущей ему строгой простотой композиций декоративными античными мотивами, такими как меандр, пальметты, лавровый лист и другие.

Производство декоративных украинских тканей в XIV - XVI веках развивалось в одном направлении с иконописью. Плоский, строгий геометрический орнамент шитых изделий XIII - XIV веков во второй половине XVI века сменился объемным и введением в узор растительных ренессансных и восточных мотивов.

В XVII веке в орнаментации украинских тканей появились мотивы местной флоры и стало заметно желание овладеть светотеневой моделировкой, хотя в изображении фигур еще продолжали сохраняться фронтальные, неподвижные позы без ракурсов и перспективы. В XVIII веке тканые композиции стали более динамичными, фигуры объединялись общим движением, вводились барочные мотивы.

С XVIII века известны многочисленные образцы украинской народной вышивки, достигшей особого расцвета в XIX веке. Вышивкой украшалась женская и мужская одежда, украинские рушники (полотенца), скатерти, покрывала. Для западных областей Украины характерен многокрасочный геометрический орнамент, складывавшийся из простых элементов, имевших в прошлом символическое значение. Это прямые линии, прямоугольники, розетки, ромбы, зигзаги и кресты, поражающие четкостью ритмики, простотой и строгостью композиций, их связью с формой вещи.

Центральной Украине был распространен растительный орнамент, состоявший из цветочных мотивов, гроздьев винограда, листьев, букетов и отличавшийся особой плавностью и текучестью линий. Растительный орнамент дополнялся стилизованными изображениями птиц (очень редко животных) и иногда женской фигурой с поднятыми руками. В подольских орнаментах встречается узор "кривульки" или "бесконечника", известный еще со времен трипольской культуры. К зигзагообразному типу орнаментов, подобному меандру, принадлежат "сосенки", "хвощ", "перерывы", распространенные в южных и западных районах Подолья. Известный узор "рожи" (звездочки, розетки) представляет собой переход геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.

В украинской вышивке часто встречаются такие мотивы, как "виноград", "хмель", "дубовые листья", "барвинок" и другие. Некоторые из них несут на себе отражение древних символических представлений народа.

Среди зооморфных орнаментов чаще всего встречается изображение лошади, зайца, рыбы, лягушки и птиц - петуха, совы, голубя, кукушки. Из насекомых - бабочка, муха, паук, жук.

В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого.

Большое место в декоративном творчестве занимало изготовление ковров ("килимов"), первые св...

Другие файлы:

Орнамент. Учебное пособие
ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ IКЛАССИФИКАЦИЯ ОРНАМЕНТОВСОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ОРНАМЕНТОВИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВОРНАМЕНТ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ И СТИЛЕЙОРНАМЕНТ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРО...

Русско-украинский словарь
Новый академический "Русско-украинский словарь" охватывает широкий круг общеупотребительной лексики, соответствует современным правописным нормам и яв...

Русский орнамент. Прялка
Сущность понятия "орнамент". Трактовка в узорах мотивов растительного и животного происхождения. Общее понятие про раппорт в русском орнаменте. Праздн...

Раскраска Орнамент
Раскраска “ОРНАМЕНТ” предназначена для закрашивания квадратных областей в определенной последовательности с использованием цветов, как предлагается на...

Орнамент стиля модерн
Альфонс Муха как яркий представитель модерна, один из первых соединил орнамент с человеческой фигурой. Композиционный и смысловой центр, сюжет картины...