Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Орнамент стиля модерн

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Альфонс Муха как яркий представитель модерна, один из первых соединил орнамент с человеческой фигурой. Композиционный и смысловой центр, сюжет картины "Мечтательность". Репрезентация орнамента в декоративно-прикладном искусстве на примере работ Галле.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Детская художественная школа № 7

Дипломная работа

по истории искусств на тему: «Орнамент стиля модерн»

Выполнила:

ученица 4Б класса

Гилязова Алсу

Проверила:

Исимбитьева А.Р.

Казань 2011

Содержание

Введение

Глава I. Репрезентация орнамента стиля модерн в живописи

§1. Альфонс Муха как яркий представитель модерна

§2. Репрезентация орнамента стиля модерн в живописи на примере работ Альфонса Мухи

Глава II. Репрезентация орнамента стиля модерн в декоративно-прикладном искусстве

§1. Школа «Нанси» и творчество Э.Галле

§2. Репрезентация орнамента «Модерна» в декоративно - прикладном искусстве, на примере анализа работ Э. Галле

Заключение

Использованная литература

Примечания

Введение

«Модерн» (от французского moderne, новейший, современный) - стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX века.

Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. В Италии его называли растительным стилем или "либерти", в Великобритании - стилем модерн, в Испании - модернизмом, в Бельгии - стилем Вельде, в Австрии - Сецессион, в Германии - Югендстиль.

Для модерна характерны извивающиеся линии; в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы (во Франции и в Бельгии) и линеарные формы (в работах австрийских сецессионистов или шотландского арх. Чарлза Ренни Макинтоша). Для стиля «модерн» были характерны такие черты: как эклектизм, романтизм, чувственность, декоративность. Модерн был сложным течением, внутри которого были разные направления, преобладавшие на том или ином этапе его развития. В целом модерн предполагал отказ от классических форм, пересмотр сложившихся ранее традиций. Модерн пытался синтезировать разные виды искусства, соединить реальное с фантастическим, раскрыть возможности человека. 

Вершины модерн достигает в архитектуре и в прикладных искусствах. В интерьере дома "Тасселя", в Брюсселе, расписанном Виктором Орта, декоративные возможности железа органично используются в мотивах текучести, повторяющихся и в рисунке инкрустированного пола, и в настенных росписях. Эта цельность проекта типична для стиля модерн (Ар Нуво), который охватывает и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов.

Хотя модерн просуществовал всего 20 - 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки - все носило на себеотпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы идизайнеры модерна. Все, к чему прикасалась рука художника, должно былостать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.

Но прошла пара десятков лет и случилось нечто странное (со странным стилем и должны случаться странные вещи).

Модерн обвинили в элитарности, в вычурности, в манерности, в эклектичности, в отсутствии естественности.

Со временем оказалось, что влияние этого стиля на новые поколения художников практически равно нулю, что позволило многим критикам воспринимать модерн как некую «случайность» в закономерном развитии искусства, как некий необязательный арабеск - закорючку на прямой линии этого развития. Художники модерна как будто канули в забвение. И модерн остался неким парадоксом, загадкой.

Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком.

Русский модерн вдохновлялся другими источниками - своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь - уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой - это модерн (сравните с Гауди и увидите, насколько наш собор ближе стилю этого архитектора, чем, скажем, стилю Корбюзье).

А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна.

Художникам и архитекторам, представителям русского модерна, сгруппировавшихся вокруг княгини Тенишевой в Талашкино, не пришлось ничего выдумывать, ничего заимствовать из других культур. Они просто слегкатрансформировали народное искусство и получился русский модерн, русский стиль, который хоть и назывался кое - кем слегка презрительно стилем а ля рюсс, но, по - моему, может спокойно именоваться - без «ля» - русским стилем.

Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо - о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился - пусть в других одеждах, красках и формах - и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок - концертов. Это сделали «дети - цветы» 60 - х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.

Глава I. Репрезентация орнамента стиля модерн в живописи

§1. Альфонс Муха как яркий представитель модерна

Значимым художников орнамента стиля модерн был Альфонс Муха, который один из первых соединил орнамент с человеческой фигурой. Творчество выдающегося чешского художника Альфонса Мухи - одно из интереснейших явлений в изобразительном искусстве рубежа XIX - XX столетий. Он попробовал себя во многих областях - был живописцем, монументалистом, театральным художником, иллюстратором и скульптором, ювелиром и плакатистом, и вошел в историю как один из создателей Ар нуво (буквально - «новое искусство»), иногда справедливо упоминаемого как «стиль Мухи». Царивший два последних десятилетия XIXвека в Европе и Америке он был «изобретен» под влиянием индустриального прогресса и эстетики символистов. Альфонс Муха (Мюша - на французский лад) был его ярким представителем и, как выразитель эстетических вкусов эпохи, стал его хроникером.

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Не закончив обучение в католической гимназии в Брно, в пятнадцатилетнем возрасте был устроен отцом в Иванчитский суд писарем. Еще в детстве Муха серьезно увлекался каллиграфией и, в совершенстве овладев этим искусством, не только облегчил свою судьбу, но и во многом определил черты своего будущего стиля. Каллиграфия стала для юноши отличной школой, познакомившей с решениями композиционных задач пространства листа, различными образцами старых шрифтов и орнаментов. В занятиях рукописными упражнениями, с декоративными росчерками и завитками заглавных литер, он отшлифовал свою удивительную линию, живую и выразительную.

В Париж Муха приехал в двадцативосьмилетнем возрасте уже сложившимся художником: хорошая академическая школа, полученная в академии искусств Вены и Мюнхена, небольшой опыт работы иллюстратором, занятия фресковой живописью, несколько лет в качестве театрального декоратора и портретиста.

В первые годы пребывания во Франции Муха исполнял заказы по оформлению журналов, книг, образцов прикладной графики - меню, пригласительных билетов и визитных карточек. Получая работу непосредственно от издательств, художник сотрудничал с несколькими типографиями и литографскими мастерскими и, будучи человеком основательным, самостоятельно освоил приемы и технологию гравюры на камне. Свое первое предложение сделать плакат Альфонс Муха получил в парижской мастерской Лемерсье, где в это время по счастливой случайности работал с печатниками над оттисками своего приятеля. Появление на улицах Парижа театральной афиши к постановке спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар сделало знаменитым неизвестного чешского художника в один день, ошеломив парижскую публику и заставив говорить и писать о нем все столичные издания.

В жанровых картинах Альфонса Мухи сказывалось «академическое» воспитание - он был обречен на фатальную натуралистичность живописи. Мастеровитый художник слишком благоговейно относился к «школе», используя ее приемы. В «Жисмонде» проявилось иное ощущение формы - обобщенней, ярче, убедительней. Плакат, с его особыми требованиями к изобразительному строю, истребил все недостатки сложносоставных композиций Мухи, лишив их фабульности и дотошной детализации. Особого внимания потребовал контур: решенный гибкой и упругой линией, он создал легко читаемый и чарующе текучий силуэт. В этом пригодилась сноровка каллиграфа и рисовальщика и усердные студии, отточившие верность движения руки. Проявилась способность творца, готового преобразовывать, декоративно трактовать натуру. Афиша была призвана шедевром в своем виде искусства, но внимание прессы к художнику в...

Другие файлы:

Анализ особенностей стиля модерн в Европе, США и России
Понятие стиля модерн, предпосылки его зарождения, его идея, философия и основные проблемы. Проблема массовой культуры и синтеза различных искусств. Пр...

Орнамент стиля модерн
Книга знакомит с орнаментом стиля модерн, который внес большой вклад в сокровищницу мирового искусства. Рубеж XIX-XX столетий - время, когда в искусст...

Женский костюм стиля модерн
Истоки формирования стиля модерн, его основные отличия. Анализ принципов формирования костюма в стиле модерн, образцы. Характеристика женского костюма...

Орнамент. Учебное пособие
ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ IКЛАССИФИКАЦИЯ ОРНАМЕНТОВСОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ОРНАМЕНТОВИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВОРНАМЕНТ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ И СТИЛЕЙОРНАМЕНТ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРО...

Экскурсия "Северный модерн в Петербурге"
Понятие термина модерн и краткая справка об архитектурных тенденциях рубежа веков в Европе и Америке. Петербургский модерн: иллюстрации зданий, архите...