Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Творчество П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Основные тенденции в раскрытии творческого метода П.П. Кончаловского в отечественном искусствознании. Развитие жанра натюрморта в первой половине XX века. Творческий метод в художественной критике. Специфика исследования натюрморта П.П. Кончаловского.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Творчество П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов

(курсовая работа)

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль натюрморта в творчестве П.П. Кончаловского

1.1 Развитие натюрморта в первой половине XX века

1.2 Творческий метод Петра Петровича Кончаловского

Глава 2. Творчество Петра Петровича Кончаловского в трудах советских искусствоведов

2.1 Творческий метод П.П. Кончаловского в художественной критике I половине XX века

2.2 Художественное наследие П.П. Кончаловского в трудах отечественных искусствоведов II половины XX века

Заключение

Список иллюстраций

Иллюстрации

Список литературы и источников

Введение

кончаловский натюрморт художественный критика

Актуальность темы. Мир натюрморта - это мир искусственной реальности, в той или иной мере преображенной человеком. В натюрморте предметы вырваны из естественных природных или функциональных связей и представляют собой результат человеческой активности, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение.

Натюрморт - не только художественная задача, но и целое мировоззрение. Натюрморт известен нам обычно в периоде своего наибольшего расцвета, но имеет и свою долгую, предварительную историю. Жанр натюрморт нашел свое отражение в творчестве талантливого советского художника Петра Петровича Кончаловского. В нем П.П. Кончаловский достиг вершин этого жанра. Мир природы и вещей, отражает сложный путь роста и развития самого художника, его мировоззрения и мастерства. Художник владел даром устанавливать живую связь человека с окружающей его обстановкой и миром природы. В натюрмортах мастера чувствуется присутствие человека.

Обзор литературы. «Малому жанру» станковой живописи натюрморту посвящены следующие издания: в 1971 году была опубликована книга «Натюрморт в русской и советской живописи» [4; 90]. Данная книга повествует о мастерах натюрморта русской и советской живописи.

В 2002 году вышла книга В.М. Обухова «История жанров. Натюрморт» [3; 215]. Книга раскрывает историю развития натюрморта в русской живописи XX века. Большое внимание уделяется понятию «натюрморт». Говорится о том, что вполне самостоятельное изображение вещей появляется в Западной Европе во второй половине XVI столетия, когда предметное окружение человека обретает самостоятельное значение, а быт, частный и общественный, начинает восприниматься все более и более позитивно. Главный акцент делается на развитии натюрморта в русской живописи, повествуется о «взлетах» и «падениях» данного жанра.

В 2005 году опубликована книга Б.Р. Виппера «Проблема и развитие натюрморта» [2; 384]. Книга известного российского искусствоведа Б.Р. Виппера увидела свет в 1922 году, и по сей день пользуется заслуженным вниманием специалистов, несмотря на то, что с тех пор ни разу не переиздавалась. В данном труде подробно изучается история термина «натюрморт» и исследуется «предварительная история натюрморта», направляясь от эпохи барокко не по течению истории, а вспять. Натюрморт рассматривается автором не только как художественное явление, но как мировоззрение, связанное с развитием культуры от древнейших времен до XX века. Настоящее издание богато иллюстрировано и дополнено вступительной статьей доктора искусствоведения С.М. Даниэля.

Таким образом, специальных изданий посвященных «малому жанру» натюрморту мало. Наиболее содержательными публикациями являются труды В.М. Обухова и Б.Р. Виппера.

Цель курсовой работы: Определить основные тенденции в раскрытии творческого метода П.П. Кончаловского в отечественном искусствознании.

Задачи. В ходе данной курсовой работы необходимо решить ряд задач: 1) Проследить развитие жанра натюрморта в I половине XX века. 2) Выявить специфику творческого метода П.П. Кончаловского. 3) Проследить особенности творческого метода в художественной критике I половины XX века. 4) Выявить специфику исследования натюрморта П.П. Кончаловского во II половине XX века.

Объект исследования. Творческое наследие П.П. Кончаловского.

Предмет исследования. Особенности рассмотрения натюрмортов П.П. Кончаловского в отечественном искусствоведении XX века.

Методология. Методологическую основу работы составили ведущие труды исследователей натюрморта - В.М. Обухова «История жанров. Натюрморт» и Б.Р. Виппера «Проблема и развитие натюрморта».

Методы исследования - исторический, биографический, сравнения, формального анализа.

Источники. Прямыми источниками курсовой работы являются произведения П.П. Кончаловского и труды о художнике.

Жизни и творчеству П.П. Кончаловского посвящены следующие публикации: в 1936 году вышла книга В.А. Никольского «Петр Петрович Кончаловский» [19; 150]. Эта книга не претендует на значение обычной искусствоведческой монографии, потому что развитые искусствоведческие анализы и оценки заменены здесь мимолетными комплиментами, дополнениями и высказываниями самого художника.

В 1950 году вышла небольшая монография «Петр Петрович Кончаловский. Избранные произведения» [12; 30]. Автором вступительной статьи является М.В. Бабенчиков. Монография посвящена творчеству П.П. Кончаловского. К ней прилагаются репродукции десяти произведений художника и перечень этих иллюстраций.

В 1956 году был издан каталог «П.П. Кончаловский. Выставка произведений» [7; 40]. Вступительная статья (в каталоге) Н. Соколовой посвящена последней шестнадцатой персональной выставке П.П. Кончаловского.

В 1958 году вышла книга А.В. Винера «Материалы и техника живописи советских мастеров» [5; 72-85], где описывается техника масляной и станковой живописи П.П. Кончаловского, а также применяемых мастером материалов.

В 1961 году была издана книга «П.П. Кончаловский. Избранные произведения» [16; 11]. Книга содержит вступительную статью М.Л. Неймана и десять иллюстраций избранных произведений живописца.

В 1964 году вышла в свет книга «П.П. Кончаловский. Художественное наследие» [15; 544]. Книга посвящена художественному наследию Кончаловского. Ряд серьезных вопросов, глубоко важных для понимания большого и сложного пути художника, освящен в статье А.Д. Чегодаева. Композиционно книга делится на следующие части: 1) Кончаловский об искусстве, 2) Современники о П.П. Кончаловском, 3) Список произведений, 4) Альбом репродукций.

В 1967 году вышла монография о жизни и творчестве П.П. Кончаловского, автор М.Л. Нейман [18; 328]. В книгу помещены сведения о жизни и деятельности художника, прилагается список основных его работ и свыше трехсот репродукций, в том числе сорок восемь цветных.

В 1968 году вышел каталог «Выставка произведений П.П. Кончаловского» [8; 70]. Каталог содержит: статью В.С. Кеменова «Утверждение жизни»; А.В. Луначарского «Выставка картин Кончаловского»; П.П. Кончаловского «Автобиографический очерк» и иллюстрации.

В 1973 году издана книга «П.П. Кончаловский. Мастера мировой живописи» [17; 80]. В этом издании В.С. Кеменов подробно освещает творчество П.П. Кончаловского.

В следующем 1974 году вышел «Альбом. П.П. Кончаловский» [14; 28]. Автор составитель И.М. Егоров. Альбом составлен на материалах собрания одного из крупных музеев, Государственной Третьяковской галереи. Задача серии состоит в том, чтобы показать творчество мастера в двух аспектах: образного восприятия окружающего мира и его живописной трактовки.

В этом же году была опубликована небольшая монография «П.П. Кончаловский. Краски земли» [13; 15]. Автор вступительной статьи А. Корзухин. В книге содержатся репродукции нескольких произведений художника и составлены основные даты жизни и деятельности П.П. Кончаловского.

В 1976 году вышел каталог «П.П. Кончаловский. К столетию со дня рождения» [10$ 87]. Каталог включает в себя: автобиографический очерк П.П. Кончаловского; вступительную статью В.С. Кеменова; перечень произведений живописи, акварели, театрально-декорационных произведений; репродукции работ.

Через год был выпущен каталог «П.П. Кончаловский в Абрамцеве» [9; 25]. Каталог включает все живописные и графические произведения, созданные П.П. Кончаловским в Абрамцеве. Составитель каталога и автор вступительной статьи - старший научный сотрудник музея-усадьбы «Абрамцево» Н.Е. Мидлер.

В книге Н. Кончаловской «Дар бесценный» [11; 400]. 1978 года, есть описание внешнего облика П.П. Кончаловского при первой встрече В.И. Сурикова с будущим мастером.

Есть издания, посвященные произведениям П.П. Кончаловского, выполненных в жанре натюрморта. В 1979 году была издана книга «Рассказы о картинах. Живопись» [20; 128]. В книге дан стилистический анализ произведения П.П. Кончаловского «Натюрморт» 1920 года. Автор стилистического анализа Т.М. Степанская.

В 1982 году был опубликован «Стилистический анализ натюрмортов П.П. Кончаловского» [22; 10]. Два натюрморта художника из собрания музея ГХМАК - «Натюрморт с луком» (1920) и «Натюрморт с цветами» (1928) в списке основных произведений. Активность формы, цвета, динамичность и напряжение натюрмортов были новыми чертами, привнесенными тем временем.

В 1998 году опубликована книга Т.М. Степанс...

Другие файлы:

Проблемы синтеза искусств в трудах отечественных искусствоведов XX - начала XXI века
Понятие синтеза искусств, анализ его исторического аспекта. Синтез искусств как тип художественного творчества. Проблемы и тенденции развития теории с...

Синтез искусств в эпоху Средневековья в трудах исследователей искусства XX века
Представления о синтезе искусств как специфической особенности произведения. Взаимодействие искусств в эпоху Средневековья в трудах отечественных иссл...

Исследование темперамента в трудах известных психологов
Характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Изучение основных компонентов, определяющих темперамент чел...

Теории личности в трудах отечественных психологов
Защитные механизмы человека от неприятных эмоциональных состояний. Понятие экстраверсии и интроверсии. Основные задачи, решаемые концепцией "Человекоз...

Проблема эмоций в трудах зарубежных и отечественных психологов