Синтез искусств в эпоху Средневековья в трудах исследователей искусства XX века
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Курсовая работа
Синтез искусств в эпоху Средневековья в трудах исследователей искусства XX века
Оглавление
Введение
Глава 1. Общие представления о синтезе искусств, как специфической особенности произведения искусства
1.1 О сущности понятия синтеза искусств
1.2 Проблемы синтеза искусств
Глава 2. Специфика синтеза искусств в средневековье
2.1 Взаимодействие искусств в эпоху Средневековья в трудах отечественных исследователей проблемы синтеза искусств
2.2 Синтез в готическом храме в трудах исследователей средневековой эстетики
Заключение
Список источников и литературы
Список иллюстраций
Иллюстрации
Введение
Проблема, поставленная в нашей работе, является актуальной на сегодняшний день. Проблема синтеза искусств в современном мире отодвинута на задний план, при создании сооружения люди не задумываются об органичном соединении всех элементов постройки, идет непонятное нагромождение различных декоративных элементов. Современный человек в построении архитектурных сооружений не задумывается над единством замысла, стиля и исполнения, он отдает предпочтение дизайну здания, удобству и комфорту. Поэтому обращение к проблеме синтеза искусств является очень интересной и животрепещущей темой.
Мы обратимся к самому понятию синтеза искусств, рассмотрим его становление и развитие в истории искусств, изучим взгляды на эту проблему таких исследователей, как Г. П. Степанов, В. В. Ванслов и Е. Б. Мурина… Подробнее разберем синтез искусств в эпоху средневековья, к этой теме обращались как исследователи синтеза искусств, так и исследователи средневекового искусства. Мы рассмотрим их взгляды на эту проблему и сравним их точки зрения.
Обзор литературы. Литературу, которую мы использовали, условно можно разделить на три группы: 1) историческая литература посвящается истории развития синтеза искусств; 2) работы исследователей по проблеме синтеза искусств (Е. Б. Мурина, В. В. Ванслов… и Г. П. Степанов); 3) работы исследователей средневекового искусства (Э. Панофский, Е.И. Ротенберг, У. Эко и другие).
К литературе, посвященной истории развития синтеза искусств, относится Популярная художественная энциклопедия [25; 231-233], здесь дается очень подробное описание развития синтеза искусств с древнейших времен до современности в различных государствах и странах всего мира. Предоставляется деление синтеза искусств на два типа (пластический и театральный синтез искусств).
В словаре И. Лисаковского «Художественная культура» [21; 161] дается очень точное и емкое определение синтеза искусств. Он в своем словаре предлагает три типа синтеза искусств: пластический, театральный и кино-синтез искусств.
В словаре В. Г. Власова «Стили в искусстве» [15; 672] в первом томе предлагается определение общего понятия «синтез». Он говорит о том, что это один из способов творческого мышления и что законченное произведение искусства синтетично.
А.А. Мелик-Пашаев в «Современном словаре-справочнике по искусству» [22; 612-613] представляет характеристику синтеза искусств, дает определение.
В терминологическом словаре А.М. Кантора «Аполлон» [19; 554-557] предлагается развернутое определение синтеза искусств. Здесь рассматривается история становления и развития синтеза искусств, начиная с древности и заканчивая XX веком.
Ко второй группе литературы относятся: Книга Е.Б. Муриной «Проблемы синтеза пространственных искусств» [24; 192] посвящена одному из самых актуальных вопросов теории и практики современного искусства - синтезу искусств. Начиная свое исследование с анализа кризисной ситуации в европейской культуре XIX века, автор переходит затем к рассмотрению «образцовых» синтетических эпох в истории мирового искусства, используя обширный историко-художественный материал для многоаспектного осмысления этой проблемы.
М.С. Каган написал работу «Морфология искусства» [18; 440] - это первая в советской эстетической науке монография, посвященная анализу внутреннего строения мира искусств. Книга состоит из трех частей. Во второй части показывается, как в ходе развития художественной культуры выкристаллизовывались разные виды искусства и как они взаимодействовали, образуя новые, синтетические искусства.
Книга О.А. Швидковского «Гармония взаимодействия» [31; 280] посвящена взаимодействию архитектуры и монументального искусства. Прослеживаются принципы, на которых осуществляется сегодня содружество искусств, дается анализ ряда крупных комплексных ансамблей и отдельных произведений. Рассматриваются поиски художественного образа в современной архитектуре - важнейшего и необходимого условия взаимодействия искусств. Особое место уделяется оценке роли памятников архитектуры в формировании современных ансамблей. В брошюре Швидковского «Синтез искусств в современной советской архитектуре» [32; 48] ставится задача познакомиться с проблемой синтеза искусств в архитектуре, показать, как она решается советскими зодчими на современном этапе, когда жилищное строительство в нашей стране приняло небывалый размах.
Сборник «Проблемы синтеза в художественной культуре» [26; 288]. Редколлегия сборника выбрала одну четко отграниченную и достаточно развитую область художественной культуры, чтобы выявить связанные с ней проблемы синтеза (синтез мультипликационного искусства).
«Взаимодействие и синтез искусств» [14; 270] - сборник, подготовленный комиссией комплексного изучения художественного творчества при научном совете по истории мировой культуры АН СССР, начинается разработка проблемы взаимосвязи и синтеза искусств. Здесь публикуются как теоретические статьи общего характера, так и статьи, рассматривающие различные аспекты взаимодействия и синтеза искусств - литературы, театра, кинематографа, музыки, изобразительных искусств, архитектуры и некоторых видов художественного творчества.
Книга В. В. Ванслова «Эстетика, искусство, искусствознание» [13; 440] посвящена актуальным проблемам эстетики и изобразительного искусства. В ней рассматриваются вопросы о прогрессе искусства, о сущности социалистического реализма и этапах его развития, анализируются творческие проблемы советского изобразительного искусства, синтеза искусств, традиций и новаторства.
Книга доктора искусствоведения В.В. Ванслова «Изобразительное искусство и музыка» [12; 305] посвящена проблеме взаимодействия искусств, их взаимосвязям, взаимовлиянию и вытекающим отсюда проблемам современной художественной практики. Книга иллюстрирована репродукциями произведений русских и западноевропейских художников.
Издание «Художественные модели мироздания» из двух книг под редакцией В.П. Толстого. В первой книге [8; 400] ставится задача на основании обширного исторического материала - от древнейших образцов художественного творчества до наших дней - проследить, как складывались в мировой культуре художественные модели мироздания. Вторая книга [9; 368] этой монографии посвящена животрепещущим и малоизученным вопросам взаимодействия культур и искусств в XX столетии.
М.И. Котовская в своей работе «Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии» [20; 256] проводит исследование взаимодействия и синтеза искусств Индии. Исследование идет от общих вопросов теории взаимодействия и синтеза искусств, сложившейся еще в древней Индии, к рассмотрению жизни синтетической традиции в условиях современности.
В брошюре И.Г. Хангельдиевой «Взаимодействие и синтез искусств» [30; 64] анализируются процессы взаимодействия, взаимовлияния и синтеза искусств, обусловленные развитием научно-технической революции. На примере театра, телевидения, кинематографа и музыки автор прослеживает многообразие форм связей и отношений искусств, способствующих более глубокому и цельному отображению современной действительности.
В.П. Михалев в монографии «Видовая специфика и синтез искусств» [23; 100] рассматривает вопросы специфики и синтеза видов искусств с точки зрения целенаправленного воздействия на человека в условиях развитого социализма.
С.Б. Базазьянц в книге «Художник, пространство, среда» [11; 240] исследует роль современного художника в формировании окружающей среды, способность искусства определять ее духовное и идеологическое содержание. На материале советской монументальной живописи, скульптуры и архитектуры рассматриваются такие проблемы, как синтез искусств…
«Вопросы современной архитектуры» [16; 224], второй сборник посвящен синтезу изобразительного искусства и архитектуры. Ряд статей касается отдельных вопросов: дается анализ синтеза искусств в архитектуре первых послереволюционных лет. Две статьи посвящены синтезу искусств в крупнейших зарубежных ансамблях - мемориальным памятникам ГДР и университету в Мехико.
В работе Г.П. Степанова «Синтез искусств» [28; 32] речь идет о проблеме взаимодействия архитектуры и монументального искусства. Автор книги «Композиционные проблемы синтеза искусств» [7; 320] доктор искусствоведения Г.П. Степанов в синтезе архитектуры и монументального искусства выдвигает постоянно действующие факторы. В работе Степанова «Взаимодействие искусств» [27; 184] описывается композиционный анализ на основе категорий монументальности декоративности пространства, времени тектоники масштабности пропорциональности ритма. В статье Г.П. Степанова «Синтез искусств в эпоху компьютерных технологий» [29;5-9] говорит о том, что и...
Проблемы синтеза искусств в трудах отечественных искусствоведов XX - начала XXI века
Понятие синтеза искусств, анализ его исторического аспекта. Синтез искусств как тип художественного творчества. Проблемы и тенденции развития теории с...
Права человека в эпоху Средневековья
Особенности феодального государства и права, общая характеристика прав человека. Пути решения проблемы человека в эпоху Средневековья. Человек и его п...
Башкиры в эпоху средневековья
В монографии анализируются сведения восточных, западноевропейских, русских и башкирских источников о башкирах и стране башкир в эпоху средневековья. А...
Синтез искусств в стиле русского барокко середины XVIII века
Принципы воплощения синтеза искусств в художественной практике, исследование данной проблемы в культуре XVIII века. Объемно-пространственные решения д...
Всеобщая история искусств в 6-ти
томах.
М., Государственное издательство
«Искусство» 1956г. - 1966г.
«Всеобщая история искусств» подготовлена Институтом
теории и истории изобразител...