Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Синтез искусств в стиле русского барокко середины XVIII века

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Принципы воплощения синтеза искусств в художественной практике, исследование данной проблемы в культуре XVIII века. Объемно-пространственные решения дворцово-усадебных решений: комплексы эпохи расцвета русского барокко, подходы к решению интерьеров.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Синтез искусств в стиле русского барокко середины XVIII века

Ведение

Архитектура - комплексный, синтетический вид искусства, у нее много общего с другими пластическими искусствами. Так, зодчество родственно живописи и графике - оно так же оперирует линиями и плоскостями (но владеет в полной мере глубиной пространства). Родственна архитектура и скульптуре, т.к. оперирует массами и объемами (но архитектура способна придавать массе форму и снаружи, и внутри). Для всех видов пластических искусств характерна тенденция к взаимообогащению, контакту. Не исключение и архитектура. Понятие «синтез искусств» характеризует процесс образно-творческого объединения многих видов искусств в одном произведении с целью создания яркого художественного образа. [1. с. 4]

Архитектура тяготеет к ансамблевости, ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. [1.с. 5]

В архитектуре так же, как и во всех областях русской культуры, происходил сложный процесс отмирания одних форм и нарождения других, пересмотра и обновления устоявшихся навыков, понятий, привычных канонов. Этот процесс был в значительной степени подготовлен еще в конце XVII столетия. Именно в эту пору в русской архитектуре стали довольно широко применяться элементы ордерной композиции, «регулярной» планировки, новые типы жилого интерьера.

В это время сложился архитектурный стиль, отмеченный ярким своеобразием: его образцами были так называемые «нарышкинские» церкви, башни-колокольни, терема, трапезные.

Образы и приемы русского зодчества XVII столетия продолжали оказывать глубокое воздействие на формирование нового стиля - архитектурного стиля петровского времени. Но уже в начале нового периода были внесены существенные изменения в традиционные архитектурные типы, более широко усваивались элементы классического мирового Архитектурного наследия, складывалось новое понимание задач гражданском архитектуры, наконец, с поразительной быстротой и совершенно по-новому начал строиться русский город. Впервые в истории Руси архитектура получила ярко выраженную светскую основу. Строительная деятельность и архитектурное творчество были направлены на застройку повой столицы по «регулярному» плану, на сооружение промышленных предприятий, верфей, портов, зданий для административных и поенных нужд. Этот характер строительства потребовал значительного упрощения архитектурных форм, отказа от изощренной живописности московского зодчества XVII века, от множественности деталей и сложного декоративного убора. [3. c. 48-49]

Середина XVIII века стала для русского барокко временем высшего расцвета. Грандиозные дворцовые сооружения, появившиеся в Петербурге и его окрестностях, поражают и поныне своим великолепием и размахом, богатством композиционно-пространственных решений, пышностью декоративного убранства. В архитектуре высокого барокко наглядно воплотилась растущая мощь России. [5. c. 30]

Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы - мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40-50-е годы - годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Эта эпоха расцвета русского барокко ознаменованы работой И.К. Коробова, П.М. Еропкина, творчеством М.Г. Земцова, Д.В. Ухтомского, С.И. Чевакинского и д.р. Но истинный расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Именно его творчество, его сооружения воплотили в себе наиболее ярко и красиво синтез искусств. [15. c. 117]

1. Принципы воплощения синтеза искусств в художественной практике

1.1 Когда и при каких условиях будет создан синтез искусств

Синтез искусств в архитектуре - взаимосвязанное, органическое единство различных видов искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.) и архитектуры, в результате осуществления которого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля.

Синтез искусств нельзя рассматривать как простую сумму отдельных видов искусства, механически объединенных в одном комплексе или сооружении, даже если они выполнены одновременно. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, т.к. подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов (произведений того или иного вида искусства), но и эстетическое качество, возникающее в результате художественного взаимодействия этих произведений.

Синтез искусств позволяет на основе сочетания специфических средств выразительности и образных возможностей различных видов искусства достичь наиболее полного воплощения и раскрытия идейно-художественного содержания ансамбля и его активного воздействия на человека. Поэтому основой подлинного синтеза искусств всегда была и остается целостность идейного замысла. Синтез искусств может представлять собой ансамбль, в который органично входят компоненты (архитектура, скульптура, живопись), созданные в различные эпохи и не обладающие едиными стилевыми качествами. Различные виды искусства могут существовать как самостоятельно (напр., скульптура, живопись), так и в художественном синтезе друг с другом. Но в последнем случае они должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью).

В синтезе архитектуры и изобразительных искусств ведущую роль играет архитектура, организующая пространство и являющаяся основой любого ансамбля или отдельного произведения, основанного на синтезе искусств. Архитектура в значительной, мере определяет место, идейную направленность, масштаб, технику исполнения и общие принципы композиции скульптуры, живописи, элементов декоративно-прикладного искусства, являющихся компонентами органического решения общей художественной задачи. Изобразительное искусство может выступать в синтезе с архитектурой в различных сочетаниях. [9 c. 36-37]

В художественной практике различные виды и формы синтеза искусств не являются неизменными, они возникли и развивались, начиная с отдаленных периодов становления художественной культуры человечества. В эпохи Возрождения, барокко и классицизма синтез искусств приобрел наиболее сложные и развитые формы.

В эпоху барокко отдельные виды искусства образуют торжественное и динамичное монументально-декоративное единство; в интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепниной, монументальными росписями. [10. стр. 40-41]

1.2 Проблема синтеза искусств в русском барокко середины 18 века

интерьер художественный барокко усадебный

Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик дворцов и храмов - основных типов монументальных зданий в России в этот период. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники И.K. Kоробова - С.И. Чевакинский и Д.В. Ухтомский. Крупнейшим архитектором середины XVIII века является Ф.Б. Pасстрелли.

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века - полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается. Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. [6. c. 46]

В данном разделе особо следует отметить о творениях архитектора Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы - Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Но было бы ошибочным характеризова...

Другие файлы:

Стиль барокко в архитектуре
Понятие барокко как стиля в архитектуре XV века, его сущность, отличительные черты, история становления и развития. Роль в зарождении нового стиля Мик...

Русская архитектура
Архитектура Киевской Руси (X век — начало XII века)Владимиро-Суздальская архитектура (XII — XIII века)Новгородско-Псковская архитектура (Конец XII век...

Петровское барокко
Итальянское barocco(причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Ит...

Основные черты русского барокко
Характеристика стиля русского барокко. Трансформация общества под влиянием нового стиля. Искусство первой половины XVIII века - архитектура, скульптур...

Особенности культурного развития германских земель в XVII—XVIII вв.
Развитие архитектуры барокко XVIII века. Декоративные формы барокко. Немецкая художественная традиция. Реалистическая тенденция в живописи Германии. И...