Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Особенности культурного развития германских земель в XVII—XVIII вв.

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Развитие архитектуры барокко XVIII века. Декоративные формы барокко. Немецкая художественная традиция. Реалистическая тенденция в живописи Германии. Искусство сольного пения. Церковные кантаты Баха. Литературное движение XVIII века "Буря и натиск".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

РЕФЕРАТ

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В XVII--XVIII ВВ

1. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ XVII--XVIII ВВ

Тридцатилетняя война, явившаяся наиболее разрушительной для немецких земель, также затормозила на некоторое время и развитие искусства.

И.Бартенев, например, отмечает, что развитие немецкой архитектуры хронологически запаздывало по сравнению с ведущими европейскими странами, но, несмотря на то, что стиль барокко стал фактически развиваться в архитектуре Германии на сто лет позже, чем в Италии и Франции, зато, как бы наверстывая упущенное, он приобрел здесь чрезвычайно полное и яркое выражение.

Большое значение в развитии архитектуры немецкого барокко XVIII века имел дворцово-парковый ансамбль, который служил основным средоточием приложения художественных сил при дворах монархов.

Среди таких ансамблей немало загородных резиденций, в которых связь архитектуры с природой силами немецких мастеров приобрела особое истолкование.

Отмечается, что декоративные формы барокко органически впитывают в себя немецкую художественную традицию. В то же время гражданское строительство Пруссии обретает тяжеловесную строгость и суховатую рациональность.

Вместе с тем по своей насыщенности и сложности форм немецкое барокко могло сравниться только с барокко Италии. Одним из крупнейших художественных центров Германии в XVIII веке стала Саксония и особенно главный саксонский город Дрезден.

Одним из самых знаменитых дрезденских строений является так называемый Цвингер. Это дворцовый комплекс, предназначенный для проведения саксонским курфюрстом празднеств на открытом воздухе.

Автором Цвингера является выдающийся представитель дрезденского барокко Маттеус Пеппельман, чью архитектуру многие сравнивают со стилистикой музыки того времени, с присущей ей развитой ритмикой и мелодическим строем.

Другим наиболее характерным строением эпохи барокко в Дрездене называют Фрауенкирхе, протестантскую церковь, строителем которой был архитектор Георг Бар.

Благодаря сложным формам купола и угловых башенок Фрауенкирхе приобрела живой подвижный силуэт и оказала несомненное влияние на европейскую церковную архитектуру.

С 1738 по 1756 год была возведена придворная католическая церковь в Дрездене, над которой работал итальянский архитектор Гаэтано Кьявери. Многие специалисты, в частности И.Бартенев, отмечают, что в композиции многоярусной колокольни этой церкви отчетливо проступает влияние русской архитектуры, памятники которой Кьявери наблюдал, работая в ранний период своей деятельности в Петербурге.

В других германских городах также существовали видные художественные центры. Например, в первой половине XVIII века во франконском городе Вюрцбурге работал один из крупнейших архитекторов Германии Иоганн Балтазар Нейман. В 1719 году Нейман приступил к проектированию епископского дворца в Вюрцбурге, который был закончен в 1744 году.

Резиденция в Вюрцбурге является одним из крупнейших в Европе XVII века городских дворцовых ансамблей, сооруженных духовным князем. Архитектурное решение дворца определилось под несомненным влиянием композиции Версаля.

Специалисты отмечают сооруженный во дворце вестибюль как одну из самых удачных творческих находок Неймана. Воздействие вестибюля на зрителя тем сильнее, что в парадную его часть можно попасть лишь пройдя через огромное, лишенное какого-либо пластического и живописного декора помещение внутреннего двора, который расположен в центре здания, куда подъезжали кареты.

Лишь отсюда посетитель попадает в парадный вестибюль, в планировке и отделке которого предельно проявилось понимание Нейманом синтеза искусств и архитектуры в интерьере здания.

С 1725 года в столице Баварии Мюнхене работал французский архитектор Франсуа Кювилье. Среди наиболее известных его произведений называют дворец Амалиенбург в Нимфенбурге, а также загородную резиденцию дома Вит- тельсбахов, баварских курфюрстов.

Амалиенбург представляет собой одноэтажное квадратное здание с дверями, выходящими прямо в парк. Впечатление легкости, естественной непринужденности производят интерьеры помещений дворца, хотя здесь архитектор очень широко использует всевозможные варианты декора, включает популярные тогда китайские мотивы.

И. Бартенев отмечает, что интерьеры Амалиенбурга но своей изысканности и разнообразию декоративных мотивов не уступают лучшим образцам этого стиля во Франции.

В протестантской Пруссии большое значение по сравнению с сооружением культовых зданий, игравших важную роль, например, в католической Австрии, приобрело гражданское строительство. С конца XVII и весь XVIII век отстраивается столица Пруссии Берлин, загородная королевская резиденция в Потсдаме.

В архитектуре Пруссии наиболее рано и ярко проявились классицистические тенденции. Барокко получило здесь более сдержанное выражение.

Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала XVIII века был Андреас Шлютер. С 1694 года он работал в Берлине, где в 1698 году приступил к работам по расширению Королевского дворца, в котором мастеру удалось соединить мотивы барокко и классицизма.

Также прославился Шлютер и своими скульптурными работами. Ему принадлежит мощная, характерная своей величественной патетикой конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма, установленная в 1709 году перед фасадом построенного по проекту Шлютера Королевского дворца. С татуя эта представляет собой своеобразно разработанный вариант решения конных памятников, образцом для которых стала статуя Людовика XIV работы Жирардона.

В области монумента л ьно-декорати в ной живописи немецкие национальные мастера, как отмечают В.Бродский и Е.Марченко, мало проявили себя как самобытные художники. С национальной тенденцией была тесно связана станковая живопись, особенно жанр портрета.

В течение XVIII века вторая тенденция развития все более отчетливо отражала новое духовное устремление третьего сословия, проявляясь и в городской тематике бытового жанра и в портрете.

Реалистическая тенденция в живописи Германии была более всего представлена мастерами, писавшими портреты горожан: купцов, ремесленников, людей свободных профессий -- представителей третьего сословия. В вольных городах северной части Германии довольно широко было развито искусство портрета и бытовых сцен из жизни горожан, следовавшее традициям живописи «малых голландцев», в своей особой северонемецкой интерпретации.

Именно в этом направлении работал гамбургский живописец Балтазар Деинер. Он часто писал пожилых людей, его портреты чаще всего изображают модель на темном нейтральном фоне.

При всей своей тщательной выиисанности и подробной детализации портреты Деннера вопринимаготся как обобщенный психологический образ старости, образ человека долгой трудной жизни.

2. МУЗЫКА

Музыка, как мы уже отмечали выше, занимала самое заметное место в немецком искусстве XVIII века.

Наиболее состоятельным заказчиком немецких композиторов в то время была протестантская церковь. И по сути лучшие произведения крупнейших немецких мастеров Баха и Генделя -- являются религиозными.

В ранних протестантских общинах большую роль играли духовные песнопения. Затем простота уступает место более торжественным и утонченным формам церковной службы. В церковном песнопении развивается многоголосие.

Возрастает искусство сольного пения, противостоящего хору. Развивается органная музыка, которая сопровождала церковную службу.

В своем творчестве Иоганн Себастьян Бах обращался к хоровой культуре демократических протестантских общин. Баху принадлежит заслуга в развитии полифонии. Он добивается от нее большей гибкости и полноты, что не удавалось никому из его предшественников.

Церковные кантаты Баха отличает драматизм, глубокое философское содержание. Одной из излюбленных музыкальных форм великого немецкого композитора была фуга инструментальное произведение, переносящее на клавишный инструмент вокальный принцип полифонии.

Увы, Баху не удалось найти истинных ценителей своего таланта среди высшего лютеранского духовенства. Успехом во времена Баха пользовались в основном посредственные композиторы-конъюнктурщики. Жизнь Баха прошла в постоянном конфликте с церковными властями, усугублявшимся тем, что именно церковники были работодателями композитора. Хотя Бах писал также светские вокальные и инструментальные произведения.

Георг Фридрих Гендель был музыкантом-самоучкой. В отличие от Баха, основную часть своей жизни он творил за пределами Германии. Огромное впечатление на Генделя произвела итальянская опера, именно в этом жанре молодой композитор и начинает работать. Первые же произведения Генделя имели шумный успех. Именно тогда он переезжает в Италию. С 1712 года Гендель живет в Англии. Несмотря на то, что современники знали Генделя в основном как талантливого оперного композитора, слава его основана прежде всего на ораториях. Наиболее известными из них являются «Мессия», написанная Генделем в 1742 году, и «Иуда Маккавей», датированная 1746 годом.

Последние годы своей жизни, какие Гендель провел в Англии, он работал в основном над этим жанром, который пользовался наибольшим успехом среди пуританской английской буржуазии.

3. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Хронологически рамки немец...

Другие файлы:

Разложение феодализма и генезис капитализма в западной Европе в XVI - по последней трети XVIII века
Предпосылки разложения феодализма в странах Западной Европы. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии и Англии в XV...

Образование абсолютной монархии (конец XVII - первая четверть XVIII в.) в России
Особенности развития абсолютной монархии в России (конец XVII - начало XVIII в.). Предпосылки и особенности возникновения абсолютизма. Процесс бюрокра...

Володимир Великий - правитель Київської Русі. Запорізька Січ наприкінці XVII–XVIII ст.
Зміцнення Київської держави за часів правління Володимира Великого: боротьба з печенігами, об'єднання східно-слов'янських земель; введення християнств...

Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Особенности теорий естественного права и общественного договора XVII-XVIII вв.: политико-правовая доктрина Гуго Гроция, учения о праве, справедливости...

Экономическое развитие германских княжеств в XVІІІ веке
"Заповедные места" феодальной реакции в Германии XVIII века. Побеги крепостных крестьян. Аграрные отношения в западных княжествах. Развитие капиталист...