Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Создание серии композиций в технике коллаж

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Ознакомление со спецификой и особенностями натюрморта как жанра изобразительного искусства. Разработка композиционной серии пробных эскизов в технике коллаж. Использование в серии приемов ассамбляжа, аккумуляции, аппликации, фрагментаризации и контракции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. НАТЮРМОРТ В ТЕХНИКЕ КОЛЛАЖ

1.1 Специфика и особенности натюрморта, как жанра изобразительного искусства

1.2 Особенности технологии коллаж

1.3 Композиция в технике коллажа

Глава II. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД СЕРИЕЙ НАТЮРМОРТОВ В ТЕХНИКЕ КОЛЛАЖ

2.1 Определение общего замысла серии

2.2 Обоснование приёмов техники коллаж, использование в натюрморте

2.3 Описание работы над натюрмортом в технике коллаж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что коллаж является техникой изобразительного искусства не раскрытой до конца. В Российском искусствоведении не достаточно полно освещается тема техники коллажа и работы в ней. По существу не выявлен объём данного понятия, не дана его дефиниция. Поэтому в основу данного исследования были положены работы, в которых анализируются различные авангардистские тенденции в литературе и искусстве XX века; работы, посвященные творчеству отдельных художников. В конце ХХ - начале XXI века проблема коллажного метода создания произведений особенно актуальна в связи с возникновением компьютерного искусства -- нового направления в современном искусстве, связанного с использованием возможностей компьютера.

Изначально вся только возникшая культура представляла собой единое коллажное целое; в переходные эпохи, в том числе на рубеже XIX -- XX веков, коллаж помогал выстраивать новую модель мира и выражать новое мироощущение. В наше время коллаж становится господствующим способом восприятия и отражения мира, приметой гибридно-цитатного - т.е. коллажного - мышления современного человека. Даже современные детские игрушки реализуют принцип коллажа, например, конструктор "Лего" или игрушки - трансформеры. В Интернете любой желающий может узнать, каким образом можно составить коллаж из сподручных средств. Современная культура, как и культура древности, синтетична, и, следовательно, коллажна, только этот синтез гораздо более сложен. В настоящее время искусства оказывают влияние друг на друга, происходит визуализация вербальных и акустических искусств (литературы и музыки) и вербализация визуальных (живописи, кинематографа), в результате формируются новые средства выразительности.

В современном обществе, когда постоянно меняются технологии, жизненное пространство становится всё больше, люди испытывают необходимость в новых эмоциях и чувствах. Даже, несмотря на столь великое разнообразие современных видов искусств, некоторым людям не удаётся выбрать то направление, которое подходит для сознания, в мировосприятие, в способ "поглощения" информации. Образ создается, складывается не столько путем склеивания, сколько путем наложения, наслоения, сопоставления и соположения впечатлений, сведений, предметов или их фрагментов. Выше сказанное не оставляет сомнений, что техника коллажа актуальна и продолжает динамично развиваться, в следствии чего нами была определена тема выпускной квалификационной работы: "Натюрморт в технике коллаж".

Целью выпускной квалификационной работы является создание серии композиций в технике коллаж.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: натюрморт композиционный эскиз коллаж

1. Рассмотреть натюрморт, как жанр изобразительного искусства

2. Изучить особенности композиции и технику коллаж.

3. Разработать композиционную серию в технике коллаж

4. Обосновать композиционный замысел серии

5. Выполнить серию работ в технике коллаж

Объект: графика.

Предмет: техника коллаж.

Методы научного исследования:

Теоретические методы: анализ искусствоведческой и методической литературы, обобщение, систематизация, синтез, сравнение.

Практические методы: сбор теоретического и практического материала по технике коллаж, выполнение поисковых эскизов; копирование с работ художников и перевод изображения в технику коллаж; подбор цветовой палитры; работа над серией натюрмортов в технике коллаж.

Новизна исследования заключается в авторском решении серии композиций натюрмортов в технике коллаж.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования теоретического материала данной работы для организации обучения детей разных возрастов коллажной технике.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа включает в себя содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение.

Глава I. НАТЮРМОРТ В ТЕХНИКЕ КОЛЛАЖ

1.1 Специфика и особенности натюрморта, как жанра изобразительного искусства

Принято называть "натюрмортом - (от англ.)- Still life- "тихая жизнь", (от нем.)- Stilleben - "тихая жизнь", (от фр.)- Nature morte - "мертвая натура" жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу"[6, с. 3]. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета. Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобразительных предметов. "В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую "величину" вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо. Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер."[8, с. 13]. Таким образом, объединенные доступными средствами композиции вещи слагаются в изображении, в эмоционально насыщенный образ.

Художники, обращаются к натюрмортам как к средству характеристики создаваемого образа и при работе над портретом. В сюжетно-тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но все же подчиненное значение.

Натюрморт, как жанр живописи. "Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии."[7, с. 10].

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления. Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи, представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства- тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.

Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. "Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой".[4, с. 16] В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. "Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи."[6, с. 8].

"Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества." [6, с. 9].

В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей? В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного об...

Другие файлы:

Исследование реологических свойств эпоксидных композиций
Выбор компонентов разрабатываемых композиций с пониженной горючестью. Кинетика отверждения модифицированных композиций. Физико-механические свойства м...

Венецианская маска
Особенности основных жанров декоративно-прикладного искусства в историческом аспекте. Выразительные средства в построении графических композиций, спец...

Серия текстильных композиций на тему "Город белых ночей"
Исследование истории культурного центра России города Санкт-Петербурга. Изучение серии тематических работ, которые выполнены в технике ручного ткачест...

Оформление закладок для учебников в живописно-графической технике
Особенности изображения природных четырех стихий в историческом аспекте. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте. Этапы проц...

Джазовый коллаж. Эстрадные и джазовые пьесы для струнных, духовых и фортепиано
В сборник "Джазовый коллаж" вошли 8 эстрадных и джазовых пьес в переложении для струнных, духовых инструментов и фортепиано....