Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Венецианская маска

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности основных жанров декоративно-прикладного искусства в историческом аспекте. Выразительные средства в построении графических композиций, специфика данного искусства. Создание декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Актуальность исследования. Проблема последовательного выполнения сложных, декоративных композиций в технике графика одна из наиболее интересных и важнейших в процессе обучения изобразительному искусству. Развитие у учащихся эмоциональной памяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения является одним из важнейших вопросов современной школы. Большое значение в формировании этих качеств наряду с другими предметами имеют занятия по изобразительному искусству.

Чтобы учащийся почувствовал, что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо научить его «видеть» окружающий мир, открыть многообразие художественных техник и материалов.

Среди множества факторов, оказывающих определённое воздействие на характер замысла в графической композиции, существенную роль играет знание композиционных правил.

В школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает трудно добиться достаточно грамотных и в то же время художественно выразительных работ. Причина этого - недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции. Нередко учащиеся не знают, что такое композиция, так как педагог не всегда объясняет ее смысл. Иногда же педагог слишком кратко раскрывает суть этого термина, что мало помогает ученикам в их практической работе.

Композиция как сочинение создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, линейная и воздушная перспектива и др. Она взаимно связывает все изобразительные средства и является «самым содержательным компонентом художественной формы». «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений».

Известный советский художник Ю.И. Пименов так оценивает значение композиции: «Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника».

Знание композиции способствует созданию художественного образа в графике. Выполняя совместно с детьми своеобразные упражнения по композиции, открывая новые возможности изобразительных техник, педагог стремиться расширить представления о изобразительном искусстве. Индивидуальный подход к учащимся ставили в основу своей преподавательской деятельности такие известные художники - педагоги, как П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, В.А. Серов, И.И. Левитан, А.А. Дейнека, К.Ф. Юон и другие.

«Крамской был учитель истинно необыкновенный, - рассказывает художник

Н.А. Яроменко. - Его преподавание было не механическое, не шаблонное. Он более всего старался вникнуть в натуру каждого отдельного ученика и понять, чего именно требовала натура каждого».

Ученики И.И. Левитана вспоминают: «В своём преподавании Левитан всегда руководствовался желанием сохранить творческую индивидуальность каждого ученика…».

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут». Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться.

Изучением композиции занимались многие искусствоведы, художники, педагоги (М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик,

Д.Н. Кардовский, В.П. Климович, Н.Г. Назарова, JI.A. Панова, Е.В. Шорохов,

В.А. Фаворский). Композиционным вопросам в различных видах изобразительной деятельности уделяли внимание В.В. Алексеева, А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Н.К. Гончарова, К. Ералин, В.Н. Есипов, JI.A. Ивахнова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Н.К. Шабанов, B.C. Щербаков и др. Психологические основы художественного творчества исследовали Л.С. Выготский, Г.Л. Ермаш, B.C. Кузин, Д.П. Узнадзе, П.М. Якобсон. Исследования названных авторов внесли большой вклад в разработку научных основ композиции, в становление общей теории композиции, в вопросы практики и методики преподавания композиции при обучении изобразительному искусству. Однако в их трудах вопросы декоративной композиции не были предметом специальных исследований.

Проблемы подготовки учителя средствами декоративного искусства исследовали К.Ж. Амиргазин, А.С. Асылханов, Б.Б. Байметов, А.В. Бакушинский, Ю.К. Беджанов, JI.B. Ершова, В.В. Корешков, Б.В. Нешумов, И.М. Рязанцева, К.А. Скворцов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. В своих работах они раскрывают значение декоративного искусства, излагают пути и способы активизации учебного процесса, предлагают содержание и методы обучения различным видам декоративного искусства, но не поднимают вопросы системного изучения основ декоративной композиции.

В ряде исследований (Е.В. Болотских, Р.А. Гильман, J1.B. Ершова, П.Н. Магомедова, О.Н. Попова) сделан акцент на необходимости формирования специальных композиционных знаний и умений в процессе подготовки художника-педагога по текстилю, но не ставилась задача раскрыть содержание и методы обучения основам декоративной композиции.

Итак, анализ различных источников показал, что самым неисследованным звеном в профессиональной подготовке художника-педагога является область декоративной композиции. Имеющийся методический материал по композиции, представленный в учебных пособиях для студентов художественных и технологических вузов (В.Н. Козлов, И.И. Емельянович, С.А. Малахова), требует интерпретации применительно к специфике подготовки художника-педагога.

Цель курсовой работы - создать серию декоративных композиций в технике графика, определить их специфику композиционного решения.

Объектом исследования является процесс создания серии декоративных композиций.

Предметом исследования являются условия создания декоративных композиций в технике графика, методика их выполнения.

Задачи исследования: проанализировать методические и научные источники, изучить историю развития декоративных форм и элементов, создать методическую разработку из декоративных элементов.

Теоретическая значимость заключается в изучении специфики графических декоративных композиций, где данный материал может быть использован как методические рекомендации.

Практическая значимость заключается в том, что данные декоративные композиции могут рассматриваться как наглядное пособие на внеклассных занятиях изобразительного искусства в школе.

Новизна исследования заключается в том, что процесс обучения рассматривается в контексте в современном обучении и развитии творческих способностей учащихся.

1. Специфика декоративного рисования по методике преподавания изобразительного искусства

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

1.1 Особенности основных жанров декоративно - прикладного искусства в историческом аспекте

декоративный графика композиция внеклассный

В основные жанры декоративно-прикладного искусства входят: пейзаж, натюрморт, портрет. Наиболее распространёнными являются декоративный пейзаж и натюрморт, а так же тематические композиции.

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах - жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является - естественная или в той, или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство Пейзаж несёт в себе большой мировоззренческий смысл.

Изображения природы встречаются ещё в период неолита, когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Древнего Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологический смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер (деревья, например, уже часто различаются по породам).

Широкое распространение пейзажные мотивы получают в росписях и рельефах эпохи египетского Среднего и Нового царства, а также в искусстве Крита (16 - 15 вв. до н.э.), где впервые путём орнаментальной ритмизации достигается впечатление...

Другие файлы:

Сабатини Р. Собрание сочинений в 15-ти томах. Том 3. Любовь и оружие. Венецианская маска
В третий том собрания сочинений Р. Сабатини вошли романы «Любовь и оружие» и «Венецианская маска». Действие их происходит в разное время, но в одной и...

Миры Роджера Желязны. Том 15. Маска Локи
В пятнадцатый том собрания сочинений вошел один из последних романов Р.Желязны, созданный им в соавторстве с Томасом Т.Томасом. "Маска Локи" - остросю...

Бирюзовая маска
«Действовать — значило вступить в область совершенно неизвестную и встретиться с тем, против чего меня предостерегали, а не действовать — значило опят...

Венецианская республика

Венецианская архитектура