Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русская портретная живопись и графика первой половины XIX века

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Исследование особенностей русской портретной живописи и графики первой половины XIX века в произведениях крупнейших портретистов, живописцев и художников. Сопоставление творчества и стилистических особенностей кисти художников-портретистов и графиков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство Образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»

Исторический факультет

Специальность: Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Русская портретная живопись и графика первой половины XIX в.

Выполнила: Плоцкая Екатерина Сергеевна

Омск 2013

Содержание

Введение

1. Русская портретная живопись и графика первой половины XIX века в произведениях крупнейших портретистов, живописцев и художников

1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

1.2 Василий Алексеевич Тропинин (1776-1857)

1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

1.4 Графика. Орловский (1777-1832)

2. Сопоставление стилистических особенностей художников-портретистов и графиков первой половины XIX века

Заключение

Список литературы

Введение

Начало XIX века было ознаменовано героической борьбой русского народа с ариями Наполеона, вторгшимися в русскую землю. Эта героическая победа высоко подняла в народе чувство национальной гордости и человеческого достоинства. Но с окончанием боевых походов вчерашние герои, возвратились домой, и снова превратились в крепостных крестьян.

Однако народ не хотел больше мириться со своим тяжелым и унизительным положением подневольных людей. Вскоре после заключения мира в ряде мест в России вспыхивают крестьянские восстания. В первой половине XIX века произошло свыше тысячу крестьянских восстаний.

Царское правительство ответило на революционные выступления жесткими репрессиями и кровавыми расправами. Развернувшаяся классовая борьба определила характер идейной борьбы во всех областях русской национальной культуры первой половины XIX века.

Если для архитектуры и скульптуры первой половины XIX века классицизм еще сохраняет живое содержание и некоторые перспективы развития, то в живописи дело обстояло иначе. Некоторое время пристанищем классицизма остается историческая картина, поскольку ее материал, даже в случае национальной тематики, допускал символико-аллегорическую обработку, а значит, и художественную мотивировку для применения классической стилистики.

Но для классической стилистики оказывается недоступным то содержание, которое несла с собой «история современности». Оно требовало иных форм и нашло их в романтизме. В пору становления романтизм минует основной оплот классицизма в живописи - историческую картину - и утверждает себя в иных жанрах, прежде всего в портрете и пейзаже.

Цель: показать развитие русской портретной живописи и графики первой половины XIX века.

Задачи:

1. Дать общую характеристику русской портретной живописи и графики на примере крупнейших портретистов первой половины XIX века.

2. В процессе сравнения творчества портретистов и графиков показать развитие русской портретной живописи и графики первой половины XIX века.

1. Русская портретная живопись и графика первой половины XIX века в произведениях крупнейших портретистов, живописцев и художников

1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Орест Кипренский - первый художник романтического художественного стиля. Он окончил Академию по классу исторической живописи, и с самого начала работал как мифологический и исторический живописец. Но позже именно портрет стал основным жанром в его творчестве. С первых самостоятельных шагов Кипренский выступил не продолжателем, а обновителем портретной живописи. «Приемы контрастной светописи на глубоких темных фонах, напоминающие о караваджизме, образуют существенный компонент живописной стилистики Кипренского, особенно в ранний период».

Уже современники отмечали, что ранний период, до первой поездки в Италию, творчество Кипренского, как наиболее плодотворное и богатое художественными откровениями.

Одно из первых его творений - портрет А.К. Швальбе (1804), где изображен приемный отец художника. «Характерный для русского портрета конца XVIII - начала XIX столетия процесс выдвижения на первый план чисто человеческих качеств личности в отличие от ее сословной ценности выражен здесь как никогда ярко, хотя и юношески односторонне».

В 1809 г. Кипренский написала портрет гусарского офицера Дениса Давыдова.

До 1816 г. Кипренский работал в Петербурге и в Москве, т.к. положенное ему Пенсионерство в Италию было задержано военными событиями в Европе. С 1816 по 1823 год он - в Италии, с кратковременным прибытием в Париже на обратном пути в Россию. Кипренский - одновременного и создатель, и, безусловно, самый крупный мастер русского карандашного портрета первой половины XIX века. Именно в начале столетия складывается «карандашный портрет Кипренского». По сравнению с аристократичным характером миниатюры, карандашный портрет более декоративен.

К раннему периоду относится изумительная сюита детских и юношеских графических портретов (портрет Н.В. Кочубей, 1813; портрет П.А. Оленина, 1813). К 1813 году относится серия изображений военных - портрет Е.И. Чаплица, портрет М.П. Ланского и А.П. Ланского.

«Рисунки Кипренского времени первого пребывания в Италии не менее совершенны, чем графические предшествующих лет. В графических портретах 20-х гг., как справедливо отмечает большинство исследователей, мы имеем дело с новой графической манерой. Эмоциональность и свобода штриха. Художник много времени уделяет штриховке, доводя ее эффекты до виртуозности. Вместо сочных ударов и густых штрихов итальянского карандаша. Теперь чаще можно увидеть ровную, тщательно заштрихованную, сероватую поверхность, напоминающую отпечаток мелкозернистого литографического камня».

«В своем творчестве Кипренский довольно рано отказывается от устойчивых норм демонстрации модели, бытовавшей в XVIII веке, освобождая портретный образ от условий сословной этикетности. Одним из таких условий была непременная обращенность взгляда на зрителя».

В 1827 году он написал замечательный портрет Пушкина по заказу друга поэта А.А. Дельвига. Это, несомненно, одно из самых значительных произведений Кипренского.

В 1828 году Орест Кипренский снова уезжает в Италию, где он и умирает. «Творчество Кипренского это органическая связь русского портрета первой половины XIX столетия с предшествующим этапом развития русской культуры, с той борьбой за права человеческой личности, которая велась в последнем десятилетии XIX столетия».

1.2 Василий Алексеевич Тропинин (1776-1857)

Василий Тропинин, выходец из крепостных, - один из крупнейших русских портретистов своего времени. Художник жил большей частью в украинском поместье Кукавке. Здесь исполняя обязанности дворового человека, вместе с тем он писал портреты членов семьи Морковых, окрестных крестьян, расписывал кукавскую церковь, а когда приезжал в Москву, выполнял заказы. Был помещен графом И.И. Морковым в Академию художеств.

Он сохраняет в своем творчестве в романтическую эпоху живописные приемы, роднящие его со стилистикой рококо и эстетическими представлениями сентиментальной эпохи. «Как портретист Тропинин тяготеет к натурам меланхолически-самоуглубленным». Шедевром раннего периода его творчества можно считать «Портрет сына Арсения» (около 1818).

«В знаменитой «Кружевнице» (1823) угадывается нечто от ремесленного аттестационного шедевра, который создается с намерением произвести добротную, законченную «вещь», продемонстрировать владение секретами объемно-пластического, скульптурного рисунка и моделировки, особо ценимым в академической среде».

Таковы лучше портреты Тропинина 1820-х гг. - портрет Булахова (1823), портрет К.Г. Равина (1823); и некоторые произведения более позднего времени, например, портрет Н.А. Зубовой (1834).

«Реалистичность образов «Украинца с палкой», «Кружевница» явилась в большей мере результатом систематического изучения Тропининым народных типов в процессе работы над этюдами в 1800-х - 1820-х годах. И хотя эти этюды, разумеется, не столь непосредственно передают модель, как подобные работы в искусстве позднейшего времени, все же их воздействие на художественный образ, созданный в законченной картине, знаменуют новое достижение реализма в живописи».

В 30-е годы его портретам еще свойственна жизнеутверждающая ясность и характерность образа, свободная манера письма, свежесть и насыщенность колорита. Эти особенности проявляются в портретах П.М. Васильева с гитарой (1836), Г.Г. Гагарина (1839).

Позже Тропинин начинает уделять больше внимание глубокой меланхолической задумчивости (А.Ф. Заикина, брата декабриста (1843)), развитый интеллект мыслящего человека (Н.С. Селивановского (1843), Ю.Ф. Самарина (1844)).

«Портреты конца 30-х, 40-х и начала 50-х годов обнаруживают некоторую противоречивость образного строя, явившуюся следствием утраты художником целостного взгляда на мир. Гармоничное сочетание жизненной конкретности облика модели и ее поэтического претворения, которые присуще работам первой трети века, теперь часто распадаются».

1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

Именно Алексею Венецианову принадлежит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостояте...

Другие файлы:

Русская портретная живопись XVIII века

От Средневековья до наших дней
Архитектура XVIII века. Скульптура ХVIII века. Живопись первой половины ХVIII века. Живопись второй половины ХVIII века. Гравюра первой половины ХVIII...

Русская живопись второй половины XVIII века
Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Л...

Русская живопись второй половины XIX века
Характеристика основных направлений в русской живописи второй половины XIX в. Особенности написания портретов. Отличительные черты пейзажей того време...

Русская живопись второй половины XVIII - первой половины XIX веков
Анализ творчества русских живописцев конца XVIII века: Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Наиболее яркие представители русской живописи XIX в.: Кипр...