Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русская cмеховая культура и ее историческое становление и развитие от истоков до XVIII века

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Природа смеховой культуры на Руси. Скоморошество и юродство, смех в литературе. Эволюция смеховой культуры в ХVII - первой половине ХVIII вв. Смех в художественных произведениях русского Просвещения. Смеховая культура в зеркале сатирической журналистики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на httр://www.аllbеst.rи/

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Природа смеховой культуры на Руси
  • § 1. Смеховая культура Древней Руси
  • § 2. Скоморошество и юродство
  • § 3. Смех в литературе Руси ХI - ХVII веков
  • Глава 2. Смеховая культура России Нового времени
  • § 1. Эволюция смеховой культуры в ХVII - первой половине ХVIII века
  • § 2. Смех в художественных произведениях русского Просвещения
  • § 3. Смеховая культура в зеркале сатирической журналистики
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Многоаспектность мировой смеховой культуры, разнообразные формы ее проявления создают реальные предпосылки для выяснения и понимания ее сущности, осознания общих ее черт и того, как эти черты преломляются в конкретных национальных культурах. Смех, помогая переосмыслить прошлое, позволяет понять настоящее и найти возможные пути выхода из культурного кризиса современности. Особенно актуальным это является для современной России, где интенсивные социокультурные изменения вызывают, наряду с серьезной критикой политического и научно-теоретического характера, мощную смеховую реакцию, которая позволяет значительным, если не всем, слоям российского общества определять свое отношение к ним.

Более конкретно актуальность темы исследования определяется, во-первых, тем, что изучение феномена смеха, возникшего на стыке различных срезов человеческого бытия (прежде всего, духовной и телесной его сторон), открывает новые возможности для понимания сущности человека и социума в аспекте социокультурной истории. В современном состоянии российского общества, которое характеризуется размытием общепринятых ценностных ориентиров, важность диалога со смеховой культурой перспективна: смех сохранял некие исконные, можно сказать - вечные человеческие идеалы. Обращение к этим идеалам как нельзя более важно и ценно именно сейчас.

Во-вторых, смех имеет актуальное значение для осмысления истории культуры образа жизни в целом. Обличая зло, освещая обширные пласты человеческой жизни, модели поведения, типы личности, смеховая культура не только описывает современное ей общество, но и дает ему нравственную оценку, важную для понимания сущности культуры в целом.

В-третьих, актуален нормативный аспект смеха - поиск и утверждение нравственных идеалов и ценностей. Смеховая культура утверждает именно общечеловеческие жизненные ценности, наполненные древними смыслами духовного очищения и возрождения, единения, оптимизма, полноты жизни, любви к родной земле, которые противостоят временным, сиюминутным, а потому чаще всего нежизнеспособным идеологическим и политическим догмам и постулатам. В здоровом смехе сублимируется положительная энергетика, столь необходимая обществу на фоне далеко не идеальной общественно-политической и социально-психологической обстановки современности.

В-четвертых, смех, как многоаспектное явление, основан на различных представлениях о человеке и его сущностных проявлениях, его отношении к миру и другим людям, что можно назвать глубинной мировоззренческой установкой личности. Если первая из известных нам культурная традиция в смехе зиждется на телесных, пластических интуициях и пытается охватить глубины человеческого бытия, основываясь на представлении о человеке как онтологической ценности, то вторая, более продвинутая в культурном отношении, - на рациональном, эмоциональном подходе к морали и истории.

В-пятых, культура смеха реализуется в многообразии видов искусства, художественной культуры, и их разработка, частично осуществляемая в этой работе, также представляется актуальной.

Таким образом, изучение природы смеховой культуры, в том числе русской, проникающей во все сферы человеческой жизни, делает актуальным ее осмысление в качестве междисциплинарного объединяющего феномена, которому присущ универсальный мировоззренческий характер, что делает его, в свою очередь, одним из ценных свидетельств культуры человечества.

Анализ степени разработанности темы в отечественной и зарубежной литературе, обзор исторического развития вопроса. Несмотря на то, что смех представляет собой обширный и чрезвычайно важный пласт жизни человека и общества, он до сих пор, можно сказать, остается на периферии культурно-исторических и социокультурных исследований. Лишь в последние десятилетия наблюдается пробуждение и некоторый рост интереса к данной теме, попытки признания смеха равноправной стороной культурного диалога.

В отечественной общественной мысли проблему смеха во всей полноте поставил М.М. Бахтин. Его труд "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса"'Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1990. обозначил принципиально новую веху в панорамном осмыслении категории смеха. Во многом благодаря этой книге, инициировавшей научное внимание к данной проблеме, в последние десятилетия у нас появился ряд статей и монографий, посвященных указанной тематике.

Разные стороны проблемы смеховой культуры нашли отражение в трудах В.Я. Проппа "Проблемы комизма и смеха"Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - СПб., 2002. , Ю.Б. Борева "Комическое"Борев Ю.Б. Комическое. - М., 1990. , Д.С. Лихачева, А. M. Панченко, Н.В. Понырко "Смех в Древней Руси"Лихачев Д.С., Панченко А. M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984. , А.И. Лука "Юмор, остроумие, творчество"Лук А.И. Юмор, остроумие, творчество. - М., 1987. , Н.М. Федя "Искусство комедии, или Мир сквозь смех"Федь Н.М. Искусство комедии, или Мир сквозь смех. - М., 1978. , А. B. Дмитриева "Социология юмора", Б.А. Рыбакова "Язычество древних славян", M. Рюминой "Тайна смеха, или Эстетика комического" Рюмина М.Л. Тайна смеха, или Эстетика комического. - М., 1998. . Среди вышеперечисленных работ культурологических аспектов смеха касаются лишь некоторые авторы (Д.С. Лихачев, А. M. Панченко, Н.В. Понырко, Б.А. Рыбаков), рассматривающие смеховую культуру лишь в определенный исторический период, остальные же исследователи концентрируются в основном в сфере эстетики (В.Я. Пропп, Ю.Б. Борев, М.Л. Рюмина) и занимаются разработкой эстетической категории комического; социологии (А. B. Дмитриев), автор определяет основные направления и содержание социологии политического юмора, историю политического юмора, его основные субъекты и объекты, приемы, а также социальные функции; психологии (А.И. Лук), литературоведения (Д.П. Николаев, Н.М. Федь), эти авторы рассматривают сатиру как литературный жанр.

Из последних работ, несомненно, ценной представляется работа Л. Карасева "Парадокс о смехе" Карасев Л.В. Парадокс о смехе// Вопросы философии. 1993. - №8.С. 86-96. , посвященная различным философским и нравственным аспектам смеха, в том числе его эволюции, оценочности, а также интеллектуальному содержанию смеховой культуры.

Но работ, рассматривающих отечественную смеховую культуру с точки зрения культурологии в историческом контексте, ее развитие и становление от истоков до ХVIII века включительно, а также основные культурно-эстетические традиции, повлиявшие на нее, до сих пор написано не было.

Цель дипломной работы - культурологический анализ различных аспектов феномена смеха (телесного, рационального, духовного и т.д.) в историческом контексте, роли смеха в духовной жизни человека и общества, выявление основных типологических характеристик русской смеховой культуры от ее истоков до ХVIII века включительно. Рассматриваются основные культурно-эстетические традиции, повлиявшие на развитие отечественной смеховой культуры.

Данная цееь достигается посредством решения ряда конкретных задач, а именно:

исследования праздничной смеховой культуры Древней Руси;

анализа индивидуального маргинального смеха личности, стоящей вне общества, смех скоморохов и юродивых;

выявления сатирических тенденций в литературе Древней Руси;

рассмотрения смеховой культуры Нового времени, установления ее качественного отличия от смеховой культуры предшествующего периода и анализа основных культурно - эстетических традиций, повлиявших на нее.

Объект исследования - русская смеховая культура в ее историческом становлении и развитии от истоков по ХVIII век включительно.

Предмет исследования - отечественная смеховая культура, в ее конкретных культурно-исторических проявлениях в указанный период.

Положения, выносимые на защиту:

1. Языческая смеховая культура Древней Руси основана на откровенно телесном смехе. В архаических обрядах смех является символом жизни, однако такой жизни, где радующимся выступает тело, переполненное эмоциями, силой, здоровьем. Языческий архаический смех - всеочищающий хохот плоти;

2. Православный этап развития смеховой культуры характерен уже двойственным смехом, соединяющим в себе как древние телесные традиции, так и духовно ориентированные каноны православия. Силой, противостоявшей официальной культуре в Древней Руси, являлся смех "добровольных изгоев" - скоморохов и юродивых;

3. Следующий этап развития смеховой культуры Древней Руси -...

Другие файлы:

Русская культура и быт в первой половине XVIII века
Обязательное образование дворянских детей. Процесс развития науки и техники в XVIII веке. Влияние западноевропейской культуры на быт России. Литератур...

Сборник Кантов XVIII века
Описание: Сборник Кантов XVIII века (в извлеениях) из рукописных фондов государственного исторического музеяПриложение к четвертному разделу книги Т....

История русской культуры
Основы социокультурного исследования "Истории русской культуры"Истоки и первоосновы русской национальной культурыОсобенности формирования великорусско...

Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур
Развитие культуры России в XVIII веке: народное творчество, музыка, культура дворянства и просвещение. Русская наука в XVIII веке, М.В. Ломоносов. Сти...

Культура России в XVIII в.
Становление и значение русской культура в XVIII веке для потомков, процесс складывания нации. Наиболее известные имена деятелей науки и искусства того...