Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Развитие культуры России в XVIII веке: народное творчество, музыка, культура дворянства и просвещение. Русская наука в XVIII веке, М.В. Ломоносов. Стилевые и жанровые особенности искусства Европы XVIII столетия, их влияние на развитие культуры России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

4

Размещено на

1

Курсовая работа

Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

Содержание

Введение

1. Развитие культуры России в XVIII веке

1.1 Просвещение

1.2 Русская наука. М.В. Ломоносов

1.3 Музыка XVIII века

1.4 Народное творчество XVIII века

1.5 Культура дворянства

2. Культура Европы в XVIII веке

2.1 Развитие науки в эпоху просвещения

2.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

3. Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

3.1 Широкое проникновение европейских нововведений в Россию

3.2 Основные сферы взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема взаимодействия русской культуры с культурами европейских стран занимает все большее место в исследованиях ученых различных специальностей - историков, философов, культурологов, лингвистов, психологов. Связано это, прежде всего, с тем, что бурный рост новых технологий настолько облегчил передачу информации на большие расстояния за очень короткое время, что потребители этой информации получили до сих пор невиданные возможности знакомиться с достижениями культур разных народов, причем многие как позитивные, так и негативные стороны этого процесса стали проявляться еще явственнее.

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

XVIII в. -- последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения. Отличительная черта этого времени -- исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра».

Объектом исследования является взаимодействие русской культуры с культурами западноевропейских стран.

Предметом исследования - динамика этого процесса в ее исторической ретроспективе.

Целью данного исследования является рассмотрение процесса взаимодействия культур с точки зрения его непрерывной динамики.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. рассмотреть развитие культуры России в XVIII веке

2. выделить основные черты культуры Европы XVIII века

3. определить взаимодействие культур России и Европы XVIII столетия

Теоретико-методологической основой исследования стали основополагающие принципы исторической науки: объективность, историзм, комплексный подход. Принцип историзма предопределил рассмотрение динамики процесса взаимодействия культур в ее непрерывном развитии, в контексте конкретно-исторической обусловленности.

Исследование основывается на комплексном анализе процесса взаимодействия культур с учетом органической взаимосвязи явлений культуры в их историческом развитии.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

искусство народное творчество культура дворянства

1. Развитие культуры России в XVIII веке

1.1 Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся.

Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся -- в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы -- общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это -- наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе -- вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной мудрости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в. -- это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей.

Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра.

Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы -- частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса.

Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» -- больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты -- Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д.И. Фонвизин, позднее А.С....

Другие файлы:

Западноевропейские языки в русской армии XVIII века
Настоящая работа является продолжением исследования «Россия и Западная Европа. Типология культурно-языковых контактов. XVIII век». Этиработы объединяю...

Культура Российского государства в XVIII-ом веке
Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архите...

Русская культура и быт в первой половине XVIII века
Обязательное образование дворянских детей. Процесс развития науки и техники в XVIII веке. Влияние западноевропейской культуры на быт России. Литератур...

Развитие медеплавильной промышленности на Урале в XVIII веке
Развитие горной промышленности в России в XVIII веке. Влияние борьбы между частным и казенным капиталом при развитии медеплавильной промышленности на...

Взаимодействие речевых культур в диалогическом общении: аксиологический взгляд
Репродуцированное коммуникативно-культурное пространство: общее понятие, оценочные механизмы и взаимодействие речевых культур. Просторечная речевая ку...