Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Романтизм в русской культуре

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Отличительные черты романтизма - идейного и художественного направления в европейском искусстве ХVIII–первой половины XIX вв., пришедшего на смену сентиментализму. Проявления романтизма в творчестве великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Центр дополнительного образования «Интеллект»

Реферат

Романтизм в русской культуре

Работу выполнила: Шарикова Елизавета

Руководитель: Юлия Андреевна Михалева

г. Санкт-Петербург 2006г

Введение

Романтизм - идейное и художественное направление в европейском искусстве 18 - 1-й пол. 19 вв., пришедшее на смену сентиментализму. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Лично для меня наибольший интерес представляет романтизм в творчестве великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения.

Цель данного реферата - на примере творчества А. И. Куинджи рассказать о явлении романтизма в русском искусстве.

Задачи реферата:

- краткий обзор жизни и творчества А. И. Куинджи;

- анализ нескольких романтических произведений художника.

Жизнь и творчество А. И. Куинджи

Жизнь и творчество Архипа Ивановича Куинджи изобилуют контрастами и неожиданными поворотами судьбы. Огромные, поистине всенародные слава и популярность его произведений переплелись с непониманием, а иногда и просто отрицанием таланта художника, почти нищенское существование в детстве и юности сменились пришедшим вместе с успехом богатством. Куинджи мог быть добрым, мягким и резким вспыльчивым, нетерпимым. Современники художника отмечали его острый природный ум, оригинальность мышления; И. Н. Крамской, например, в письмах шутливо называл его «глубокомысленным греком». В то же время Куинджи не получил систематического образования и по существу был самоучкой. Этот оригинальный и самобытный мастер много сделал для русского искусства не только как выдающийся пейзажист, но и как превосходный педагог, сформировавший целое поколение художников, так называемую школу Куинджи. Вокруг него всегда были люди, горячо любившие художника, глубоко понимавшие его творчество, но, как ни кто другой, Куинджи умел приобретать недругов. Вызывать жгучую ненависть, злобу и зависть, причиной которой были живопись мастера, его яркий, смелый, могучий дар.

Куинджи рано остался сиротой. В 1845 году у него умер отец, а затем и мать. Мальчику не удалось получить образования. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. А уже через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Его талант вызывает простодушное удивление мариупольских обывателей. Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот - феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти - к И. К. Айвазовскому - и снабжает его рекомендательным письмом к ученику и родственнику Айвазовского А. И. Фесслеру. Итак, Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию.

Известно, что Куинджи отправился в Феодосию пешком, по чумацкому тракту. Но до сих пор не выяснено точно, учился ли он в школе Айвазовского. Существует документ, выданный в Академии художеств «ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии от 15 сентября сего 1868 года признан достойным звания свободного художника, которое он и получит, когда выдержит словесный экзамен».

Вскоре Куинджи возвращается в Мариуполь и становится ретушером у местного фотографа. Затем он оказывается в Одессе, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью.

Как считает первый биограф художника М. П. Неведомский, в 1860 - 1861 годах Куинджи уже находился в Петербурге. Можно предположить, что Куинджи пробует поступить в Академию художеств. Сам художник говорил, что учеником Академии он не был. Но тем не менее, за показанную на выставке 1868 года картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» Куинджи получает звание свободного художника.

Отсутствие образования часто ставилось в вину живописцу, его упрекали в слабости рисунка, в наивности композиции, в пестроте цвета.

Но, может быть, как раз это обстоятельство позволило Куинджи сохранить до конца дней самобытность и оригинальность, непосредственность ощущения красоты природы.

Картины Куинджи, которые он показал на академических выставках 1868 и 1869 годов («Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «буря на Черном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении»), несли на себе следы влияния И. К. Айвазовского. В них явно ощущалась увлеченность молодого художника и стилем и живописной манерой знаменитого мастера романтического пейзажа и его стремлением овладеть основами академической школы. Но подобный тип классического романтизированного пейзажа был уже вчерашним днем для учеников, заполнивших мастерские и аудитории.

В 1868 - 1870 годах под воздействием идей передвижников творчество Куинджи приобретает новую окраску. Подтверждением этому является создание в 1870 году пейзажа «Осенняя распутица». Своей отчетливо прозаичной трактовкой темы это произведение уже ничем не напоминает первые работы Куинджи, Но видно в нем и влияние прежнего кумира - Айвазовского. Эта, казалось бы выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая о тусклой, унылой, беспросветной жизни русской деревни, наполнена той щемящей болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме.

Лето 1870 года Куинджи проводит на Валааме, много и увлеченно работая с натуры, создает десятки этюдов и рисунков. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». В этих Валаамских работах уже проявляются черты творческого своеобразия. Именно с пейзажей острова Валаама возникает интерес к творчеству Куинджи не только у художников, но и у публики.

«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии. Здесь Куинджи приближается к романтическому восприятию природы, но, как бы сдерживая себя, не дает разразиться «романтической буре».

С увлечением рисует художник каждый камешек на берегу озера, добиваясь иллюзии просвечивающего сквозь толщу воды дна. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.

«На острове Валааме» - первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его галереи. Это означало признание заслуг художника перед русским искусством. Указывая на картину Третьякову, Репин писал: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше, как сегодня, заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге» Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.

К четвертой передвижной выставке 1875 года Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Картины были восприняты зрителями восторженно.

Романтизм в творчестве великого художника

романтизм творчество куинджи художник

В 1876 году Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех. Это «Украинская ночь». Это произведение - начало зрелости мастера. На смену критическому реализму «Забытой деревни» и «Чумацкого тракта в Мариуполе» пришло романтическое, идеализированное восприятие природы. Определяется и творческий метод художника. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно.

Светом художник выделяет центр композиции, расположенный на втором плане, все остальные детали почти не видны, погружены в полумрак. Ранее , как и все его современники, активно использовал передний план для начала обстоятельного рассказа о том, что изображено в картине. В «Украинской ночи» он уходит от этого приема. Для него важно подчеркнуть главное. И он делает это и рисунком и цветом. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. С приглушенным тоном синих и коричневых оттенков эффектно контрастирует блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток.

В этом произведении есть что-то завораживающе - наивное, что-то от изобразительного фольклора, от декораций: обращение к эффектному мотиву, обобщенный, почти...

Другие файлы:

Романтизм та його значення в мистецтві
Поняття та основні особливості романтизму. Романтизм - сутність та причини виникнення. Романтизм як культурний напрямок. Велика французька буржуазна р...

Детский праздник в русской культуре
Праздничная культура как объект антропологического знания. Анализ традиционной русской праздничной культуры, выявление значения детского праздника в р...

Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре
В центре внимания авторов статей особенности восприятия русской культурой худо­жественного наследия А. Мицкевича, его историософских, религиозно-полит...

Романтизм и реализм в художественной культуре Европы

Основные направления в культуре и искусстве XIX века
Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями в XIX в. ст...