Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Детский праздник в русской культуре

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Праздничная культура как объект антропологического знания. Анализ традиционной русской праздничной культуры, выявление значения детского праздника в русской культуре. Современные календарные обычаи и обряды народа как важные условия социального бытия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Детский праздник в русской культуре

План

Введение

1. Понятие антропологии

2. Роль праздника в обществе

3. Праздники на Руси

4. Детские праздники

Заключение

Список литературы

Введение

Праздничная культура является объектом антропологического знания. Праздники играют чрезвычайно важную роль в обществе, поскольку выполняют широкий спектр функций. Среди них - мировоззренческие, идеологические, стабилизирующие, социализирующие, коммуникативные, развлекательные и компенсаторные функции Васильев М.И. «Проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре» // Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки: философия, культурология». Великий Новгород, 2002 с.43. В русской культуре важное значение для приобщения детей к истокам русской духовности имели праздники, в которых дети, как члены общины принимали непосредственное участие. Русские праздники давали детям возможность проявить свой внутренний потенциал - способность к игре, творчеству. Народные праздники несли важную функцию передачи духовного, практического опыта, способствовали укреплению национальной идентичности.

Цель данной работы - анализ традиционной русской праздничной культуры, выявление значения детского праздника в русской культуре.

1. Понятие антропологии

Термин «антропология» расшифровывается как «наука о человеке». Он был предложен в конце 18 века И. Кантом «для обозначения особой автономной области знаний, новой науки - науки о человеке, которой до того времени не было» Максакова В.И. «Педагогическая антропология». М., Аcademia. 2004 с.7. Кант утвердил новую парадигму социальных наук, взяв за основу изучения человека изнутри. Самостоятельной наукой антропология стала в середине 19 века благодаря Ч. Дарвину. Цель антропологии по Дарвину - изучение морфологических, анатомических, физиологических особенностей человека. Кроме изучения антропометрических данных представителей разных культур, народов и рас, в исследовательское поле антропологии попало изучение ритуалов, обрядов, традиций, способов организации быта, систем воспитания и многое другое - то без чего невозможно понять происхождение и особенности Homo sapiens. В антропологии применяют методы анализа документов, предметов материальной культуры, структуралистский анализ текстов, методы наблюдения. Антропология стала интегратором разных наук. Антропологи исследуют естественную историю человека (эмбриологию, биологию, анатомию, психологию), палеонтологию, этнологию, мифологию, социологию, демографию. Произошла дифференциация научного знания. Антропология разделилась на несколько дисциплин. Философская антропология - один из разделов философии, это философия человека. Культурная антропология - сравнительное исследование культурных общностей или обществ; изучение влияния географических, исторических, социальных и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику ее изменения. Педагогическая антропология - «это педагогически ориентированная философская теория» Максакова В.И. «Педагогическая антропология». М., Аcademia. 2004 с.12.

Педагогическая антропология представляет собой новый этап в развитии науки и искусства воспитания. В середине 19 века имелось немало теорий воспитания, которые при ближайшем рассмотрении оказывались не более как умозрительными конструкциями, не выдерживающими серьезной критики. Ушинский положил начало разработки научной теории как системы взаимообуславливающих идей и принципов, объясняющих связи педагогических явлений и процессов, - теории, основывающейся на комплексном анализе психологических процессов и деятельностей и не знающей противоречащих ей фактов. Педагогическая антропология Ушинского представляет собой нечто большее, чем просто сумма составляющих ее науки идей, положений, принципов. Как подлинная научная система она становится источником новых идей и педагогических устремлений. Это подтверждается и тем фактом, что в последующее (в том числе и наше время) учителя, педагоги, родители вновь обращаются к наследию великого педагога, и каждый раз находят для себя много новых идей, помогающих решать современные проблемы воспитания.

Сегодня не менее актуально звучат его мысли о человеческой личности как величайшей ценности для правового государства, о труде как источнике материального и духовного богатства общества, об ответственности ныне живущих поколений перед грядущим. Вот что писал великий педагог: «Я прошу помнить читателя, что психический факт, который он сознает совершающимся в самом себе, точно такой же несомненный факт, как и факт какой бы то ни было точной науки. Замечая в себе такой факт, всякий из нас может быть уверен, что он одинаково повторяется в миллионах подобных нам существ, и, что потому он и может быть изучаем, и достоин самого внимательного изучения. Неразумное забвение самого существования огромной сферы психологических фактов влечет теперь в крайность, противоположную той, в которой еще недавно увлекалось мышление, остановившееся на одних психических явлениях и смотревшее сквозь призму их на весь внешний мир».

Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

В русской культуре важное значение для приобщения детей к истокам русской духовности имели праздники, в которых дети, как члены общины принимали непосредственное участие. Русские праздники давали детям возможность проявить свой внутренний потенциал - способность к игре, творчеству. Особая одухотворенная атмосфера давала возможность детям пережить церковный праздник как свой личный. Духовные христианские ценности - сострадание, терпение, прощение, взаимопомощь и внимание к другому человеку транслировались через праздничную русскую культуру, становясь неотъемлемыми чертами русского человека. Русские праздники давали опыт радостного общения и объединения в радости о Боге, передачи духовного опыта поколений.

2. Роль праздника в обществе

Праздники играют чрезвычайно важную роль в обществе, поскольку выполняют широкий спектр функций. Среди них - мировоззренческие, идеологические, стабилизирующие, социализирующие, коммуникативные, развлекательные и компенсаторные функции Васильев М.И. «Проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре» // Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки: философия, культурология». Великий Новгород, 2002. Как указал М. Элиаде, человек ощущает психологическую потребность периодически выходить из временного потока повседневности и погружаться в особое время, в «вечное настоящее», которое происходит на праздниках Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994 Соч. С. 57. Поэтому праздник - одно из древнейших и неистребимых культурных явлений. Он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались целой системой праздников.

Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей. Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник.

Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, «празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры» Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. В.О. Ключевский писал: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра1. М.,1983. с.163».

Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.

Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.

С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями, адекватными подробностями земледельческого населения. Чередования будней и праздников характеризовали быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту в...

Другие файлы:

Игры для детского праздника
Какой детский праздник обходится без веселых игр, конкурсов и забавных викторин? Надоело придумывать самим? Получите 15 готовых идей, как сделать детс...

1000 конкурсов, заданий, игр. Большая книга праздников
Детский праздник без веселья и волшебства — разве это праздник? В этой книге вы найдете смешные игры, конкурсы и аттракционы, фокусы, розыгрыши, шутки...

365 игр, конкурсов, заданий для веселой детской компании
Книга адресована родителям и детям, желающим весело провести детский праздник. Оригинальные конкурсы, розыгрыши, другие "рецепты хорошего настроения"...

Лучший детский праздник. Очень весело

Вкусный детский праздник
День рождения - один из самых долгожданных событий в жизни ребенка. В этот день можно все: как следует пошалить, вдоволь наесться сладостей, приглас...