Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Понятие самореализации в системе социально-культурной деятельности на примере Ямало-Ненецкого автономного округа

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Понятие самореализации в культурно-досуговой деятельности и в самодеятельном творчестве. Истоки возникновения фестивальных движений. Роль фестиваля в социокультурной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект создания фестиваля "Окно на север".
Краткое сожержание материала:

1

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие самореализации в системе СКД и в самодеятельном творчестве

1.1 Особенности самореализации в возрастных группах

1.2 Творческая активность и самореализация

Глава 2. Фестивальное движение: его истоки и развитие

2.1 Истоки возникновения фестивальных движений

2.2 Истоки кинофестиваля

2.3 Специфика отечественного фестивального движения

Глава 3. Состояние фестивального движения в ЯНАО

3.1 Проводимые фестивали, их виды

3.2 Роль фестиваля в социокультурной жизни региона

Глава 4. Состояние кинолюбительства в ЯНАО

4.1 Развитие кинолюбительства в России

4.2 Педагогический процесс в кинолюбительском объединении, формы работы

Глава 5. Проект создания фестиваля «Окно на север»

5.1 Проект положения и организации комитета фестиваля

5.2 Разработка тематики фестиваля

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Северные регионы, каким является Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), имеют свои социально-культурные особенности, которые определяются их географическим положением. Главные из них:

удаленность от крупных культурных центров национального значения, их музеев театров, архитектурных ансамблей и др.

слабая система библиотечного обслуживания; поскольку книжные фонды стареют, а новые поступления крайне незначительны.

Известные государственные театры - музыкальные и драматические - редкие гости на Крайнем Севере.

Организованная система культурно-досуговой деятельности в этих регионах проводятся только в ведомственных Центрах, которые хотя и богато оборудованы, их работа пока еще не может удовлетворить потребности и запросы населения. Это связано с тем, что уровень работников этих учреждений, их квалификация пока еще оставляет желать лучшего.

Поскольку уровень жизни северных регионов довольно высокий, это позволяет им в какой-то мере компенсировать недостаток в культурно-досуговой сфере приобретением домашних кинотеатров, а также видео-съемочной аппаратуры самых лучших модификаций. Видеолюбительские съемки очень распространенная форма досуговой деятельности в рабочих поселках и мелких городах ЯНАО.

На Крайнем Севере развитие региона, как правило, идет за счет добывающих и нефтяных отраслей. Так ЯНАО - район, где градообразующей системой является Газпром, где и жилье и структуры социально-культурной жизни принадлежат этому промышленному гиганту. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что богатый Газпром имеет возможность создавать содержать крупные культурные комплексы и финансировать социальные программы. Минус в том, что принадлежность к промышленной структуре связывает руки работникам культурно-досуговых учреждений, поскольку они зависят от промышленных чиновников, которые думают, что хорошо разбираются в системе СКД.

Помимо указанных особенностей региона, следует обратить внимание на многонациональный состав населения и, конечно, присутствие в нем коренных малочисленных народов Севера, что обязательно отражается в творчестве практически всех самодеятельных коллективов. Таким образом, с целью реализации творческих потребностей и запросов наиболее широкого круга жителей региона, культурно-досуговая тематика должна обязательно включать в себя этническое направление.

Самодеятельное кино по своей природе имеет большие возможности удовлетворения современных досуговых ориентаций личности и обладает хорошими условиями ее включения в досуговый педагогический процесс. Логичным будет выявление различных досуговых ориентаций, то есть видов интересов к самодеятельному кино. Это позволит увидеть общий интерес к нему в динамике, прогнозировать его движения, что является необходимой основой для создания любительского кинофестиваля.

Рассмотрение явления в ракурсе деятельности позволяет увидеть его как процесс, а не как результат, что более свойственно эстетическому, а не педагогическому анализу. В.Ф. Рябов замечает: «…суждение об искусстве - это суждение о результате… как правило… но нам думается, что сущность искусства заключена именно в процессе, потому что только в процессе наиболее ярко проявляется сама духовная сущность человека».(69, 20 ).

Издавна известно о том, что огромной силой влияние на людей (в особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении. Неорганизованный, стихийный досуг людей, вследствие небольшого выбора культурно-досуговых мест, наряду с высокими заработками - часто источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных выше и других потребностях, причина противозаконной деятельности людей, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни.

Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования у них активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых потребностей.

Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы и принципы сознательного социально-значимого поведения молодых людей. (12, ).

Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения населения в их потребностях культурной организации досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых народных гуляний, имеются центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования. Итак, участие в досуге - активное средство самовоспитания людей и удовлетворения потребности в деятельности. Люди сами без понукания выполняют в своих досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и так далее, иначе, они - досуги - просто не состоятся. (102, 29).

Однако, также следует указать на то, что именно в использовании такого сильнейшего воспитательного средства как «культурный досуг» имеется ряд противоречий. Прежде всего, это противоречия:

между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и отставанием педагогики, культурологии, социологии в разработке и обосновании соответствующих досуговых программ;

между осознанием социального значения отдельных образцов культурно организованного досуга и недостаточно функциональным его использованием, между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного досуга.

Поясним это подробнее. В настоящее время, в силу обострившейся проблемы межнационального общения есть, например, необходимость интегрировать национальные культуры, но нет достаточных тому примеров, реализованных в жизни, да и теория еще только нарабатывает опыт. Фестиваль - другой пример - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и как рациональная (разумная) организованная образовательная программа, так как отдельные ее ритуалы это уникальные (имеющие исторический возраст) тренинги нравственности, физической силы и культурной ориентированности людей.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе социально-культурной деятельности происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной социально-культурной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Просветительская ориентация в СКД уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция человека возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. (20-22, 29).

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении...

Другие файлы:

География Ямало-Ненецкого автономного округа. 8-9 класс
Учебное пособие издано по заказу Ямало-Ненецкого окружного института усовершенствования учителей (директор Г.А. Старостина), Департамента образования...

Инвестиционная активность региона Ямало-Ненецкого автономного округа
Социально-экономическое положение Ямало-Ненецкого автономного округа; геополитический, природный и производственный потенциал региона. Основные цели и...

Оценка и реализация инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа)
Характеристика жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации. Особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ. Экономическая эффект...

Формы и методы повышения профессионализма государственных и муниципальных служб на примере Ямало-Ненецкого АО
Понятие "профессионализм" и его характеристики. Сущность, цели и задачи государственной службы. Структура органов государственной власти на примере ор...

Пенсионное обеспечение в России. Проблема регионов на примере Псковской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы и Московской области
Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения. Анализ состояния пенсионного обеспечения Псковской области, Ямало-ненецкого автономного округа, Моск...