Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Пластический рисунок спектакля - решение пространства театрализованного действа

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Режиссура как искусство пластической композиции спектакля. Жанр спектакля и понятие художественной условности. Отбор средств при создании пластической композиции. Организация оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера и композитора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1 Пластический рисунок спектакля

1.1 Режиссура как искусство пластической композиции спектакля

1.2 Композиция в искусстве

1.3 Понятие стиля пластической композиции спектакля

2 Жанрово - стилевое решение спектакля

2.1 Жанр спектакля и понятие художественной условности

2.2 Отбор средств при создании пластической композиции спектакля

2.3 Темпо-ритм и пластическая композиция спектакля

2.4 Пластическая композиция спектакля как произведения режиссерского искусства

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность работы заключается в том, что данная курсовая работа примыкает к ряду исследований театрального искусства, анализирующих закономерности пространственного решения спектакля. Потребность в создании научной теории, которая комплексно охватывала бы все закономерности и структурные особенности пространственного решения спектаклей, назрела давно, но непосредственное раскрытие этой темы более детально начало волновать не так давно. На современной стадий развития экспозиционного искусства и науки о нем стало необходимым исследованное по частям, осознать в единстве, как определенную художественную целостность, и воссоздать ее в научном эквиваленте.

В результате складываются основные понятия композиции, а у современных исследователей театрального искусства можно уже встретить теоретические положения. Теория пластического рисунка спектакля, определяющая визуальную значимость экспозиционного образа, на сегодня существует как сумма разработанных частных положений, отдельных проблем, а также как интуитивное «художническое» предугадывание законов построения композиции. Но отсутствие единой теории является серьезным тормозом не только для теоретической науки, но и для театра.

Цель работы - пластический рисунок спектакля - решение пространства театрализованного действа.

Задачи.

Цель исследования обусловила и выбор основных задач:

1. выяснение внутренней организации пластического рисунка спектакля произведений и особенностей его формы и содержания;

2. изучение особенностей построения композиции в художественной целостности сценического произведения.

3. организация оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера и композитора;

Анализ театрального творчества в работе строится через общее, присущее всему искусству, так как специфика не может быть выявлена из предмета как такового, необходим выход в более широкую систему. Таким общим, способным индивидуализироваться в каждом конкретном произведении, является материал творчества в самом широком понимании. Поэтому определяющим и методологически важным понятием является понятие "материал искусства", которое отражает конкретное строение художественного произведения, на основе которого и из которого оно создается, как к вся художественная культура в целом.

Объект исследования: Пластический рисунок спектакля

Предмет исследования: Пластический рисунок спектакля - произведение режиссерского искусства.

Информация заимствована с российских и зарубежных сайтов, содержит в себе публикаций печатных и электронных СМИ и тезисы статей, частично используется информация из различного рода энциклопедий.

пластический рисунок спектакль

Глава 1 Пластический рисунок спектакля

1.1 Режиссура как искусство пластической композиции спектакля

«Режиссура - самое молодое из театральных искусств. Актерское искусство существует с тех пор, как существует театр, и практически столько же времени существует искусство драматургии. Режиссер создает, т. е. «сочиняет» произведение театрального искусства, что позволяет ему называть себя его автором. Пьесу - ее сюжет, текст действующих в ней лиц - сочинил драматург. Актеры создают - сочиняют! - образы персонажей спектакля, используя для перевоплощения в образ внутреннюю и внешнюю актерскую технику. Что же остается на долю режиссера? Идейный замысел, т. е. истолкование, «трактовка» предложенного драматургом материала? Да, конечно, об этом говорил и Немирович-Данченко. Он же говорил об обязанности режиссера направлять работу актеров, помогая им в создании образов. Если бы функция режиссера в театре была ограничена толкованием драматургии, то его работа над спектаклем была бы закончена в тот день, когда он излагает труппе свою экспозицию постановки. Но, как известно, экспозиция - это только начало работы над спектаклем: в отличие от литературоведческого анализа пьесы, режиссерская «трактовка» должна представить зрителю убедительные доказательства права постановщика освещать содержание пьесы именно так, а не иначе. Значит, творческий вклад режиссера в произведение сценического искусства - это форма спектакля, которая делает зримым толкование пьесы ее постановщиком. И значит, существует такая область сценического искусства, где не обойтись без режиссуры - это пространственно-временная форма спектакля, или его пластический рисунок. В этом видел суть искусства режиссуры С. М. Эйзенштейн: «От реплики к реплике в написанной пьесе надо уметь установить единый процесс действия. Развернуть сухую строчку задания в многообразное, многосложное и ритмически слитное действие. Это первое, что должен уметь режиссер, претендующий на построение сценического действия, а не на речитативы по свиткам ролей» [22,стр.47]. Именно здесь режиссер действует не как организатор творческого процесса, не как педагог, не как толкователь содержания пьесы, а как творец, автор, «сочинитель», суверенный представитель искусства режиссуры. Так мы приходим к определению: режиссура есть искусство пластической композиции спектакля.

«Для успешного творчества живописцу необходимо такое врожденное качество, которое можно назвать обостренной чувствительностью к цветовым впечатлениям. Музыкальное творчество предполагает особую восприимчивость человека в области звуковых ощущений. То есть, творческое воображение, рождающее художественный образ, в каждом виде искусств имеет свои особенности, определяющие одаренность человека, его способность к творчеству в той, а не иной области искусства. Режиссерская одаренность определяется наличием и уровнем развития пластического воображения - так принято называть способность воображения облекать зарождающуюся мысль в пластически оформленные образы, т. е. в формы действия, художественно организованного во времени и пространстве» [13,стр.77].

Для режиссера пластическое воображение - определяющий признак творческой одаренности. «Пластическое воображение режиссера - наиболее индивидуальная черта его творческой личности. Эта черта просматривается и в общей композиционно-динамической структуре спектакля, и в пластической обрисовке персонажей, а в конечном счете - в мизансценическом языке, этом наиболее наглядном проявлении творческого почерка режиссера. Только благодаря особенностям пластического воображения могут быть так разительно непохожими друг на друга по стилю даже режиссеры-сверстники, прошедшие в одно и то же время школу одного и того же мастера. Эти особенности предопределяют замысел спектакля уже в момент его зарождения и неизбежно сказываются на всех признаках его формы, включая стиль и жанр» [11,стр. 54].

Открытием этой закономерности мы обязаны Алексею Дмитриевичу Попову - более чем кто-либо другой, он исследовал процесс композиционного творчества в режиссуре; да и рождением самого термина «пластическое воображение» мы обязаны ему же. В 1959 году он писал: «Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы выраженными пластически, через актеров. Спектакль обретает свою художественную заразительность и силу через определенную стилистику мизансцен, верно выражающих мысль, через их характер, графический рисунок, через темпо-ритм их движения... Но видеть все действия пьесы в живой пластике для режиссера мало, ему приходится овладевать законами лепки не только отдельных фигур, но и больших человеческих масс. Это искусство полностью определяется особыми качествами композиционного дарования режиссера. Без этого дара вообще нельзя из множества деталей и частностей построить целое художественное произведение, то есть спектакль»[12, стр.84].

Итак, пластическое воображение - определяющий признак режиссерской одаренности. Но всякая природная одаренность может быть развита в процессе профессионального обучения; более того, она нуждается в определенном воспитании, которое направляет ее развитие, придает ей организованность и обогащает необходимыми знаниями. Только знание объективных законов искусства и умелое их использование в творческом процессе превращают врожденную одаренность в профессиональное мастерство. Следовательно, режиссеру необходимо знание общих законов, правил и приемов пластической композиции, или рисунка.

1.2 Композиция в искусстве

Слово «композиция» (от латинского compositio) означает сочинение, а также - составление (целого из частей), примирение (составных элементов). В этом же значении слово вошло в русский язык, - как, впрочем, и во многие европейские языки. Но не во всех видах искусства оно имеет широкое значение: если, например, в музыке и живописи термин «композиция» понятен каждому профессионалу, то уже для литературы он менее привычен - к нему чаще прибегают теоретики и критики, чем писатели. Что касается театрального искусства, то здесь о содержании этого поняти...

Другие файлы:

Роль идейности в художественном произведении
Идейность в жизни, театре и литературе. Воспитательное влияние идейности спектакля, зрелища и другого театрализованного представления на зрительскую а...

Особенности постановки народного праздника "Широкая Масленица"
Смысл и история, традиции и обряды Масленицы. Рассмотрение особенностей постановки народного праздника. Драматургия и режиссура обрядового театрализов...

Спектакль "Малютка театральный бес" по мотивам пьесы Веры Трофимовой
Современное театрального искусство. Постановка спектакля "Малютка театральный бес" по мотивам одноименной пьесы Веры Трофимовой. Профессия актера, лич...

Объемно-пространственные конструкции как архитектоническая основа сценического пространства
Тенденции развития сценографии. Художественное единство декораций спектакля и техники сцены. Применение объемно-пространственных конструкций. Проблема...

О музыкальном решении пластического спектакля. Некоторые критерии подбора музыки при создании спектакля
Введение музыки в театральное представление. Способы взаимодействия музыки и главного выразительного средства театра - слова или пластики тела как спе...