Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Роль идейности в художественном произведении

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Идейность в жизни, театре и литературе. Воспитательное влияние идейности спектакля, зрелища и другого театрализованного представления на зрительскую аудиторию. Идейность художественного произведения как степень высокой общественной активности автора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Министерство образование и науки Российской Федерации

Областное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный институт искусств»

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Курсовая работа

Роль идейности в художественном произведении

Работа выполнена

студентом факультета искусств

второго курса группы 205

Яскевичем Романом

Михайловичем

Научный руководитель: Е.М.

Королева, доцент

Смоленск 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие «идейность»

п. 1.1 Определения понятия «идейность»

п. 1.2 Идейность в жизни, театре и литературе

Глава 2.Роль идейности в художественном произведении

п. 2.1 Степень воздействия идейности на зрительскую аудиторию

п. 2.2 Воспитательное влияние идейности спектакля, зрелища и другого театрализованного представления на зрительскую аудиторию

Глава 3. Идейность художественного произведения как степень общественной активности автора

п. 3.1 Идейность художественного произведения как степень общественной активности автора

Заключение

Введение

Целью данной курсовой работы является изучение идейности художественного произведения как степени общественной активности автора. На основе поставленной цели были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Идейность является неотъемлемой частью художественного произведения (спектакля, пьесы и других произведений искусства).

2. Современной российской режиссуре меньше чем советской присуще такое свойство, как социальная активность.

Таким образом, на основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие идейности;

2. Выявить роль идейности в художественном произведении;

3. Доказать, что идейность художественного произведения - это степень общественной активности автора (драматурга и режиссера);

4. Рассмотреть воспитательное влияние идейности в зрелищном представлении на зрительскую аудиторию;

5. Определить как идейность произведения сценического искусства влияет на зрительскую аудиторию;

6.Определить место идейности при постановке спектакля в настоящее время;

7.Выявить уровень выражения идейности, как высокой степени общественной активности автора в спектаклях смоленских режиссеров.

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в 80е годы двадцатого века многое изменилось в политическом, экономическом, социальном, а главное культурном аспекте: перестройка коснулась не только государственных вопросов, но и театральной практики. Снижение цензуры привело к кризису идейности в театре, следовательно, и к общественной пассивности авторов спектаклей. Исходя из поставленной гипотезы, заключающейся в рассматривании идейности, как неотъемлемой части художественного произведения, стоит поставить вопрос, о том, насколько точно современный театр отвечает своей воспитательной функции. Однако чрезмерно большой упор на идейность спектакля, может дать отрицательный результат. Примерами служат агитационные театры фашистской Германии, не принесшие в театральное искусство никакого положительного опыта. Тема актуальна для исследования состояния современного театра поиском той степени, меры и характера использования идейности в спектакле, которая обеспечит необходимую меру воздействия на зрительскую аудиторию.

Методами исследования были выбраны:

Индуктивный - при котором по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы. Данный способ широко применяется в теоретических исследованиях.

Аналитикосинтезирующий - при котором явление первоначально расчленяется на составные части для более глубокого изучения понятия, его содержания и структуры, а затем на основе объединения отдельных изученных элементов понятия изучается характер явления в целом.

Гипотетический - с помощью которого были сформулированы основные гипотезы теоретической и практической частейисследования.

Исторический - с помощью которого было прослежено формирование и развитие идейности, как высокой степени общественной активности автора, в художественных произведениях различных эпох.

При изучении понятия был использован способ ранжирования, с помощью которого было исключено все второстепенное, не влияющее существенно на понятие «идейность».

В первой главе данной курсовой работы рассматривается понятие «идейность» как таковое, разбор разных определений и подходов к изучению этого понятия.

Во второй главе представлено исследование роли понятия в театральной и литературной практике.

В третьей главе мы рассуждали о взаимосвязи понятий «идейность» и «социальная активность»

Глава 1. Понятие «идейность»

1.1 Определения понятия «Идейность»

Нам часто придется оперировать термином «идейность», так как мы рассматриваем социальную активность автора художественного произведения, выражаемую непосредственно этим понятием, что означает необходимость четкого определения его во всех смыслах и возможных сферах употребления.

«Философский энциклопедический словарь» дает понятию «идейность» несколько определений. Например, автор одной из статей, видный советский философ Г.С. Батищев говорит, что идейность - это «приверженность определенной целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу; последовательная верность им и в теории, и на практике». [1]

Целостная система идей - это конгломерат знаний в человеческом сознании, состоящий из множества объектов и формирующийся на протяжении всей жизни человека. Под составляющими объектами подразумеваются основные этапы образования и познания мира, способствующие развитию личности. Психологи утверждают, что для формирования высококультурной, развитой личности должны сочетаться различные факторы, находящиеся на очень высоком уровне: морально - этические нормы, привитые ребенку в семье; образование, полученное в школе и ВУЗе; врожденные способности и внешность, влияющие на самооценку, а так же многое другое. На эту основу впоследствии накладываются различные идеи, почерпнутые из жизни, науки или произведений искусства, они осмысляются и перерабатываются, воспринимаются полностью или частично, опровергаются или подтверждаются. Эти привнесенные идеи становятся главным звеном в цепи целостной системы идей.

Но, исходя из определения, следует заметить, что сформированная идея еще не является идейностью, так как этой идее должен соответствовать «социальный, нравственный и эстетический идеал». Идеал по отношению к идейности - это одновременно основной составляющий объект и направляющий вектор, заряд, приводящий в движение идейного человека. «Быть идейным - это значит становиться ко всякой ситуации в активное отношение и благодаря этому пролагать новые пути преобразующей деятельности».[1] Идеалвектор - это пример и образец к которому следует стремиться, именно он и заставляет становиться идейного человека «в активное отношение» и работать, решать, преодолевать, изобретать, во имя светлой идейной цели. Яркий пример идеалавектора, продиктованный идейностью господствующей власти - это трудовой подвиг стахановцев. Идеалобъект, является основой идейности, потому что вектора, без активного участия, без противостояния замкнутому ограниченному внутреннему интересу, без практического подтверждения своих идей делом, идейности не существует, а следовательно, одно только знание идеи, если оно не превратилось в убежденность, а равно и одно только практическое принятие определённых жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано на сознательном усвоении идейного содержания, ещё не есть идейность. Идейностью будет являться внутреннее их единство, основанное на единстве теоретического смысла идеи и практического ее применения и подтверждения.

«Большой энциклопедический словарь» приводит следующее определение: «Идейность - сознательная приверженность определенной идее; отстаивание в общественной практике, науке, искусстве и философии передовых, прогрессивных принципов, идеалов и положений в противоположность защите реакционных идей, беспринципности, личному корыстолюбию, игнорированию социальных интересов».

В искусстве и литературе идейность -- один из критериев оценки художественных произведений, в котором выражены социальная значимость его проблематики и художественной идеи.

Анализируя данные определения, следует сделать вывод о тесной связи и неотделимости идейности от системы определенных, сложившихся в данном обществе, государстве, присущих данному классу людей системы моральноэтических, социальных, нравственных и политических взглядов. Таким образом, идейность того или иного произведения (в частности произведения театрального искусства) неразрывно связана и определяется следующими основными составляющими:

А) Государство.

Б) Наличествующая классовая формация.

В) Социальный заказ, к...

Другие файлы:

Роль символа в раскрытии авторского замысла в художественном произведении на примере новелл Эдгара Аллана По
Интерпретация понятия "символ" в научно-философском контексте. Роль символа в художественном произведении. Анализ символики в новеллах Эдгара Аллана П...

Роль пейзажей в произведении "Слово о полку Игореве"
Пейзаж и его функции в художественном произведении. "Слово о полку Игореве" в древнерусской литературе. Союз природы и человека. Описания природы или...

Роль композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. «Лето господне»)

Сочинения на свободную тему - Сон героя и его роль в художественном произведении

Колоративная лексика современного русского языка в произведении "Бедные люди"
Психолингвистический анализ использования колоризмов в определённом контексте в художественном произведении – романа Достоевского "Бедные люди". Роль...