Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Шаманизм как элемент традиционной культуры и форма религии. История возникновения шаманизма. Абсолютное и относительное начала в религии. Анализ особенностей отношений человека и Абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста-заклинания "Песня о саламе".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"

Институт естественных и гуманитарных наук

Факультет искусствоведения и культурологи

Кафедра искусствоведения

Курсовая работа

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В ШАМАНИЗМЕ ЯКУТИИ

НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТА "ПЕСНЯ О САЛАМЕ"

Исполнитель: Шульц Дарья Дмитриевна,

студентка группы И-21

Научный руководитель:

Клыкова А.В.,

ассистент кафедры искусствоведения

Зав. кафедрой: Жуковский В.И.,

доктор философских наук,

профессор

Красноярск 2007

Оглавление

  • Введение
  • 1. Содержание основных теоретических понятий
  • 1.1 Содержание понятия "религия"
  • 1.2 Абсолютное начало в религии
  • 1.3 Относительное начало в религии
  • 1.4 Проявление отношения человека и Абсолюта
  • 2. Особенности шаманизма как формы религии
  • 2.1 История возникновения шаманизма
  • 2.2 Особенности якутского шаманизма
  • 2.2.1 Шаман
  • 2.3 Место текста "Песня о саламе" (заклинание) в шаманизме якутов
  • 3. Образ абсолюта в тексте "песня о саламе"
  • 4. Образ человека в тексте "песня о саламе"
  • 5. Текст "песня о саламе" как пространство встречи человека и абсолюта в шаманизме Якутии
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Объектом исследования выступает религиозная система шаманизм в Якутии.

Предметом научной работы является отношение человека и Абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста-заклинания "Песня о саламе".

Степень изученности

Религиозная система шаманизм изучена в основном с этнографической стороны, в аспекте религиозных традиций, обрядов, ритуалов.

Работы, посвященные религиозным традициям, писали участники Академической экспедиции 1769-1774 годов П.С. Паллас, И.Г. Георги, В.Ф. Зуев, И. Лепехин.

Шаманизм как элемент традиционной культуры изучали Фрайкопф и Герб в книге "Вселенная шамана", Лар Л.А. в работе "Шаманы и боги", но они акцентировали свое внимание на шаманизме ненцев. Фрайкопф и Герб сосредотачивают свое внимание на шаманской практике, т.к. "шаманская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев и отражала в ритуальных действиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа" [16, с.11]. В книге Л.А. Лара "дана характеристика шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, показано его место и значение в жизни народа. Рассмотрены иерархия богов и духов, социальная роль шаманов, их положение в обществе, влияние на общественную жизнь" [7].

Изучением шаманизма занималась Сарангэрэл "Зов шамана". Автор, сравнивая монгольский и бурятский шаманизм, знакомит с традициями, представлениями шаманизма. Изученный материал "пригодится шаманам любой другой культуры или национальности, поскольку шаманизм имеет дело с истинами, которым чужды этнические границы" [15, с.6].

В книге "Обрядовая поэзия Саха (якутов)" главным образом содержатся сами тексты-заклинания, обрядовые песни, которые используются в священном ритуале шамана, описания традиционных обрядов, обрядовых танцев якутов, музыковедческая сторона обряда. На основе этого материала будет происходить реконструкция отношений человека и Абсолюта в шаманизме Якутии, т.к. целостной модели этого отношения в данной литературе не обнаруживается.

Проблема исследования заключается в том, что во всей этой изученной литературе обнаруживается лишь изучение каких-либо отдельных фрагментов отношения человека и Абсолюта в шаманизме.

Актуальность

Тема взаимоотношения человека и Абсолюта актуальна на протяжении всего существования человечества. У человека постоянно возникают вопросы о смысле жизни, ответ на которые он может получить лишь от Бога. И для этого нужно обрести путь этого общения с высшим началом.

Каждая религия предлагает свой путь обретения общения с Богом. Особенностью шаманизма является то, что общение происходит посредством ритуала, для проведения которого следует знать тексты-заклинания. Именно посредством этих текстов и осуществится общение, на которое нацелен человек.

Целью работы является исследование особенностей отношения человека и Абсолюта на материале якутского шаманского текста-заклинания "Песня о саламе".

Методология

Поставленные задачи определили методологию данной работы, основанную на концепции идеального отношения Д.В. Пивоварова, концепции диалектики Г.Д. Гегеля, синтетической концепции идеального В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова и теории изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. В ходе исследования были применены научные методы: наблюдение, описание, экстраполяция, сравнение, констатация фактов.

Задачи исследования

1. Раскрыть содержание основных теоретических понятий;

2. Рассмотреть особенности религиозной системы шаманизм;

3. Реконструировать образ Абсолюта в данной религии на материале текста "Песня о саламе";

4. Выявить образ человека, основываясь на тексте-заклинании;

5. Исследовать особенности отношения человека и Абсолюта в шаманизме, проявленные через текст "Песня о саламе".

Предполагаемый результат есть создание модели взаимоотношения Верующего и Абсолюта в шаманизме на материале текста "Песня о саламе".

Апробация

Результаты данной курсовой работы могут быть использованы для написания научных статей, докладов.

Структура работы

Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы. Во введении определены объект и предмет исследования, его актуальность, задачи, а также методы, предполагаемый результат и структура исследования. Основная содержательная часть состоит из пяти параграфов. В первом параграфе ("Содержание основных теоретических понятий") вводятся основные понятия исследования, во втором параграфе ("Особенности шаманизма, как религиозной системы") представлен шаманизм как религиозная система, его основные особенности. В третьем параграфе ("Образ Абсолюта в шаманизме Якутов") вводится представление одного из понятий исследования и исследуются основные аспекты Абсолюта в религиозной системе. В четвертом параграфе ("Образ человека-верующего в шаманизме Якутов") дается образ классического верующего, выявляются его основные качества. В пятом параграфе ("Отношение человека и Абсолюта") описываются действия верующих и средства достижения конечной цели шаманизма. В заключении изложены основные выводы исследования.

1. Содержание основных теоретических понятий

1.1 Содержание понятия "религия"

Религия - (от лат. religio: re - повторное действие, liga - связывать, объединять в единое целое) -

· Стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, Богами, безусловным центром всего существующего, главной святыней), мировоззрение и мироощущение;

· Поведение, соответствующее этому мировоззрению;

· Специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или Богов, сверхъестественного [12, с.10-18].

Д.В. Пивоваров считает, что "религия - одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых или конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида" [12, с.8].

Русский философ В.С. Соловьев отразил основной вопрос религии в своем определении "Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего", "Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом" [12, с.18].

Один из философских словарей (под редакцией Фролова) раскрывает понятие религия, как "специфическую форму общественного сознания, отличающуюся признаком, который является фантастическим отражением в сознании людей господства над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных" [16].

В каждой религии непременно присутствует относительное начало - верующий, с которым тесно и неразделимо связано понятие "вера".

шаманизм якутия заклинание религия

Вера в существование полноты бытия является центральным миросозерцательным ядром религии любого типа - эгоцентрической, социоцентрической или космоцентрической [12, с.10-11].

Вера религиозная - основной элемент религиозной установки, выражающий некритическое доверие к учениям религии, центральная ми...

Другие файлы:

Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"
Абсолютное и относительное начало в религии. Особенности религиозной системы шаманизм. Образ абсолюта и человека в данной религии якутов на материале...

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"
Выявление и анализ основных особенностей религиозной системы христианства. Исследование отношения образа человека и Абсолюта в религиозной системе хри...

Отношение человека и Абсолюта в философии Фридриха Ницше (на материале анализа трактата "Так говорил Заратустра")
Особенности философской системы Фридриха Ницше, основные теоретические понятия. Образ Абсолюта и качественные характеристики образа человека, особенно...

Особенности взаимоотношений человека и Абсолюта в иудаизме на материале Священного текста Торы
История религиозной системы иудаизма, основные положения. Особенности образа идеального верующего человека на материале Священного текста. Создание мо...

Якутия в XVII веке (очерки)
Содержание книги:Глава 1. Открытие Якутии русскими в XVII веке и присоединение ее к России.Глава 2. Коренное население Якутии в XVII веке.Глава 3. Вое...