Особенности взаимоотношений человека и Абсолюта в иудаизме на материале Священного текста Торы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Объект исследования
Объектом исследования данной работы является религиозная система иудаизм.
Предмет исследования
Предметом исследования являются уникальные особенности отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизм на материале Священного текста «Тора».
Степень изученности
На сегодняшний момент существует множество работ, посвященных изучению Священного текста израильтян - Торе. В большинстве своем, эти труды повествуют об истории иудеев, становлении и развитии их веры и религии, о традициях и обычаях этого народа. В основном проводится пересказ Торы и выборочный анализ некоторых ее частей.
Сущность религиозной системы иудаизм изучает в своей работе понять С.М. Пилкингтон [26]. Используя Священный текст, она знакомит с истоками иудаизма, с его развитием, важнейшими традициями и обрядами и как они проводятся в наше время. Исходя из той мысли, что религию необходимо изучать, начиная с Библии, она объясняет основные тезисы и понятия, непосредственно касающиеся иудаизма.
Вопросам, посвященным космогенезу, антропогенезу, происхождению и становлению монотеизма, религиозно - теологическим и историческим аспектам, а также, о представлении бессмертия души и культе предков, занимался И.Р. Тантлевский в своей книге «Введение в Пятикнижие» [29]. Также он изучает историко - культурный фон и текстологическую структуру текста.
Цель работы Х. Донина «Быть евреем» [13] заключается в том, чтобы показать, объяснить и разъяснить на примерах, взятых из Священного Писания, современному человеку принципы, обряды и традиции всего еврейского народа; о том, как и что необходимо делать в различных ситуациях.
Исследование религии иудаизм с исторической точки зрения проводят Д.В Пивоваров и А.В. Медведев в своей работе «История и философия религии» [25]: во-первых, с точки зрения общей истории религий, во-вторых, с точки зрения собственной истории иудаизма. Рассмотрение Священного текста проводится с нескольких позиций: «как великолепный исторический документ» [25, c. 311], содержащий данные по его истории, культуре, религии, социальной структуре, обычаях и т.д. Как сборник философских мыслей и как «явление эстетической культуры» [25, с. 312].
Изучение книг Торы как законодательных текстов проводится в работе «И сказал Господь Моисею…», также здесь она рассматривается как литературный текст.
В приведенных выше исследованиях можно выделить несколько сторон, по которым рассматривается Тора: с религиозной, исторической, законодательной, философской, лингвистической; изучается образ Бога и образ идеального верующего. Вопрос о взаимоотношениях Абсолюта и человека остается открытым.
Проблемы исследования
Проблемой исследования является изучение Священного текста «Тора» как целостного произведения, и как произведения искусства.
Актуальность
На протяжении всей истории человечества тема взаимоотношений человека и Абсолюта была и остается актуальной. Человек ищет смысл жизни, и найти его может только при общении с Богом. Только он может дать ответы, на интересующие вопросы, так как Бог - это бесконечное и вечное. Только такое всевышнее божество может помочь человеку и направить его на нужный путь. Для того чтобы случилось такое общение, необходима какая-то система связи. Из разнообразия религий, которые предлагают свои варианты встречи, можно выбрать ту, чей способ больше подходит человеку. Свою особую структуру предлагает и религия иудаизма. Главной особенностью этой религии, является то, что она была дарована свыше Богом, а не просто выбрана людьми. Бог не просто избрал определенный народ, но и дал законы, которые могут использоваться и другими людьми, независимо от их вероисповедания, так как они универсальны и затрагивают абсолютно все аспекты человеческой жизни. В этом проявляется актуальность познания данной религии для всех людей. Священным Писанием для иудеев является Тора. Здесь, кроме истории этого народа, прописаны и основные законы, которые должен соблюдать еврей для того, чтобы он мог общаться с Богом. Так как «Тора» - это Закон Божий и вечный, то она актуальна во все времена и для всех поколений. Это писание Бог дал не только с целью выделить один народ, но и чтобы они распространили его повсеместно. Только при полном соблюдении Божьих законов человек не останется один на один с самим собой, а будет под покровительством своего изначального Отца. Общение с ним осуществляется посредством Священного текста. И только изучая и соблюдая законы Всевышнего, он способен на общение с ним.
Цель работы
Исследование особенностей взаимоотношений человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизм на материале Священного текста Торы.
Методология
В основу методологии были положены следующие работы:
1. Концепция диалектики Г.В.Ф. Гегеля «Философия религии»;
2. Концепция идеального отношения Д.В. Пивоварова;
3. Теория изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой;
4. Общенаучные методы исследования: анализ, измерение, интерпретация, наблюдение, синтез, экстраполяция.
Задачи исследования
1) рассмотрение основных теоретических понятий;
2) выявление особенностей религии иудаизм на основе Священного текста;
3) исследование образа Абсолюта в иудаизме на основе Торы;
4) выявление особенностей образа идеального верующего человека на материале Священного текста;
5) реконструирование модели взаимоотношения верующего и Абсолюта в религиозной системе иудаизм.
Предполагаемый результат исследования
Создание модели отношений между Богом и человеком в Священном тексте «Тора» религиозной системы иудаизм.
Апробация
Результаты исследования могут быть использованы для более глубокого изучения данной религиозной системы, в качестве опорного материала для докладов.
Структура
Работа состоит из нескольких частей: введения, основной части, включающей в себя следующие параграфы: содержание основных теоретических понятий, особенности религиозной системы иудаизм, реконструкция образов Абсолюта и эталонного верующего, модель взаимоотношения человека и Абсолюта. Затем идет заключение и список литературы.
1. Основные теоретические понятия
Для понимания сущности религиозной системы в целом, прежде всего, необходимо раскрыть содержание основных философских понятий.
1.1 Понятие «религия»
Вначале необходимо разобраться, что такое религия в целом. Это слово произошло от латинского religio и означает «благочестие», «сопряжение», «соединение», «неотрывность», «святыня», «союз», «связь»; и от его производных religare - «связывать» и relegere - «возвращаться», «бояться», «обдумывать». Следовательно, религия - это восстановление связи (утраченной). По Д.В. Пивоварову, религия - это «стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней)» [28, с. 9], «поиск и установление сакральных связей с этим Абсолютом, связей, обеспечивающих индивиду и социальным группам степень необходимой целостности» [28, с. 9]. Пивоваров совершает разделение религий по нескольким направлениям (в зависимости от способа достижения Абсолюта) - эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические. В эгоцентрических религиях происходит налаживание или восстановление духовной связи индивида со своим «истинным Я»; такая религия обычно исходит из идеи о самодостаточности «истинного Я» как микрокосма [28, с. 10]. Социоцентрические религии выражают стремление родового человека или какой-либо части общества собрать все свои разрозненные сущностные силы воедино, при этом утрачивается архетип соборности [28, с. 10]. А космоцентрические обычно определяются как восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной [28, с. 10].
Другие авторы говорят о том, что религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов [40, с. 576]. Мень дает определение религии как силы, связующей миры, мост между тварным духом и Духом Божественным.
Таким образом, религия - это:
· Пространство места встречи Абсолютного и конечного начал;
· Посредник, связующее звено между этими началами;
· Это определенные действия, направленные на создание гармонии отношений между Абсолютом и человеком (культ);
· Определенное убеждение, миропонимание человека.
религия тора абсолют верующий
1.2 Понятие «Абсолют»
Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"
Абсолютное и относительное начало в религии. Особенности религиозной системы шаманизм. Образ абсолюта и человека в данной религии якутов на материале...
Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"
Шаманизм как элемент традиционной культуры и форма религии. История возникновения шаманизма. Абсолютное и относительное начала в религии. Анализ особе...
Отношение человека и Абсолюта в философии Фридриха Ницше (на материале анализа трактата "Так говорил Заратустра")
Особенности философской системы Фридриха Ницше, основные теоретические понятия. Образ Абсолюта и качественные характеристики образа человека, особенно...
Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"
Выявление и анализ основных особенностей религиозной системы христианства. Исследование отношения образа человека и Абсолюта в религиозной системе хри...
Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")
Одной из древнейших религий мира является иудаизм – религия, зародившаяся у древних евреев, а впоследствии распространившаяся по всему миру. Об иудаиз...