Основные тенденции развития современной украинской культуры
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Контрольная работа
Основные тенденции развития современной украинской культуры
1. Нарастание кризисных явлений в культуре глобализурующегося мира
ХХ в. вошел в историю культуры как век мировых войн и экономиических катастроф, обусловившие изменение парадигмы мышления и системы ценностей. Это изменение может быть определено понятием кризиса гуманизма как системы взглядов, что более всего ценит человека как личность, ее право на свободу и счастье, а нормой отношений между людьми считает принципы равенства, справедливости и человечности.
В рамках ХХ в. выделяют несколько периодов:
Первый период пришелся на рубеж XIX - н. XX вв. (1917 г.) - в это время шло формирование индустриальной цивилизации. Состоялась вторая научно-техническая революция (НТР), давшая миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль и другие достижения науки. Новые открытия в области различных областей научных знаний нашли применение в техническом производстве. Прогресс в индустрии сопровождался изменениями в финансово-кредитной сфере, социальной структуре общества, политической и культурной жизни.
Второй период это 20 - 30 годы связан с образованием новой политической формы устройства - социалистической, ставшей антагонистом для капиталистической системы.
Третий период это послевоенные 40-е годы и вся вторая половина ХХ в., когда происходил подъем национального самосознания. Получили распространение гуманистические принципы и идеалы. Ставшая мировой наука, создала условия для интенсивного развития техники. Началось активное исследование космического пространства.
Четвертый период - с конца ХХ в. связан с переходом развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. Этот переход был связан с увеличением роли информации, базирующейся на новой интеллектуальной технологии. Появилась возможность осуществлять обмен информацией с помощью компьютерных терминалов и добиться широкой социальной однородности. В результате сложилось понятие «информационное общество», для которого характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров длительного пользования (телевизоров, автомобилей и т.п.).
Появление телевидения осуществило небывалый по масштабам переворот в сознании, сравнимый разве что с изменением картины мира после полета человека в космос. Однако телевидение не только раскрыло новые горизонты познания мира (человек получает через него огромное количество различной информации), но и сформировало новое мышление, которому присущи фрагментарность, эпатажность, произвольность.
Сейчас в развитых странах мира продолжается процесс создания постиндустриального общества, для которого характерны: создание инфраструктуры сервиса, доминирование в обществе научно-технических специалистов, создание новой «интеллектуальной» техники.
Компьютеризация и развитие разветвленных информационных сетей позволяет говорить «глобальной электронной цивилизации» на базе телевидения, компьютерной службы и энергетики.
Благодаря техническому прогрессу возникли новые формы и виды искусства (электронная музыка, компьютерная графика), приобрели популярность массовые художественные зрелища, спорт стал сближаться с искусством.
Однако, наравне с достижениями современная культура противоречива и конфликтна. Можно выделить ряд антиномий: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гумманизация. Ученые бьют тревогу по поводу экологического состояния планеты. Философы, публицисты предупреждают о бедах, связанных с потерей духовности людей.
2. Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество
культура украинский национальный постмодернистский
Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество.
Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура.
Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли.
Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе «Восстание масс». Носителям «массового сознания» он противопоставил элиту - «творческое меньшинство». Если первые - только потребители культуры, не отличающиеся высокими вкусами, то другие - творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом.
Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компенсаторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современному человеку.
Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры.
Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетворение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т. ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры.
В целом, массовая культура - явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитан-ному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина достаточно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами».
3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской интерпретациях
Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиально меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида).
Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловленности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культуре.
Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игрового начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.
Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.
Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) - вот объективные предпосылки постмодернизма.
Для постмодернизма свойственно:
1. Поиски универсального художественного языка.
2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.
3. Идеи пессимизма и абсурдности.
4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.
5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).
6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: политику, религию, мораль, философию.
7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;
8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).
9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.
Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным...
Истоки украинской культуры
Основные черты первобытной (архаической) культуры. Мифологический характер первобытного мышления и освоения мира. Архаическая культура на территории У...
История украинской культуры
Феномен развития украинской культуры. Деятельность культурно-просветительских и художественных общественных объединений в современном государстве. Рол...
"История украинской культуры" как наука и учебная дисциплина
Возникновение понятия "культура", его современное значение. Культура как способ национальной самоидентификации. Структура и основные функции культуры...
Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков, основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия и духовная...
Історія української культури
Навчальний посібник «Історія української культури» репрезентує теоретичну реконструкцію ґенези української культури, закономірності і тенденції її роз...