Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Основные тенденции развития современной украинской культуры

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Нарастание кризисных явлений в культуре глобализурующегося мира. Экспансия "массовой культуры" и ее влияние на современное украинское общество. Постмодернистская модель мира. Новое национальное возрождение в эпоху становления независимости Украины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Контрольная работа

Основные тенденции развития современной украинской культуры

1. Нарастание кризисных явлений в культуре глобализурующегося мира

ХХ в. вошел в историю культуры как век мировых войн и экономиических катастроф, обусловившие изменение парадигмы мышления и системы ценностей. Это изменение может быть определено понятием кризиса гуманизма как системы взглядов, что более всего ценит человека как личность, ее право на свободу и счастье, а нормой отношений между людьми считает принципы равенства, справедливости и человечности.

В рамках ХХ в. выделяют несколько периодов:

Первый период пришелся на рубеж XIX - н. XX вв. (1917 г.) - в это время шло формирование индустриальной цивилизации. Состоялась вторая научно-техническая революция (НТР), давшая миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль и другие достижения науки. Новые открытия в области различных областей научных знаний нашли применение в техническом производстве. Прогресс в индустрии сопровождался изменениями в финансово-кредитной сфере, социальной структуре общества, политической и культурной жизни.

Второй период это 20 - 30 годы связан с образованием новой политической формы устройства - социалистической, ставшей антагонистом для капиталистической системы.

Третий период это послевоенные 40-е годы и вся вторая половина ХХ в., когда происходил подъем национального самосознания. Получили распространение гуманистические принципы и идеалы. Ставшая мировой наука, создала условия для интенсивного развития техники. Началось активное исследование космического пространства.

Четвертый период - с конца ХХ в. связан с переходом развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. Этот переход был связан с увеличением роли информации, базирующейся на новой интеллектуальной технологии. Появилась возможность осуществлять обмен информацией с помощью компьютерных терминалов и добиться широкой социальной однородности. В результате сложилось понятие «информационное общество», для которого характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров длительного пользования (телевизоров, автомобилей и т.п.).

Появление телевидения осуществило небывалый по масштабам переворот в сознании, сравнимый разве что с изменением картины мира после полета человека в космос. Однако телевидение не только раскрыло новые горизонты познания мира (человек получает через него огромное количество различной информации), но и сформировало новое мышление, которому присущи фрагментарность, эпатажность, произвольность.

Сейчас в развитых странах мира продолжается процесс создания постиндустриального общества, для которого характерны: создание инфраструктуры сервиса, доминирование в обществе научно-технических специалистов, создание новой «интеллектуальной» техники.

Компьютеризация и развитие разветвленных информационных сетей позволяет говорить «глобальной электронной цивилизации» на базе телевидения, компьютерной службы и энергетики.

Благодаря техническому прогрессу возникли новые формы и виды искусства (электронная музыка, компьютерная графика), приобрели популярность массовые художественные зрелища, спорт стал сближаться с искусством.

Однако, наравне с достижениями современная культура противоречива и конфликтна. Можно выделить ряд антиномий: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гумманизация. Ученые бьют тревогу по поводу экологического состояния планеты. Философы, публицисты предупреждают о бедах, связанных с потерей духовности людей.

2. Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество

культура украинский национальный постмодернистский

Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество.

Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура.

Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли.

Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе «Восстание масс». Носителям «массового сознания» он противопоставил элиту - «творческое меньшинство». Если первые - только потребители культуры, не отличающиеся высокими вкусами, то другие - творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом.

Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компенсаторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современному человеку.

Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры.

Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетворение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т. ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры.

В целом, массовая культура - явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитан-ному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина достаточно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами».

3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской интерпретациях

Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиально меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида).

Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловленности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культуре.

Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игрового начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.

Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.

Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) - вот объективные предпосылки постмодернизма.

Для постмодернизма свойственно:

1. Поиски универсального художественного языка.

2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.

3. Идеи пессимизма и абсурдности.

4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.

5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).

6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: политику, религию, мораль, философию.

7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).

9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.

Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным...

Другие файлы:

Истоки украинской культуры
Основные черты первобытной (архаической) культуры. Мифологический характер первобытного мышления и освоения мира. Архаическая культура на территории У...

История украинской культуры
Феномен развития украинской культуры. Деятельность культурно-просветительских и художественных общественных объединений в современном государстве. Рол...

"История украинской культуры" как наука и учебная дисциплина
Возникновение понятия "культура", его современное значение. Культура как способ национальной самоидентификации. Структура и основные функции культуры...

Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков, основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия и духовная...

Історія української культури
Навчальний посібник «Історія української культури» репрезентує теоретичну реконструкцію ґенези української культури, закономірності і тенденції її роз...