Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

"История украинской культуры" как наука и учебная дисциплина

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Возникновение понятия "культура", его современное значение. Культура как способ национальной самоидентификации. Структура и основные функции культуры как неотъемлемого атрибута существования человека. Характерные черты и специфика украинской ментальности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа

«История украинской культуры» как наука и учебная дисциплина

Содержание

1. Возникновение понятия «культура» и его современное значение

2. Структура и основные функции культуры

3. Культура как способ национальной самоидентификации

4. Основные черты украинской ментальности

Литература

1. Возникновение понятия «культура» и его современное значение

Слово культура (лат. сultura), первоначально означало «возделывание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека римский философ М. Т. Цицерон в 45 г. до н.э. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие - пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.

В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности и культивирование духовности личности.

С эпохи Возрождения (XIV - н. XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек - как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.

В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рационалистическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культу-ру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.

В качестве научного термина, слово «культура» стало употребляться с XVIIІ в. - века «Просвещения», когда возникла потребность в специальном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духовного мира.

Однако если первоначально представление о культуре формиро-валось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно до-полнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX - н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре - «Культурологии». Название было предложено американским антропологом Л. Уайтом.

Фрмирование украинской культурологической мысли было связано с украинским философом Г. Сковородой, который впервые поста-вил вопрос о культуре как самостоятельном, независимом от природы, символическом мире. Применяя своеобразный символически-философский стиль мышления и, связав сердце с «внутренним» человеком, Сковорода заложил традиции национальной «философии сердца» (кардио-софии). Его учение получило дальнейшее развитие в Кирило-Мефо-дьевском братстве, и в частности, в творчестве П. Кулиша. Продолжил традиции «философии сердца» П. Юркевич. Для него сердце было не только центром человеческой духовности, но и главным основанием человеческой природы, условием существования человека как средо-точия божественного и земного.

Весомыми достижениями для культурологического знания стали исследования нескольких поколений известных украинских историков, этнологов, языковедов, антропологов - Н. Костомарова, И. Нечуй-Левиц-кого, Д. Багалея, И. Крипъякевича, М. Максимовича, В. Антоно-вича, М. Драгоманова, М. Дашкевича, М. Грушевского, А. Потеб-ни, И. Огиенко. Понять специфику украинской души давало возмож-ность литературное творчество Т. Шевченко, И. Котляревского, И. Франка, Леси Украинки, Н. Гоголя и многих других.

В современной украинской культурологи продолжают тради-ции М. Попович, С. Крымский, В. Скуратовский, О. Забуж-ко.

Многообразие культурологических концепций доказывает, что проблема сущности культуры и закономерностей ее развития не является до конца изученной и будет требовать постоянных творческих усилий для своего осмысления.

2. Структура и основные функции культуры

В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:

а) описательные;

б) исторические;

в) нормативные;

г) ценностные;

д) структурные;

е) символические;

ж) идеологические;

з) психологические.

Такое многообразие перечисленных групп определений подтвержда-ет тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение куль-туры - важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечело-веческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.

Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.

Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.

К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:

интеллектуальные (наука, образование);

эстетические (искусство и литература);

этические (мораль);

социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);

религиозные.

Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответ-ствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.

Научные ценности - это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.

Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступ-ках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человечес-ких отношений.

Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.

В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех нацио-нальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.

Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления - вот диалектика современного культурного процесса.

В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его цен-ностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.

Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.

Массовая культура - порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура.

Элитарная культура (от фр. Elite - отборное, выбранное, лучшее) - это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.

Различают политические и культурные элиты.

Субкультура - это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претен-дуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.

Контркультура - это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негати...

Другие файлы:

История государства и права Беларуси как наука и учебная дисциплина

Геополитика как наука и учебная дисциплина

Политология, как наука и учебная дисциплина

Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина
Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее периоды развития, структура. Источники и этапы развития теории и методики физическ...

Политология как наука и учебная дисциплина
История, объект и предмет политологии, основные факторы ее появления. Система категорий, закономерностей и методов политологии. Функции политологии: м...