Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Основные сюжеты мифологии майя

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Космология майя. Представления о вселенной, душе и загробном мире. Миф о потопе. Космогония. Происхождение мира. Космогония майя горной Гватемалы. Божественные близнецы Хун Хунахпу и Вакуб Хунахпу. Общие месоамериканские мифы. Северная прародина.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Майя до прихода европейцев были одним из самых крупных народов Америки. Языковая макросемья майя-соке была распространена от центральной Мексики и до западного Гондураса и Сальвадора, а по мнению некоторых исследователей, достигала Панамы. Сами же майя жили на пространстве от современных штатов Верокруза и Тобаско до западного Гондураса. Сегодня потомки майя живут в южной Мексике, Гватемале, Белизе, Сальвадоре и Гондурасе, их общая численность составляет порядка 7 миллионов человек.

Великое прошлое этого народа открывается нам через неповторимую архитектуру, развитую письменность, точнейшие расчёты в математике и астрономии, а также через интереснейшую мифологию, повлиявшую на становление духовных ценностей во всей Месоамерике и, одновременно помогшая европейцам разрушить мир древней Мексики.

Сегодня, несмотря на старания многих учёных в области майянистики, мы знаем о мифологии майя очень мало. Долгое время единственным письменным источником был труд францисканца Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане». В книге говориться о религиозных представлениях майя, письменности, календарной системе, общественной жизни, истории и мифологии. Однако, книга описывает жизнь майя в доколониальный и колониальный период и не рассматривает жизнь майя классического периода. Ещё одна ошибка, которую допустил Ланда это то, что он спалил майяские кодексы, которые возможно сегодня поведали бы нам о более ранней истории майя. Несмотря на это книга Ланды помогла Ю.В. Кнорозову расшифровать письменность майя и по текстам оставшихся кодексов и настенных надписях, показать картину прошлого этого народа. Сам же Кнорозов благодаря текстам кодексов, и погребальных сосудов смог приоткрыть тайну о религиозных представлениях классического периода майя.

Ещё одним источником по мифологии майя является летопись какчикелей. Эта книга рассказывает о событиях в истории народа какчикелей от мифологического начала народа до последних правителях и вождях народа уже в колониальный период.

Религиозные представления народов Юкатана раскрывает цикл книг-пророчеств «Чалам-Балам», названая так по имени великого прорицателя. Книга была написана уже в колониальный период, однако некоторые её части, возможно, были написаны и в посткласический период и позже уже были переписаны латиницей.

Важнейшим источником по мифологии майя является эпос «Пополь-Вух». В нём содержатся повествования о происхождении вселенной и человека. А так же эпос описывает приключения божественных близнецов - главных культурных героев мифологии майя.

Кроме этих источников стоит обратить внимание и на монументальные и архитектурные памятники майя. Сами города, их ориентация по сторонам света и планировка так же могут рассказать о некоторых религиозных представлениях. О многом могут рассказать многочисленные надписи на стелах и алтарях. Большое внимание нужно отнести керамике майя, на которой часто изображаются мифические герой и религиозные сцены.

Не стоит также забывать и письменных и архитектурных памятников других народов Месоамерики. Исходя из концепции о существовании «Материнской культуры», многие памятники других народов, могут раскрыть тайны мифологии майя, так как в той или иной степени были изначально связаны.

Целью данной работы является описание основных сюжетов мифологии майя, их анализ и определение места мифологии майя в обще месоамериканской мифологии.

Среди главных задач можно назвать следующие: установить некоторые связи между различными мифами в общей структуре мифологии майя; проанализировать какие события или явления могли стать основой для мировоззрения древних майя; раскрыть связь между религиозными представлениями майя и мифами других народов Месоамерики

1. Космология и космогония майя

1.1 Космология майя. Представления о вселенной

Основными источниками по космологии майя классического и постклассического периода, в первую очередь, являются сохранившиеся кодексы майя. На сегодняшний день их найдено всего четыре. Кодексы в основном содержат тексты религиозной направленности, а также вычислительные таблицы движения небесных тел и явлений. Многочисленные надписи, повествующие о создании и строении мира, мы можем видеть и на архитектурных памятниках и на керамических изделиях майя.

Для религий Мезоамерики, так же как для религий Востока, характерны представления о повторяющихся циклах сотворения и разрушения мира. Ацтеки и майя полагали, что мироздание прошло уже четыре таких цикла и наша эпоха является пятым циклом творения, которому суждено погибнуть из-за землетрясений. В этих предполагалось существование временных циклов большой продолжительности. В этом аспекте представления майя схожи с индуистскими представлениями о кальпах.

Длина каждого из таких циклов составляла 13 так называемых бактунов, приблизительно равных 5200 годам. Таким образом можно подсчитать, что наш мир был сотворён 11 августа 3113 г. до н.э., а конец света должен наступить 21 декабря 2012 года, когда цикл длинного счёта майя подойдёт к концу.

Реконструкция космологии майя является сложной задачей. По представлениям майя, Вселенная - йок каб (буквально: «над землёй») - представлялась в виде расположенных друг над другом миров. Земля была плоской и имела четырёхугольную форму. Каждый из углов земли был направлен на одну из сторон цвета, каждая сторона света имела свой цвет. По четырём углам мира росли четыре «мировых древа». На Востоке - красное, символизирующее цвет зари. На Севере - белое; возможно в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет снега. На Западе стояло чёрное дерево, символизировавшее цвет ночи. На Юге росло жёлтое дерево - оно символизировало цвет солнца. В центре росло «Первоначальное Древо» - «Йаш-Че» зелёного цвета. Йаш-Че часто ассоциируется с сейбой. В легендах майя сказана версия происхождения человека от сейбы, которая вскармливала людей из 400000 сосков.

Интересно то, что представление о центральном первоначальном дереве и столбах подпирающих небеса возникли у майя на основе их древнейших жилищ. Жилища были ориентированы по сторонам света, крыша опиралась на одну центральную балку и четыре столбика в каждом углу жилища. Древние майя проецировали строение их жилища на строение их вселенной.

В прохладной тени «Первоначального древа» размещался рай с богиней Иш Таб, сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле. В отличии от христианской религии в мировоззрении майя существовало два рая. В первый попадали храбрые войны, праведники, женщины, которые погибли при родах и самоубийцы. Во второй рай - рай бога Чака, попадали утопленники и те, кого принесли в жертву этому богу. Здесь же стояли четыре гигантских кувшина с водой: когда боги лили из них воду, на земле шёл дождь. Небеса были многоярусными. Над землёй находилось тринадцать небес, на которых жили боги, которых майя называли Ошлахун-Ти-Ку. Небеса поддерживали четыре брата Бакаба, стоявшие по сторонам света и так же имеющие каждый свой цвет. Эти боги напоминают титанов из мифологии древних Греков.

Представления о тринадцати небесах возникло у древних майя на материальной основе. Оно явилось непосредственным результатом длительных и тщательных наблюдений за небом и изучения, в мельчайших подробностях, движения небесных тел. Это позволило древнейшим астрономам майя, а скорее всего ещё ольмекам, в совершенстве усвоить характер перемещения Солнца, Луны и Венеры по обозримому небосклону. Майя наблюдая за движениями светил не могли не заметить, что они передвигаются не вместе с остальными звёздами, а своим собственным путём. Как только это было установлено, вероятнее всего было предположить, что у каждого светила существовало своё «небо» или «слой неба».

Как было сказано выше, тринадцать слоёв неба занимали тринадцать богов Ошлахун-Ти-Ку. Считается, что эти боги были так же покровителями числительных от 1 до 13 в ритуальном календаре, функции которых свидетельствуют об их важности. Почитание этих богов было ограничено жреческим классом, так как если судить по функции, связанной с математикой и религиозным календарём, по мифологическому характеру и их участию в космогонических битвах, они должны были быть далеки от забот простого народа.

Но если представления о строении вселенной в целом нам сегодня понятны, то совершенно другая ситуация связана с «подземными мирами». Сложно сказать, почему миров было именно девять, но точно известно, что владыкой подземного мира был Хун Ахав.

Как уже было сказано, подземный мир делился на девять уровней, каждому из которых покровительствовал один из девяти богов, которые вместе назывались Болон-Ти-Ку. Эти боги являлись антагонистами Ошлахун-Ти-Ку и являлись врагами всего человечества, насылая на людей болезни и смерть. Вредное влияние этих богов на жизнь и поступки человека проявляется и в календаре и в эпосе ицев «Чалам-Балам» в главе «Девять богов ночи» Там описано соперничество между Болон-Ти-Ку и Ошлахун-Ти-Ку, которое закончилось победой первых и привело к катастрофе, в итоге чего погиб один из родов людей последовательно создававшихся богами.

1.2 Представления о душе и о загробном мире

В соответствии с анимистическими представлениями, в мифологии майя, у человека было две души: «душа-тень» и «душа-дыхание». Последняя отождествлялась чаще всего с дыханием и биением сердца и должна была появиться у ребенка при рожд...

Другие файлы:

Казахская мифология
Среди работ казахстанского исследователя филологии казахского языка, фольклора и мифологии Серикбола Кондыбая, это единственная книга о казахской мифо...

История и культура древней цивилизации Майя
Загадки цивилизации майя. Храмы, которые строили майя. Религиозные представления древних майя. Астрономические познания майя. Экономическое положение...

Астрономия майя как земное отражение космоса
Общественная организация и религиозные верования. Астрономия и математика майя. Астрономы майя — на службе земледелия. Календарная система майя. Два к...

Мифология и культура майя, ацтеков и инков доколумбовой Америки
Раннеклассовые государственные образования индейцев Мезоамерики. Общее представление о мифологии индейцев Центральной Америки. Эсхатологическая и кале...

Письменность индейцев майя
В продолжение публикации "Иероглифические рукописи майя", еще один монументальный труд Ю.В. Кнорозова. Эта объемная монография содержит сведения об ис...