Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Мифология и культура майя, ацтеков и инков доколумбовой Америки

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Раннеклассовые государственные образования индейцев Мезоамерики. Общее представление о мифологии индейцев Центральной Америки. Эсхатологическая и календарная мистика мифологических образов. Ацтекский пантеон. Три основных периода истории и культуры майя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Мифология и культура майя, ацтеков и инков доколумбовой Америки

Введение

До испанского завоевания (в XVI веке) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Мезоамерики (Месоамерики) (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.) с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования.

Племена, обитавшие севернее и южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне социально-экономического развития. Несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных лингвистических групп, мифология индейцев Мезоамерики была единой, но претерпевала стадиальные изменения.

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении.

Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, оно также дает нам пути к познанию тех далеких культур. В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркивающий их своеобразие, словесный портрет каждой. Корни этих великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно, что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом.

Цель работы - рассмотреть мифологию и культуру трех народов Америки доколумбовой эпохи - инков, ацтеков и майя.

Общее представление о мифологии индейцев Центральной Америки

Вероятно, уже у первых жителей Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о возникновении огня, происхождении людей и животных и др. В дальнейшем, при развитии собирательства были созданы мифы о каймане - покровителе пищи и влаги, о добрых духах растительности, о сотворении и строении вселенной. Ко времени доместикации и распространения маиса как культурного растения (5 тыс. лет до н.э.) относятся и восстановленные по петроглифам, многочисленным обломкам глиняных статуэток и каменным печатям-штампам мифы о верховном многофункциональном божестве - "богине с косами" (название условно), в образе которой сливаются более ранние представления о духах растительности и животного мира. "Богиня с косами" олицетворяет собой одновременно небо и землю, жизнь и смерть (некоторые её изображения имеют по две головы); из её груди струится "небесное молоко" - дождь, она владычица всякой влаги, от неё зависит процветание всего растительного и животного мира. Башилов В. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972. С. 75

В более поздних мифологических системах это божество распадается на ряд богинь, связанных с влагой, луной, деторождением, смертью, кукурузой, какао, агавой и др. Богиня изображалась в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, женщины с подчёркнутыми чертами пола или старухи с отвисшей грудью. Эти три этапа возрастного развития женщины (юность, зрелость, старость) являются олицетворением времени весеннего цветения, плодоношения и осенне-зимнего периода; сохранилась статуэтка богини с триединым торсом. Известны и зооморфные изображения этой богини: в виде утки (владычица воды), жабы (владычица земли), паука и др. Её ребёнок, упитанный младенец без явных признаков пола ("толстый бог" - название условно), выступает посредником между матерью и людьми, чьё благополучие он обеспечивает. Вероятно он олицетворяет маис и солнце, позднее в его функциях выступают три различных божества - кукурузы, солнце и весеннего цветения природы (сравни ацтекского Шипе-Тотека). К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины, который, возможно, почитался как "старый бог" (сравни ацтекского Шиутекутли) - отец "толстого бога", хотя и не ясна его связь с "богиней с косами" в этой мифологической системе, засвидетельствованной почти на всей территории Мезоамерики.

В классический период (первые века до н.э.) развития мифологической системы, совпадающего с появлением раннеклассовых городов-государств, происходит дальнейшее дробление и уточнение функций божеств, возрастает их число, устанавливается связь божеств с культом правителей как их представителей на земле. В силу чисто политических причин (можно предположить, что в разработке системы деятельное участие принимали жрецы) вокруг того или иного божества группируются новые мифологические циклы, как, например, об основателе города, правящей династии. В мифологические образы вкладывается эсхатологическая и календарная мистика. Наряду с канонизацией основных черт главных божеств возникают смешанные образы, например, птица-ягуар-змея как олицетворение бога утренней звезды Венеры, появляются специальные божества смерти, свидетельствующие о развитии представлений о загробном мире. Однако процесс углубления этой системы развивался неодинаково в разных районах Центральной Америки. Например, у большинства народов Западной Мексики она практически не засвидетельствована.

В противоположность двум предыдущим системам, воссозданным на основе памятников изобразительного искусства и реликтовых отрывков, вошедших позднее в народные предания и сказки, третья мифологическая система достаточно полно представлена в письменных источниках, составленных в период испанского завоевания и вскоре после него.

В конце классического периода у народов Центральной Америки создаётся мифологический комплекс, основанный на представлениях о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью. Особо важное значение придавалось "кормлению" бога солнца, чтобы он мог совершать свой каждодневный путь по небу. Культура Перу. М., 1975. С. 49

Наиболее известным образцом третьей мифологической системы служит мифология ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в 13 в. и усвоивших мифологические представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков. В ацтекский пантеон вошёл ряд божеств соседних и покорённых народов.

Дальнейшее развитие и унификация отдельных ветвей сложной по происхождению и многоликой ацтекской мифологии было прервано испанскими завоевателями.

Мифология и культура майя

майя индеец америка мифология

Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:

- период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.);

- Древнее царство (250 - 900 гг. н. э.);

- Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).

Цивилизация майя сложилась на Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э. Именно тогда начался период в истории майя, который теперь называют архаическим. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. В это время известны каменные метейты и мано, керамические грузила.

Культура майя начинает своё формирование с 500 г. до н.э. по 300 гг. н.э. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя. Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры, неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В конце этапа "мамом" на Петене появляются небольшие поселения Вашактун и Тикаль. В Исапе развивается религия майя, теперь отличная от первобытных верований. Появляется образ ночного божества и божества дождя, позднее известного как Чак, "длинногубого бога". В Исапе найдено огромное число стел с изображением этого божества.

Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов: плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звёзд и планет, смерти, войны и т.д. согласно мифам майя, вселенная, также как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов - владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое Сейба (корни дерева Сейба находились в подземном мире, ствол - в среднем мире, а верхушка - в небесном или верхнем мире. По поверьям Майя все души умерших людей поднимались или спускались по мировой о...

Другие файлы:

Искусство доколумбовой Америки
История искусства доколумбовой Америки как результат взаимовлияния более или менее развитых культур разных народов: ольмеков, тольтеков, ацтеков. Знак...

Культура и мифология ацтеков доколумбовой Америки

Религиозно-мифологические представления индейцев доколумбовой Америки на примере майя
Своеобразной очаровательностью наделена культура доколумбовой Америки – культура майя, ацтеков и инков, которые крепко связаны. Существенным есть и то...

Древняя майя
Выяснение того, что по-настоящему убило майяскую цивилизацию: экономика или общество. Цивилизация древних майя. История майя. Майя – одна из ярчайших...

Культура ацтеков
История культуры ацтеков как последнего звена в длинной цепи цивилизаций. Ацтеки как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, юве...