Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Опера "Ригоретто" как образец синтеза различных видов искусств

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
История создания оперы "Риголетто". Художественный текст-основа Виктора Гюго. Особенности создания либретто Франческо Мария Пиаве. Выразительность музыки Джузеппе Верди. Сценография Этторе Фаджуоли. Костюмы Тани Маккалин, декорации Майкла Вэйла.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

18

Размещено на

Курсовая работа

Опера «Ригоретто» как образец синтеза различных видов искусств

Выполнила

Потапова Юлия

Введение

К сочинению оперы «Риголетто» Дж. Верди приступил в 1850 году и сам наметил план либретто, которое по его указанию написал Ф. Пиаве. Первоначально он хотел назвать оперу «Проклятье». Когда работа подходила к концу, цензура неожиданно потребовала переделки сюжета. Пришлось допустить некоторые изменения: место действия перенести из Франции в Италию, короля Франциска I превратить в герцога Ман-туанского, а шута Трибуле переименовать в Риголетто. В сорок дней композитор завершил партитуру.

Опера «Риголетто» принадлежит к числу самых драматичных, динамически насыщенных произведений Верди, с яркими, рельефно выписанными характерами, наделенными индивидуальными чертами; для каждого из них композитор нашел свою музыкальную сферу и разнообразные вокальные формы: балладу, песенное повествование, драматический монолог, выразительные речитативы, ансамбли. Большую роль играет оркестр - участник драмы, подчеркивающий психологически важные моменты действия. «Мне кажется, что самым театрально-действенным сюжетом, положенным мной на музыку, является „Риголетто". Там имеются страшные события, резкие контрасты, темперамент, патетика!» - писал Верди. Центральная фигура оперы - придворный шут Риголетто, образ противоречивый и трагичный. Он язвителен, жесток и, полный затаенной ненависти к придворным, натравливает на них развращенного герцога.

В краткой оркестровой прелюдии звучит мрачная «тема проклятия» -- основная тема оперы. Прелюдия непосредственно переходит в танцевальную музыку, которой открывается блестящий бал. Беспечный, веселый герцог принимает гостей. Его легкая, жизнерадостная баллада как бы вливается в общее настроение бала. Среди толпы придворных - злобный и мстительный шут Риголетто, хорошо вписывающийся в бездумную обстановку дворцовой жизни. «Колючие» реплики, острый ритм, «язвительные» отыгрыши оркестра очерчивают его облик Крунтяева Т.С., Розанов А.С. 25 оперных шедевров. - М.: Музыка, 1980. - С. 56-57..

Партитура «Риголетто» была закончена чрезвычайно быстро - в 40 дней. Премьера состоялась 11 марта 1851 года в Венеции. Опера была принята восторженно и быстро распространилась по всем европейским сценам, принеся Дж. Верди широчайшую популярность.

Глава I. Художественный текст-основа В. Гюго

Опера Джузеппе Верди в трех действиях (часто даваемая в четырех действиях, основана на драме Виктора Гюго «Король забавляется», написанной в 1832 году.

Теперь все так хорошо знают мелодии из «Риголетто», - («Сердце красавицы...»), квартет («О, красотка молодая») и другие, - что трудно себе представить, что когда-то они считались опасными и чересчур вольными. Тем не менее, самые первые читатели либретто, - а это были венецианские цензоры, - нашли его столь непристойным, что настояли на ряде весьма существенных изменений. А за несколько лет до того как была написана опера, пьеса, легшая в ее основу, была запрещена в Париже и снята после двух исполнений. И это несмотря на то, что автором ее был великий Виктор Гюго.

Этой пьесой была драма «Le roi s'amuse» («Король забавляется»), и главными персонажами в ней - исторические фигуры, король Франции Франциск I и его шут Трибуле. Сюжет ее, в основном, тот же, что и рассказанный в опере. Цензоров же, как в Париже, так и в Венеции, беспокоил тот нелестный облик, в котором представал реально существовавший французский король. Это было в 1832 году, когда в Европе отчетливо ощущались идеи романтизма и революции Французские цензоры полагали, что представление такой пьесы на сцене может вдохновить народ на революционные действия. Либретто, которое читали венецианские цензоры, имело другое название - «La maledizione» («Проклятье»), но постыдным правителем в этом варианте оперы по-прежнему был все тот же Франциск I.

Верди пришлось столкнуться с теми же проблемами, когда он дал на чтение неаполитанским цензорам «Бал-маскарад». В случае с «Риголетто» изменения можно было сделать сравнительно легко. Место действия было перенесено в Италию; король, был понижен в ранге и теперь стал герцогом, а его имя было изменено таким образом, что, если и не стало вымышленным, то, по крайней мере, не относилось к существовавшему герцогскому роду. Имя шута тоже было изменено на полностью вымышленное - Риголетто. По этому имени, которое, как полагают некоторые, должно «проглатываться столь же легко, как суп или свежий хлеб», была и названа опера Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майканара. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - С. 413-414..

В. Гюго подал в суд, обвинив правительство в произволе и восстановлении цензуры, уничтоженной революцией 1830 года. Судебный процесс получил широкий общественный резонанс, но запрет снят не был -- второе представление пьесы «Король забавляется» состоялось во Франции лишь полвека спустя, уже в менее тревожное время под названием «Месть глупца». Она стала очень популярной благодаря, помимо прочего, замечательной игре Эдвина Бота, исполнившего в ней роль шута.

Драматургия В. Гюго привлекла Верди яркими романтическими контрастами, бурным столкновением страстей, свободолюбивым пафосом, напряженным, динамичным развитием действия. Сюжет «Риголетто» Верди считал лучшим из всех, положенных им на музыку: «Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды и другие создают замечательные драматические эпизоды». Композитор по-своему трактовал образы Гюго, что вызвало протест со стороны писателя. В исторической драме с массовыми сценами и многочисленными подробностями жизни и быта двора Франциска I (1515-1547). Верди прежде всего заинтересовала психологическая драма 100 опер / Ред.-сост. М. Друскин. - М.: Музыка, 1981 - С. 121-122..

Глава II. Либретто Франческо Мария Пиаве

Верди работал над оперой с необычайным подъемом и лихорадочной быстротой. Работа подходила к концу, когда цензурой был внезапно наложен запрет на либретто. Этого следовало ожидать, если вспомнить ту широкую огласку, которую имело запрещение обличительной драмы Гюго во Франции. Запрет либретто сопровождался порицанием «поэту Пиаве и знаменитому маэстро Верди за то, что они не избрали более достойного поля деятельности для своих талантов, чем сюжет, столь отталкивающе безнравственный и столь непристойно тривиальный»5. Попытка Пиаве сделать компромиссные изменения в либретто была решительно отвергнута композитором.

«Я убедился, что в этом искаженном произведении исчезли и характер и смысл и, наконец, наиболее драматические его моменты теперь совершенно не трогают», - писал с возмущением композитор директору театра К. Мардзари о новом варианте Пиаве (14 декабря 1850 года). Верди возражает против перенесения места действия в другую эпоху и в другую страну, ибо в связи с этим должны измениться и характеры. Франциск I не должен превращаться в герцога Вандомского. Верди утверждает, что герцог в новом варианте либретто совершенно лишен характера. Недопустимым считает Верди намерение либреттиста затушевать развращенность герцога, без которой вся драма становится бессмысленной -- как герцог попал бы в трущобу, если бы он не шел на любовное свидание; теряет смысл и страх Риголетто, опасающегося выпускать из дома дочь. С особой страстностью Верди отстаивает центральный образ оперы - шута. Податливый Пиаве уже готов был заменить его традиционным прекрасным героем в угоду цензуре, которая считала неприличным выводить на сцену в качестве основного персонажа урода. «Поющий горбун, - пишет Верди, - а почему бы нет (...). По-моему, показать этот характер, с его внешней уродливостью, смехотворностью и вместе с тем полный любви и страдания, -- прекрасная идея. Именно из-за всех этих своеобразных черт я и выбрал сюжет. И если отказаться от них, я не смогу продолжать дальше писать музыку. Если Вы скажете, что моя музыка может подойти и к измененному либретто, я отвечу Вам, что такие рассуждения для меня непонятны. Скажу Вам откровенно, что музыка моя, хороша она или плоха, никогда не бывает случайной. Я всегда стремлюсь придавать ей определенный характер».

После длительных споров Верди все же вынужден был допустить в либретто некоторые изменения: место действия перенесено из Франции в Италию; король Франциск I превращен в герцога Мантуанского; изъята сцена в спальне; шут Трибуле переименован в Риголетто -- его именем и названа опера. Цензурные неприятности отняли немало времени; чтобы успеть написать оперу к сроку, нужно было работать с максимальным напряжением. Уединившись в Буссето, Верди в сорок дней закончил партитуру Соловцева Л. Джузеппе Верди. - М.: Музыка, 1981. - С. 157-158..

Текст Гюго подвергся сокращению. Сюжет приобрел более камерное звучание; акцент был перенесен на показ личных взаимоотношений героев в психологически острых ситуациях. Некоторые сокращения были вызваны не только специфическими особенностями оперного жанра и индивидуальным замыслом композитора, но и опасениями цензурного запрета. Однако избежать столкновения с цензурой Верди не удалось. В начале 1850 года он разработал подробный план оперы, носившей название «Проклятье», и поручил написать текст Ф. Пиаве (1810-1876) - опытному либреттисту, который сотрудничал с Верди на протяжении многих лет. Часть музыки была уже написана, когда цензура потребовала коренной переработки либретто. Композитору предложили убрать исторический персо...

Другие файлы:

Проблемы синтеза искусств в трудах отечественных искусствоведов XX - начала XXI века
Понятие синтеза искусств, анализ его исторического аспекта. Синтез искусств как тип художественного творчества. Проблемы и тенденции развития теории с...

Пластика и пространство как основные формы художественного выражения
Проблема синтеза искусств является одной из главнейших проблем нашего искусства. Под синтезом мы разумеем такое соединение различных видов искусств,...

Композиционные проблемы синтеза искусств в трудах Георгия Петровича Степанова
Характерные особенности архитектурно-художественного и театрального типов синтеза искусств. Проблемы взаимодействия между искусствами. Представления Г...

Что надо знать об опере
СОДЕРЖАНИЕОт автораЧасть I. ЧТО ТАКОЕ ОПЕРА 1. Общие сведения 2. Речитатив и ария 3. Другие формы сольного пения 4. Ансамбль и хор 5. Оркест...

Синтез искусств в эпоху Средневековья в трудах исследователей искусства XX века
Представления о синтезе искусств как специфической особенности произведения. Взаимодействие искусств в эпоху Средневековья в трудах отечественных иссл...